Сущность политической модернизации, ее критерии и типы. Условия политической модернизации
Политическая модернизация – это совокупность политических процессов, направленных на существенное преобразование политической системы, на переход общества от традиционного к переходному, а затем и к современному состоянию. Проблемы политического развития стран в переходных условиях наиболее полно описываются теорией модернизации, которая представляет собой совокупность различных схем и моделей анализа, раскрывающих динамику преодоления отсталости традиционных государств. Существует следующая типология политических систем по критериям их развитости: 1) Примитивные системы характерны для сообществ, которые находятся на начальной стадии своего политического развития (клан, деревня). В таких системах в одном лице могут совмещаться функции политического, религиозного и хозяйственного руководителя. 2) Традиционные системы.Для них характерна подданическая политическая культура и культура властвующего субъекта. Органы власти дифференцированы. Пример – политические системы феодальных обществ и монархии традиционного типа. 3) Модернистские (современные) системы присущи обществам современного типа. Они характеризуются высокой степенью дифференциации политических институтов (государственных и негосударственных), делением власти на три ветви, деятельностью партий, организаций и т.д. Модернистские системы открыты для дальнейшего развития. Становление современного общества в западной Европе растянулось на несколько столетий, начиная с 16 столетия. В это время набрало силу западная индустриально-капиталистическая цивилизация, были заложены основы современных политических институтов и стилей поведения и начало формироваться гражданское общество. Модернизационный аспект в политической сфере имел свои особенности: 1) Модернизация в Европе сопровождалась образованием нации, что способствовало активности национальных движений. 2) В ходе модернизации стала осуществляться перестройка всей системы власти и управления в государстве, возросла роль права, стал внедряться принцип разделения властей. 3) В процессе модернизации значительно расширилось политическое участие граждан. Критериями модернизации являются: · высокий уровень индустриализации; · устойчивое экономическое развитие; · наличие развитых политических и управленческих структур; · значительное влияние факторов гражданского общества; · высокое качество жизни населения; · развитая профессиональная структура населения; · значительный удельный вес среднего класса в социальной структуре. Основными предпосылками модернизации выступают: · консолидация этнического, территориального, языкового пространства, формирование государства и нации; · высокий уровень экономического развития · доминирование городского населения над сельским; · достаточно высокая активность граждан в политике; · утверждение новых политических институтов, работающих в режиме представительства интересов различных социальных групп. Модели модернизации: 1) Классическая (хаотическая) страны Западной Европы, США, Австралия. Для них характерна синхронность созревания условий и факторов модернизации, наличие стабилизирующих факторов, растянутость во времени (14-19 вв.). 2) Запаздывающая и неорганическая (Япония, Бразилия, Аргентина, Балканские страны): отсутствие развитого рынка, гражданского общества, правового государства и авторитарный характер власти. 3) Форсированная (Южная Коре, Сингапур, Тайвань): ограниченные сроки модернизации (30-35 лет), ориентированность экономики на экспорт, авторитарный характер власти, который обеспечивает стабильность и правопорядок. Условиями эффективности политической модернизации выступают: · установление сильной исполнительной власти; · необходимый уровень социально-экономического развития; · последовательность осуществления преобразований; · установление одинаковых правил политической игры для субъектов политики; · достижение определенного согласия между политическими силами; · демократические убеждения политических лидеров; · достижения в области культуры и образования; · развитие внешнеполитических связей. В качестве результатов модернизации любой страны предполагаются черты, свойственные индустриальному (модернистскому) обществу: 1) В экономике: · Утверждение в производстве индустриальных технологий. · Рыночные отношения · Использование науки · Создание развитого промышленного сектора · Формирование услуг 2) В социальной сфере: · Преодоление элементов сословности в общественных отношениях · Расширение области целерациональных отношений основанных на профессиональных и рыночных критериях 3) В политике: · Развитие централизованных государств · Создание разветвленной политической системы со специализацией ее институтов · Формирование конкурирующих элит · Вовлеченность граждан в политику · Становление правового государства и гражданского общества 4) В духовной сфере: · Развитие систем образования, науки, СМИ · Становление идейного многообразия (плюрализма) Кризисы политического развития в ходе модернизации: 1) Революционный кризис представляет собой не способность правящей элиты управлять прежними методами и нежелание народных масс сохранять старую систему. 2) Кризис революции заключается в утрате новой политической элитой поддержки со стороны основных общественных групп. Это происходит в ходе сужения социальной базы новой власти в результате усиления репрессий в отношении противников. 3) Кризис распределения материальных и социальных благ предполагает, что усиления экономического и социального неравенства вызывает разочарование населения и приводит к протестным настроениям. Стратегией выхода может стать эффективная система налогообложения, система социальной и адресной помощи, поощрение бизнеса. 4) Кризис участия обусловлен ростом групп интересов соревнующихся за доступ к рычагам власти. 5) Кризис идентичности связан с поиском новых духовных ориентиров и крахом старых ценностей. 6) Кризис легитимности возникает в результате несовпадения целей правящего режима и основной части граждан. Выводы: 1) Модернизация означает процесс перехода к современным демократическим обществам, к новому качественному уровню политической культуры и отношений. 2) Модернизация не есть копирование западных политических ценностей. 3) Модернизация – это глобальный процесс непрерывного движения обществ к новому качеству политического бытия. Не существует универсальных теоретических схем и моделей модернизации, ее содержание, темпы и результаты определяются традициями, менталитетом и уровнем развития. 4) Модернизация в каждой конкретной стране есть длительный исторический этап последовательных преобразований. Ее нельзя форсировать, игнорируя национальную специфику и не творчески применяя опыт других стран. 5) Политическая модернизация далеко не всегда приводит к утверждению демократических норм и принципов власти.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4345)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |