Государственные гарантии осуществления местного самоуправления (правовые и организационные)
Под гарантиями понимаются созданные государством и обществом необходимые условия и средства, обеспечивающие фактическую реализацию и всестороннюю охрану прав муниципальных образований, а также предпосылки для поступательного развития местного самоуправления. Организационные гарантии: К гарантиям, обеспечивающим организационную самостоятельность местного самоуправления, относятся закрепленные Конституцией Российской Федерации и законодательством о местном самоуправлении организационные основы местного самоуправления, самостоятельно формируемые каждым муниципальным образованием органы местного самоуправления, не входящие в систему органов государственной власти, а также правовые принципы определения компетенции органов местного самоуправления. В числе гарантий организационной самостоятельности местного самоуправления можно выделить: 1) конституционные гарантии организационной обособленности органов местного самоуправления. Конституция Российской Федерации (ст. 3), закрепляя механизм осуществления принадлежащей народу власти: самим народом непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления, подчеркивает тем самым особое значение органов местного самоуправления как отдельного, самостоятельного уровня в системе народовластия, как одну из основ конституционного строя Российской Федерации. Конституция Российской Федерации также содержит указания на то, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12) и их структура определяется населением самостоятельно (ст. 131). Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ ограничивает случаи участия органов государственной власти и их должностных лиц в осуществлении исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий, в формировании органов муниципальных образований, назначении и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления (ст. 5, 6, 34, 37, 75). Закон не допускает подчиненность органа или должностного лица одного муниципального образования органу или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования (ст. 17). 2) гарантии самостоятельного определения населением структуры муниципальных органов. В соответствии со статьей 131 Конституции Российской Федерации структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Никто не вправе навязать муниципальным образованиям формирование тех или иных органов, наличие тех или иных выборных должностных лиц, кроме случаев, прямо указанных в законе. Население самостоятельно в выборе конкретных организационных структур, обеспечивающих решение задач местного самоуправления. Федеральный закон 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в статье 34 раскрывает содержание понятия «структура органов местного самоуправления», подчеркивая при этом, что конкретный перечень органов и выборных должностных лиц местного самоуправления должен быть предусмотрен в уставе муниципального образования. Все они наделяются собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. 3) гарантии организационной самостоятельности местного самоуправления. Организационная самостоятельность местного самоуправления, его обособление в системе управления обеспечиваются тем, что избрание либо назначение должностных лиц местного самоуправления, образование органов местного самоуправления, кадровая политика находятся в ведении муниципальных образований. В той же статье 34 названный Федеральный закон в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации устанавливает, что порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности этих органов определяются уставом муниципального образования. 4) гарантии организационной самостоятельности местного самоуправления, обеспечиваемые через механизм наделения органов местного самоуправления собственной компетенцией по решению возлагаемых на них задач. Для самостоятельного решения вопросов местного значения, а в установленных законом случаях и иных задач органы местного самоуправления наделяются собственной компетенцией. Федеральные законы, законы субъектов Федерации, регламентирующие вопросы, относящиеся к предметам ведения и полномочиям муниципальных образований, затрагивающие иные вопросы местного самоуправления, не могут противоречить Конституции Российской Федерации, Федеральному закону 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ограничивать гарантированные ими права местного самоуправления. 5) гарантии организационной самостоятельности местного самоуправления, обеспечиваемые финансово-экономической самостоятельностью местного самоуправления. Организационная самостоятельность местного самоуправления реальна лишь при наличии у муниципальных образований материально-финансовых ресурсов, соразмерных тем функциям и полномочиям, которые законодательство закрепляет за органами местного самоуправления. Конституция Российской Федерации, признавая и гарантируя местное самоуправление, определяет экономические условия местного самоуправления. Это находит свое отражение, прежде всего, в признании и равной правовой защите, наряду с другими формами собственности, также и муниципальной собственности, в праве органов местного самоуправления самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы (ст. 8, 132), требовать компенсации дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти (ст. 133). 6) гарантии организационной самостоятельности местного самоуправления, обеспечиваемые властным, общеобязательным характером муниципальных правовых актов. Федеральный закон 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в статье 43 наряду с закреплением системы муниципальных правовых актов устанавливает, что устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан). 7) гарантии организационной самостоятельности местного самоуправления, обеспечиваемые правом муниципальных образований иметь собственные официальные символы. В соответствии с федеральным законодательством и геральдическими правилами муниципальные образования вправе устанавливать собственные официальные символы (гербы, эмблемы, иные символы), отражающие исторические, культурные, социально-экономические, национальные и иные местные традиции. Правовые гарантии: Особое место в системе гарантий, обеспечивающих правовую защиту местного самоуправления, занимают конституционные гарантии судебной защиты прав местного самоуправления (ст. 133 Конституции Российской Федерации). Правовая, в том числе судебная, защита нарушенных прав органов местного самоуправления и прав населения на осуществление местного самоуправления включает следующие гарантии. 1. Гарантии обеспечения исполнения муниципальных правовых актов, принятых органами местного самоуправления. В соответствии с Федеральным законом 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решения органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения всеми расположенными на их территории предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, государственными органами, органами местного самоуправления, а также должностными лицами и гражданами. 2. Гарантии ответственности за ущерб, причиненный в результате неисполнения муниципальных правовых актов. Предприятия, учреждения, организации, общественные объединения, их должностные лица, граждане несут перед органами местного самоуправления материальную ответственность, взыскиваемую в судебном порядке, за ущерб, причиненный муниципальному образованию, интересам населения в результате неисполнения решении органов местного самоуправления, принятых в пределах их полномочий. 3. Гарантии судебного обжалования законов и иных нормативных правовых актов федерального и регионального (субъектов Федерации) уровней по вопросам местного самоуправления. В соответствии с Федеральным законом 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 7), если орган местного самоуправления полагает, что федеральный закон или иной нормативный правовой акт Российской Федерации либо соответствующий акт субъекта Федерации по вопросам организации местного самоуправления и (или) установления прав, обязанностей и ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления не соответствует Конституции России, федеральным законам, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации, то этот вопрос разрешается соответствующим судом. Особая роль в обеспечении и защите прав местного самоуправления принадлежит Конституционному Суду Российской Федерации. 4. Гарантии судебного обжалования муниципальных правовых актов. Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами и должностнымилицамиместного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, а также судом. Иски о признании таких актов недействительными подаются в суд или арбитражный суд и рассматриваются в порядке, предусмотренном положениями главы 25 «Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» ГПК РФ. 5. Гарантии судебной защиты прав граждан и органов местного самоуправления при принятии устава муниципального образования. Отказ в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также нарушение установленных сроков государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав могут быть обжалованы гражданами и органами местного самоуправления в суде. 6. Гарантии судебной защиты прав и интересов муниципального образования при временном осуществлении органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления. Федеральный закон 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает возможность обжалования в судебном порядке решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принятых по вопросам временного осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, в том числе пси вопросам введения временной финансовой администрации. Суд должен рассмотреть жалобу и принять решение не позднее чем через 10 дней со дня ее подачи. 7. Гарантии судебной защиты прав и законных интересов органов и должностных лиц местного самоуправления в случае наступления ответственности перед государством. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта Федерации, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего исполнения указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2086)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |