Задачи менеджера в управлении деятельностью предприятия
В зависимости от иерархических уровней управления выделяют менеджеров высшего, среднего и более низкого уровней. Форма пирамиды свидетельствует, что на каждом следующем уровне находится меньше менеджеров, чем на предыдущем.
Иерархические уровни менеджмента
Основные задания высших менеджеров организации заключаются в формулировке ее миссии, ценностей, политики, основных стандартов деятельности, формировании структуры и системы управления, представительства на переговорах с государственными органами и главными контрагентами. Их деятельность характеризуется масштабностью, сложностью, приоритетностью стратегической направленности, наибольшей связью с внешней средой, разнообразием, напряженным темпом.
Деятельность менеджера высшего уровня
Функции высших руководителей чрезвычайно сложные, разноплановые, нуждаются в глубоких и многообразных знаниях, аналитических способностях, задатках политика, дипломата, публициста, оратора. Возглавляет организацию первый руководитель, который занимает свою должность на основании оформления трудовых отношений (заключение трудового договора или контракта) с владельцем (государством, акционерами, пайщиками и тому подобное) и является его доверенным лицом. Он несет перед владельцем полную ответственность за состояние и результаты работы организации. Руководители среднего уровня (основных подразделов и предприятий, которые входят в состав организации) назначаются и освобождаются от должности первым руководителем и несут перед ним ответственность за выполнение полученных заданий и сохранения имущества вверенных им подразделов. Через подчиненных руководителей они управляют их деятельностью: устанавливают задания исполнителям, осуществляют текущий контроль, проводят мероприятия по совершенствованию организации и технологии производства, условий труда, соблюдению дисциплин. В рамках компетенции им предоставлено право решать кадровые вопросы поощрять и карать своих подчиненных. Характер работы руководителя среднего звена определяется содержанием работы возглавляемого им подраздела. В ней преобладает решение тактических заданий, значительное место занимает взаимодействие с руководителями высшего и более низкого уровней.
Деятельность менеджера среднего уровня
Менеджеры низшего уровня – это руководители бригад, участков, групп и тому подобное, что работают непосредственно с исполнителями и несут полную ответственность за их действия Деятельность менеджера низшего уровня Именно на них приходится вся нагрузка повседневной работы с персоналом. К их обязанностям входит организация и координация труда подчиненных, обеспечение условий для выполнения ими качественно и своевременно производственных заданий; контроль за соблюдением графика работ, рациональным использованием оборудования, материальных и других ресурсов, соблюдения дисциплины и техники безопасности. Их работа характеризуется многообразными действиями, частыми переключениями из одного задания на другое, постоянным общением с непосредственными исполнителями.
Эвристическая, административная и операторская функции менеджера. Содержание работы менеджера и ее классификация Анализ управленческого труда свидетельствует о ее функциональной неоднородности. Выделяют такие функциональные составляющие труда менеджера: 1. Эвристическая – имеет выраженный творческий характер, связанная с постановкой проблемы, анализом ситуации, поиском путей решения. Направленная на разработку и принятие решения. Включает аналитические и конструктивные операции. 2. Административная – заключается в целеустремленном влиянии руководителя на подчиненных с целью выполнения ими поставленных задач. Направленная на координацию деятельности исполнителей. Включает операции: · Предписывающие – доведение решений до исполнителей; · Координационные – взаимосвязь, согласование деятельности исполнителей; · Контрольные – проверка выполнения; · Служебно-коммуникативные – принятие и передача информации. 3. Операторная – заключается в исполнении стереотипных (постоянно повторяемых) операций детерминированного характера, необходимых для информационного обеспечения процесса управления; · Документирование – составление, оформление, принятие, хранение документов; · Первично-учетные – сбор статистической, бухгалтерской и другой информации о хозяйственных и других процессах в организации; · Коммуникационно-технические – кодировка и декодирование информации, введение информации к ЭВМ; · Вычислительные и формально-логические (расчеты за заданным алгоритмом). Почти не существует должностей или профессий, деятельность в которых состоит лишь из какого-то одного аспекта. Чаще всего – это сочетание аспектов в определенном соотношении. Именно в зависимости от соотношения функциональных аспектов, а также от роли в процессе принятия управленческого решения разработана классификация кадров аппарата управления. Наименование должностей руководителей зависит от объекта руководства, специалистов – от характера функций или сферы деятельности, а технических исполнителей – от видов работ. Главную роль в осуществлении управленческой деятельности играют линейные руководители, которые возглавляют относительно самостоятельные хозяйственные подразделы – от концернов до бригад. Они не только координируют деятельность непосредственно подчиненных, но и разрешают весь круг вопросов деятельности. Функциональные руководители – это начальники специализированных функциональных подразделов – управлений, служб, отделов. К их обязанностям относится подготовка рекомендаций линейным руководителям из соответствующей функции. Функциональный руководитель в то же время есть и линейным руководителем относительно возглавляемого им структурного подразделения. Менеджера сравнивают с дирижером оркестра, партитуру, которого написал композитор. Менеджер является в то же время и дирижером, и композитором. В процессе управления менеджер обосновывает и принимает решения в ситуациях высокой динамичности и неопределенности с использованием современных информационных технологий и достижений науки в отрасли процессов, методов, форм управленческой деятельности; ведет постоянный поиск новых возможностей, привлекает и использует для решения поставленных задач ресурсы из многообразных источников, добиваясь повышения эффективности деятельности объекта управления. Относительно содержания работы менеджера, известный американский исследователь Г. Минцберг, применив метод „структурного наблюдения” выделяет десять ролей, которые принимает на себя руководитель в разные периоды и в разной степени. Роль – это набор определенных поведенческих правил. Эти десять ролей отражают многообразие менеджерского труда в сочетании, в пределах трех основных блоков; межличностных, информационных и роли, связанной с принятием решений. Роль менеджера по Г.Минцбергом
По мнению Г.Минцберга, роли не могут быть независимыми одна от другой, напротив, они взаимоувязаны и взаимодействуют. Межличностные роли вытекают из полномочий и статуса руководителя и охватывают сферу его взаимодействия с людьми. Они делают руководителя центром сосредоточения информации, что дает ему возможность и в то же время принуждает играть информационные роли и действовать как центр обработки информации. Беря на себя информационные и межличностные роли, руководитель способен играть роли, связанные с принятием управленческих решений. Следует отметить также, что эти роли очень часто перекрещиваются, выполняются одновременно.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1134)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |