Ожидание потока наличных
У каждого бизнеса бывают как трудные, так и богатые времена, и чтобы быть материально устойчивым, вы должны овладеть навыками ожидания будущего наличного потока. Прогноз позволит вам ожидать циклы замедления и поможет разработать план по их преодолению. Чтобы выполнить эту задачу, вы должны сделать прогнозный проект на: – доходы; – расходы; – бюджет (где вы можете сравнить доход с расходами). Доходы.Начните проект сведением ежемесячного отчета о доходах, взяв информацию у вашего бухгалтера или в компьютерной системе бухгалтерского учета. Удостоверьтесь, что вы включили в проект: · продажи; · продажи по кредитным карточкам; · счета к получению; · инвестиционный доход; · разный наличный доход. Хорошая идея - использовать цифры за прошлый год, чтобы подготовить проект доходов на год текущий. Как только вы получите все ваши числа за каждый месяц, сделайте запись о них в рабочей ведомости о наличном потоке. Расходы.Было бы хорошо, если бы ваш бухгалтер или компьютерная система бухгалтерского учета выпускали отчеты, которые детализировали бы ваши расходы по разным категориям за каждый месяц года. Вы можете также восстановить информацию по корешкам чеков, финансовым отчетам и Отчетам по кредитным карточкам. Введите общую цифру ежемесячных расходов за предыдущие двенадцать месяцев в вашу рабочую ведомость о наличном потоке. Важное напоминание: не вносите в список расходы, которые были однократными. Например, если вы оплачивали ссуду и больше не имеете таких ежемесячных платежей, опустите их при создании проекта на текущий год. Как только вы рассчитали проектируемые ежемесячные доходы и расходы, вычислите полное активное сальдо или нехватку денег на каждый месяц. Заключительное вычисление — это ваш «текущий» или «совокупный» наличный поток, который принимает во внимание излишек/нехватку за предыдущий месяц. Теперь у вас будет довольно точный проект ежемесячного наличного потока. Каждый месяц сверяйте ваши проектируемые суммы с фактически и корректируйте ваш бюджет. Ключ к пониманию финансовых отчетов.По некоторым причинам малый бизнес печально известен заполнением своих документов. Кажется, что он слишком занят, чтобы создавать формы, которые являются необходимой частью деловой жизни. Это очень плохо, очень, потому что этот недостаток внимания к документам в сочетании с недостатком понимания простых финансовых отчетов может привести к беде. Наиболее обычные финансовые отчеты, используемые в большинстве предприятий малого бизнеса: Балансовая ведомость. Балансовая ведомость представляет собой «снимок» вашего малого бизнеса и дает вам оценку его стоимости на любой конкретный момент (дату). Балансовые ведомости обычно готовятся в последний день месяца и строятся по простому принципу: активы = долги + обыкновенные акции владельца. Отчет о прибыли и потерях - также известный как отчет Р & L (Profit & Loss) сравнивает расходы и доходы в течение некоторого периода времени, чтобы показать чистую прибыль или потери компании. Отчет о потоке наличных денег - этот простой отчет показывает изменения в оборотном капитале бизнеса с начала года, имея в списках источники фондов и использование этих фондов. Однако многие предприятия малого бизнеса не трудятся над таким отчетом, предпочитая вместо этого работать на наличном бюджете. Коммерческий отчет (отчет о продажах) - этот финансовый отчет сразу покажет вам, где находится ваш малый бизнес с точки зрения продаж и проекта продаж. Понимание простых финансовых отчетов может стать причиной успеха и неудачи вашего, малого бизнеса.
Структура затрат Материалы – 30% в структуре затрат (25,5% от цены) Заработная плата рабочим – 40% в структуре затрат (34% от цены) Начисления на заработную плату – 30,2% от заработной платы (10,3% от цены) Накладные расходы, включая амортизацию 18% в структуре затрат (15,2% от цены) _____________________ Рентабельность = 15% Цена – затраты на ед. продукции = прибыль на ед. продукции Налог на прибыль = 20%
Финансовая проработка бизнес - плана Финансовая проработка бизнес-плана предусматривает разработку следующих документов: 1. Прогноз доходов и расходов на период планирования. 2. Прогноз денежной наличности на этот же период. 3. Начальный баланс, отражающий состояние активов и пассивов на момент создания предприятия. 4. Прогнозный баланс на период планирования.
При составлении бизнес- планов инвестиционных проектов прорабатывается также финансовый профиль проекта.
Рассмотрим пример. Предполагается создать предприятие по производству изделий из пластмасс. Для создания предприятия необходимо: 1. Приобрести оборудование на сумму 150 тыс. у.е. 2. Приобрести участок земли стоимостью 50 тыс. у.е. 3. Строительство здания обойдется в 50 тыс. у.е. 4. Для создания начального запаса сырья потребуется 20 тыс. у.е.
