Лекция 2. Конституционно-правовые основы МСУ
Правовая база МСУ – это система законодательных и иных нормативных правовых актов, на основе которых функционирует МСУ. Она включает в себя: 1. Конституцию РФ 2. Федеральные и региональные законы 3. Указы Президента РФ, постановления Правительства 4. Уставы и иные правовые акты муниципальных образований. Установление общих принципов организации МСУ является приоритетом совместного ведения РФ и ее субъектов. Это предполагает издание федеральных законов и принятие в соответствии с ними законов субъектов РФ. Региональные законы и муниципальные нормативные правовые акты позволяют корректировать положения федеральных законов применительно к местным условиям. Конституционные нормы обладают высшей юридической силой в отношении всех законодательных актов любого уровня. Конституция РФ признает и гарантирует МСУ в главе 1, ст. 1. Она провозглашает право МСУ на муниципальную собственность, включая собственность на землю и природные ресурсы, а также на самостоятельное решение вопросов местного значения, на самостоятельное формирование, утверждение и исполнение местного бюджета. Положение Конституции о самостоятельности МСУ и тот факт, что органы МСУ не входят в систему органов государственной власти, означает не утрату местным самоуправление своей властной природы, а невозможность органов государственной власти выступать в качестве вышестоящей инстанции по отношению к местному самоуправлению. ФЗ № 131 относит к полномочиям федеральных органов государственной власти в области МСУ: 1. Определение общих принципов организации МСУ. 2. Правовое регулирование деятельности федеральных органов государственной власти, а также органов государственной власти субъектов федерации в области МСУ. 3. Правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности граждан, органов и должностных лиц МСУ по решению вопросов местного значения и при осуществлении переданных ему государственных полномочий. В Законе раскрыты основные понятия и термины МСУ, определена роль МСУ в осуществлении народом власти, закреплены права граждан на осуществление МСУ. Федеральные законодательные акты о МСУ разделены на 2 группы: 1) Федеральные законы, указы президента, постановления правительства, постановления и определения Конституционного Суда РФ (закон об обеспечении конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы МСУ, ФЗ № 131, №154, закон «О финансовых основах МСУ в РФ» 2006 г., «Об основах муниципальной службы в РФ», «О ратификации Европейской хартии МСУ» и т.д.). 2) Федеральные и отраслевые законы и иные нормативные правовые акты, содержащие отдельные нормы муниципального права (Гражданский кодекс РФ, Земельный, Бюджетный, Налоговый кодексы). ФЗ № 131 отнес к органов государственной власти субъектов федерации: 1) Правовое регулирование вопросов организации МСУ в субъектах федерации; 2) Правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти субъектов РФ в области МСУ; 3) Правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов МСУ при осуществлении отдельных государственных полномочий субъектов РФ. В конституциях/уставах субъектов РФ обязательно содержатся разделы, посвященные МСУ. В каждом субъекте, на основании ФЗ № 131, был принят закон об организации МСУ на территории своего региона; в ФЗ № 131 сужены полномочия субъектов РФ в области правового регулирования деятельности МСУ.
Система муниципальных правовых актов представлена следующим образом:
Устав МО – это правовой акт, в котором отражаются следующие положения: · Наименование муниципального образования; · Перечень вопросов местного значения; · Формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения; · Структура и порядок формирования органов МСУ; · Наименование и полномочия выборных органов МСУ; · Срок полномочий представительного органа МО, а также его депутатов, основания и порядок прекращения их полномочий; · Виды ответственности органов МСУ и их должностных лиц; · Порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета; · Порядок внесения изменения и дополнений в устав МО. Разработка устава производится муниципальным образованием самостоятельно. ФЗ № 131 устанавливает, что устав МО принимается его представительным органом, путем тайного голосования, 2/3 голосов. Государственная регистрация устава МО осуществляется органами юстиции.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (455)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |