Признаки коллектива как субъекта деятельности
| Признаки коллектива как субъекта общения
| Коллектив как субъект отношений
| Личность в коллективе
|
1.Направленность активности.
5.Ценностно-ориентационное единство.
6.Организован-ность.
10.Лидерство.
14.Эффективность деятельности.
20.Срабатывае-мость.
18.Надежность.
| 2.Психологичес-кий климат.
7.Сплоченность
11.Совместимость
12.Единство мнений о людях и группе.
| 3.Благополучие взаимоотношений
8.Статусная структура в межличностных отношениях (звезды – предпочитаемые - аутсайдеры - отвергнутые).
15.Отношения:
деловые –эмоциональ-ные.
| 4.Коллективистическое самоопределение личности.
9.Чувство принадлежности к данной группе.
13.Удовлетворенность – неудовлет-воренность своим статусом.
16.Стремление «внедриться» в сознание других членов группы (и изменить их поведение).
17.Желание быть как все.
19.Интеграция с другими членами группы.
|
Поэтапное развитие группы по пути к коллективу
21.Диффузная группа («сыпучий песок»)
23. Группа - ассоциация («вязкая глина»)
25. Группа - кооперация («мерцающий маяк»)
27. Группа - коллектив («горящий факел»)
|
Признаки хорошо организованного детского коллектива (по А.С.Макаренко)
22.Каждый ребенок психологически защищен
24. Чувство собственного достоинства сохраняется у всех, даже у самых слабых.
26. Много приветливых радостных лиц.
28. Преобладает приподнятое настроение («мажор»).
|
Литература
1. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1986. – С. 159-196.
2. Лутошкин А.Н. Как вести за собой: Старшеклассникам об основах организаторской работы. –М.: Просвещение, 1981.
Тема 10: «Человек познающий»
1. Свойства ощущения
| 2. Свойства восприятия
|
46.Качество, интенсивность.
49. Латентность (инертность).
50. Чувствительность (абсолютная и относительная).
53. Адаптация (положительная и отрицательная).
56. Сенсибилизация.
55. Синестезия
| 47. Структурность и целостность.
48. Предметность.
51. Осмысленность.
52. Константность.
54. Апперцепция.
|
Классы ощущений: Виды восприятия:
3. Экстероцептивные. 1. Пространства.
6. Проприоцептивные. 2. Времени.
5. Интероцептивные. 4. Движения.
Рациональное познание.
Память и мышление.
Виды памяти Виды мышления
|
7.Произвольная - непроизвольная
11. Кратковременная - оперативная – долговременная
13. Эмоциональная
14. Образная
12.Словесно- логическая 15.Двигательная
| 8.Предметно – действенное
9. Образное
10. Словесно-логическое
|
Процессы памяти
| Механизмы мышления
|
18. Запоминание
19. Сохранение
22. Воспроизведение
23. Забывание
| 17.Анализ через синтез
20.Аналогии
21. Классификация
16. Обобщение.
|
Индивидуальные особенности
памяти (преобладающая)мышления
24. Слуховая
25. Зрительная
28. Двигательная
| 26. Глубина
27. Самостоятельность
29. Оригинальность
30. Гибкость.
|
Индивидуальные особенности
|
внимания
| Воображения
|
Виды
|
31. Произвольное
33. Непроизвольное
35. Послепроизвольное
| 32. Пассивное
34. Активное
36. Творческое
37. Воссоздающее
|
Свойства и механизмы функционирования
Внимание Воображение
38.Объем
42. Распределяемость
43. Переключаемость
45. Устойчивость
44. Колебания
| 39.Агглютинация
40. Гиперболизация
41. Заострение
|
Литература
1. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1986. – С.231-365.
Тема 11: «Индивидуально-психологические особенности»
Основные показатели, элементы структуры
Темперамента
| Характера
| Способностей
|
4.Эргичность
6.Эмоциональность
7.Пластичность
| 3.Отношение к труду
5.Отношение к другим людям
8.Отношение к себе
| 1.Индивидуально-психологические свойства
2.Обеспечивает скорость усвоения опыта
9.Отражает оригинальность, неповторимость продуктов деятельности
|
Виды (типы)
ТемпераментаХарактераСпособностей
|
10.Холерик
14.Сангвиник
16. Флегматик
17. Меланхолик
| 11.Нормальные
12.Психопатии (астенический, психоастенический, истероидный, возбудимый по Ганнушкину)
| 13.Общие
15.Специальные
|
Проявления в жизнедеятельности
Темперамента Характера Способностей
|
18.Хотя и не является ограничением при выборе основных (массовых) профессий, но предполагает формирование индивидуального стиля деятельности;
21. Проявляется в эмоциональной, интеллектуальной, двигательной сферах;
| 19. Как правило, при выборе профессии не учитывается, хотя реально влияет на успешность труда;
22. В большей мере проявляется в общении;
| 20.Является ведущим критерием при профотборе
23. Выступает одним из основных факторов успешности деятельности
|
Ведущие факторы развития
Темперамента Характера Способностей
|
24.Генные (наследственные предпосылки)
| 25. Социальный компонент (семья, обучение, условия деятельности)
| 26.Высокая личная мотивация 27.Благоприятные социальные условия
28.Работа на пределе сил.
|
Литература
1. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1986.– С. 366-400.
Тема 12: «Эмоционально-волевая сфера человека»
Эмоции
| Воля
|
Основные функции
|
2.Регулятивная
3. Экспрессивная
5.Мотив поведения
| 1.Саморегуляция (власть над собой)
4. Управление социальной ситуацией
|
Формы переживания чувств Структура волевого акта
|
6.Чувственный тон
9. Эмоции
10. Настроение
13. Аффект
14. Стресс
| 7.Постановка цели
8. Осознание путей достижения
11. Борьба мотивов
15. Принятие решения
12.Выполнение решения
|
Высшие чувства Локус контроля
|
16. Праксические
18. Интеллектуальные
20. Нравственные
21. Эстетические
| 17. Внешний
19. Внутренний
|
Литература
1. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1986. – С. 366-462.