Предполагается, что для финансирования проекта создания предприятия на первом этапе будет сформирован уставный капитал в объеме 200 тыс. у.е. и привлечен кредит банка в размере 100 тыс. у.е. под 12% годовых, обеспечением которого будет здание и земля.
Составление начального баланса С точки зрения финансового анализа ставится задача проверки выживаемости предприятия на первом этапе. Таблица 1. Начальный баланс (в у.е.)
Для дальнейшего анализа необходимо определить объем производства продукции. Производственная мощность оборудования позволяет ежегодно перерабатывать сырье и выпускать готовую продукцию на сумму 1500 тыс. у.е. Освоение производственной мощности предусматривается осуществить в течение трех лет, т.е. в третьем году будет производиться количество продукции соответствующее максимальной производственной мощности. Для увеличения объема производства в дальнейшем необходимо покупать дополнительное оборудование. Распределение объема производства по годам планируемого периода показано в таблице 2.
Таблица 2. Объем производства и реализации продукции (в у.е.)
Определим объем текущих расходов. Структура расходов следующая: материалы, затраты на персонал, накладные расходы, амортизация. Затраты на материал составляют 45% объема производства в текущем году. Исходя из этого, рассчитаем расходы на материал. Результаты представлены в таблице 3. Таблица 3. Затраты на материалы (в у.е.)
Затраты на персонал рассчитываются исходя из следующих данных:
1. Категории работников и их распределение по годам (данные представлены в таблице 4). Таблица 4. Категории работников и их распределение по годам (чел. в год)
2. Годового фонда заработной платы по категориям работающих (представлен в таблице 5). 3. Величины накладных расходов и их распределения по годам. 4. Величины амортизационных отчислений.
Таблица 5. Годовой фонд заработной платы по категориям работающих (у.е. в год на чел.)
Расчет затрат на персонал приведен в таблице 6. Таблица 6. Затраты на персонал (у.е. в год)
Таблица 7. Сумма накладных расходов по годам (в у.е.)
Величина амортизационных отчислений рассчитывается от балансовой стоимости оборудования и здания из расчета 20% годовых и составляет ежегодно 40000 у.е. На основании плана реализации и расчета текущих затрат можно составить баланс доходов и расходов. Расчет представлен в таблице 8.
Таблица 8. Баланс доходов и расходов (в у.е.)
Как показывает расчет в первый год предприятие не покрывает своих расходов за счет выручки от реализации и работает с убытком в 90 тыс. у.е. Дальнейший анализ финансового состояния и обоснование правильности выбранной стратегии финансирования предусматривает расчет изменения текущих (оборотных) активов в процессе производственной деятельности в сопоставлении с их начальной величиной, отраженной в начальном балансе. При составлении начального баланса не учтено изменение запасов материалов, связанное с изменением объема производства, а также наличие такого элемента статьи оборотных активов, как дебиторская задолженность и такого элемента статьи пассивов, как кредиторская задолженность. Для расчета изменения текущих активов введем дополнительно следующие данные: 1. Размер дебиторской задолженности составляет 15% объема реализации текущего года. 2. Запасы материалов на конец года составляют 20% от потребности в материалах в следующем году. 3. Кредиторская задолженность составит 75 % от запаса материалов на конец года. Может быть также определен норматив запаса денежной наличности. Она не должна быть ниже 10 000 у.е. На основе представленных данных рассчитаем изменение потребности в финансировании текущих активов (без учета требований к нормативу денежной наличности). Расчет представлен в таблице 9.
Таблица 9. Расчет дополнительной потребности в финансировании текущих активов (в у.е.)
На следующем этапе произведем расчет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. При этом исходим из следующих установок: выплаты дивидендов в первые три года не производятся, при расчете налогооблагаемой прибыли из величины операционного дохода вычитается сумма процента за кредит, при расчете прибыли по годам убытки прошлых лет вычитаются, величина чистой прибыли рассчитывается как разность между налогооблагаемой прибылью и суммой налога. Расчет чистой прибыли приведен в таблице 10.
Таблица 10. Нераспределенная прибыль (в у.е.)
На основании выполненных расчетов можно составить прогнозный баланс. Для наглядности введем в прогнозный баланс данные начального баланса.
Таблица 11. Прогнозный баланс предприятия (в у.е.)
Вывод: результаты анализа показывают, что начальный план финансирования неприемлем, т.к. предприятие оказывается неплатежеспособным в течение всего рассматриваемого периода. Сумма наличных денежных средств составляет абсолютно недопустимую отрицательную величину в течение всего планируемого периода. Следовательно, необходимо искать другой вариант финансирования или иначе решать вопросы стратегии роста производства.
8. Производственный план Производственный план предназначен для определения объема выпускаемой продукции и возможных темпов его наращивания с учетом производственных и финансовых ресурсов предприятия. В основе определения плана производства лежат маркетинговые исследования, а также оценка производственной мощности предприятия. Основная цель разработки плана производства определение потребности в производственных площадях, оборудовании и предъявляемых к нему требованиях, потребность в материалах и сведения о потенциальных поставщиках используемых технологиях изготовления. Актуальным вопросом является приобретения производственных площадей. В бизнес-плане могут рассматриваться альтернативные варианты: получение безусловного права собственности, аренда с правом выкупа, простой договор аренды. Получение безусловного права аренды может предусматривать покупку участка земли с последующей застройкой, покупка земельного участка с имеющимся строением. Выбор варианта предусматривает оценку их сравнительной эффективности.
Производственные потребности анализируются на базе следующей информации: - состав производственных операций, возможность привлечения субподрядчиков и кто ими может быть; - потребляемое сырье и материалы, фирмы поставщики, их адрес и ориентированные цены; - оборудование, необходимое для производства, где можно купить или взять на прокат и его стоимости; - трудовые ресурсы: перечень специальностей с указанием числа работников каждой специальности, их зарплаты и возможностей подготовки таких специалистов; - помещения: потребность в производственных площадях, возможности аренды помещений, их покупки и др.; - накладные расходы: имеются в виду расходы на покупку инструментов, канцелярских товаров, на оплату счетов за электричество, водопровод и т.д.
Производственный план содержит полное описание производственного процесса, включая следующие вопросы: 1. Какую продукцию предлагается производить? 2. Подробное описание продукции, в том числе патент, товарный знак (если он есть). 3. Где будет располагаться фирма. 4. Нуждается ли помещение в ремонте и сколько это будет стоить. 5. Кто собственник помещения или оно арендуется. 6. Работники каких специальностей нужны. 7. Какое оборудование потребуется для офиса и где его взять. 8. Есть ли у вас опыт предпринимательской деятельности и руководящей работы, ваш возраст, образование, интересы, на чем основана ваша вера в успех. 9. На какой стадии находится разработка нового продукта.
В производственном плане содержится следующая информация: 1. Полное описание производственного процесса. Перечень операций, передаваемых субподрядчикам. 2. Сведения о субподрядчиках и почему они выбраны. 3. Стоимость услуг субподрядчиков, контакты, если оно имеются. 4. Схема производственных потоков в графическом виде. 5. Состав оборудования, которое необходимо купить в первую очередь. 6. Какое потребуется сырье, кто его будет поставлять и по каким ценам. 7. Какова будет себестоимость производимого продукта 8. Какое оборудование может потребоваться в будущем.
9. Организационный план Организационный план определяет профессиональный и качественный состав персонала предприятия, его производственную структуру. Комплектуя штат и выбирая сотрудников необходимо, с одной стороны - необходимо объективно оценивать, подходит ли кандидат к должностным требованиям, а с другой стороны - необходимо заботиться о репутации фирмы кА работодателя. Предлагаемые условия труда, оплата труда, форма и условия найма должны быть привлекательны для потенциальных сотрудников, чтобы стимулировать их изначальный интерес к работе и удерживать их в компании как можно дольше. Требования к специалисту включают определение образовательного ценза, профессиональных навыков, квалификации и т.п. Могут устанавливаться возрастные ограничения, наличие опыта работы, физическое здоровье, умение работать в команде. Организационный план включает решения по следующим вопросам: 1. Какова форма собственности создаваемого предприятия. 2. Сведения о партнерах и условиях уставного соглашения (для товариществ). 3. Сведения об основных пайщиках и о том, какой долей основного капитала они располагают (для АО). 4. Сколько акций по видам выпущено и сколько еще надо выпустить. 5. Члены совета директоров. 6. Кто владеет правом подписи финансовых документов. 7. Кто входит в руководящий состав предприятия (имена, адреса и т.п.). 8. Распределение обязанностей между членами руководящего состава. 9. Условия оплаты труда руководящего состава.
Литература
1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ (действующая редакция от 14.11.2013) // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, № 32, ст. 3301. 2. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ (действующая редакция от 01.01.2014) // «Собрание законодательства РФ», 03.08.1998, № 31, ст. 3824. 3. Козловская Э.А. Конспект лекций по дисциплине «Экономика организаций (предприятий)». 4. Бизнес-планирование: как обосновать и реализовать бизнес-проект / 7-е изд., стер., Петухова С.В. М.: Омега-Л, 2012. – 171 с. 5. Управление в бизнесе / Джон Риддл; пер. с англ. О.И. Максименко. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – VI, 409 с.: ил. 6. Положение по содержанию, оформлению, организации выполнения и защиты курсовых проектов и курсовых работ ФГБОУ ВПО «СПбГПУ» от 19.06.2013 г. – http://uap.spbstu.ru/images/stories/Polozenie_o_KR_i_KP.pdf. 7. «Консультант плюс» – http://www.consultant.ru/. 8. Агентство бизнеса «Ваша фирма» – http://www.vashafirma.ru/. 9. Бизнес-портал «UBSJournal.com» – http://www.ubsjournal.com/. 10. Рекламное агентство «Привет, Петербург» – http://www.privet-peterburg.ru/.
Приложение 1. Варианты заданий
(0.013 сек.) |