Особенности ценообразования на различных типах рынков
Условия и факторы рыночного ценообразования Необходимыми условиями рыночного ценообразования являются: · экономическая самостоятельность предприятий (субъектов хозяйствования) и свобода выбора поведения на рынке; · коммерческая основа отношений субъектов хозяйствования, реализуемая посредством взаимовыгодных договоров, в частности, в виде устных соглашений, договоров, контрактов купли-продажи; · содействие и защита договорно-контрактных отношений, других хозяйственных споров, гарантирующих возмещение потерь, убытков и упущенной выгоды; · наличие конкурентной среды и преодоление монополизма, обеспечивающих возможность выбора поведения субъектов хозяйствования, агентов рынка; · равновесие рынка – соотношение спроса и предложения, которое уравновешивается посредством равновесной цены. К основным факторам, под воздействием которых складываются рыночные цены, относятся: 1) Факторы спроса, определяющие цену, за которую покупатель готов приобрести товар: · платежеспособный спрос – количество денег, которое может выделить покупатель на данный товар; · уровень сбережений, которые может сделать покупатель, если откажется от приобретения товара; · объем спроса – количество товара, которое покупатель способен приобрести при некотором уровне цены; · потребительские свойства товара, его качественные характеристики; · полезность товара – способность товара удовлетворить потребности потребителя. 2)Факторы потребительского выбора, определяющие конкурентоспособность товара предприятия: · структура потребностей и покупателей товара и конкурентных с ним товаров; · замещаемость товара конкурентными товарами; · возможность сопоставления товара предприятия с замещающими его товарами и с дополняющими его товарами. 3) Факторы предложения, определяющие цену предложения товара, на которую претендует предприятие-производитель: количество товара, которое будет предложено на рынке; цены на средства производства и рабочую силу; издержки обращения; налоги, акцизы и другие платежи, отчисления в государственные и общественные фонды и др. Все факторы ценообразования можно разделить на контролируемые и неконтролируемые. Контролируемые (внутренние) факторы – это факторы, которые управляются высшим руководством предприятия, его функциональными службами. Неконтролируемые (внешние) факторы – это факторы, которые не зависят от предприятия и учитывают изменение экономических пропорций и условия в стране и за ее пределами. Особенности ценообразования на различных типах рынков Процесс ценообразования зависит от типа рынка, на котором будет осуществлять свою деятельность предприятие. В зависимости от степени свободы конкуренции и обоснования цен различают четыре основных типа рынка: рынок свободной конкуренции, рынок монополистической конкуренции, рынок олигополии, рынок чистой монополии. Рынок свободной конкуренции имеет следующие особенности: 1) наличие значительного количества предприятий, каждому из которых принадлежит небольшая доля рынка; 2) ни одно из предприятий не оказывает большого влияния на формирование цен, т.к. цены формируются под воздействием спроса и предложения. 3) товары, предлагаемые предприятиями, являются однородными и взаимозаменяемыми; 4) спрос является полностью эластичным, изменение цен непосредственно сказывается на спросе и предложении и, наоборот, изменение спроса или предложения ведет к изменению цен; 5) имеется свободный вход и выход, как на рынке производителей (продавцов), так и на рынке потребителей (покупателей). К предприятиям, работающим на рынке свободной конкуренции, можно отнести рынки зерна, леса, руд цветных металлов, а также предприятия розничной торговли, не имеющие своего фирменного знака и торгующие однородным массовым товаром. Рынок монополистической конкуренции имеет следующие особенности: 1) наличие относительно большого числа продавцов, работающих на определенном сегменте. Доля предприятия здесь составляет 1-10% объема продаж в год; 2) условия вхождения и выхода в отрасль, на рынок относительно легкие; 3) товар, предлагаемый конкретным предприятиям, дифференцирован и обладает специфическими особенностями (качество, внешний вид, товарный знак), входит в группу заменителей; 4) спрос отличается довольно высокой эластичностью при любых ценах; 5) предприятие имеет некоторую монополию при установлении на свой фирменный товар цены, ограниченной наличием конкурентных заменителей товара других предприятий, представленных на рынке; 6) каждое предприятие может повлиять на цену своего товара, изменяя объем продаж; Предприятия самостоятельно устанавливают цены исходя из существующей структуры спроса, цен конкурентов и собственных затрат и стараются убедить покупателей, что их товары и услуги являются специфическими и уникальными. Олигополистический рынок: 1) состоит из небольшого числа продавцов (7-10), чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга, которые обеспечивают товарами весь рынок или его подавляющую часть; 2) некоторые предприятия занимают на рынке большой удельный вес - более 20%, так что они способны влиять на рыночную цену товара; 3) вхождение на рынок данного товара обычно затруднено. Это может быть связано с эффектом масштаба, защитой технологии и продукции патентами, лицензиями и т.д. Олигополистическая структура рынка является преобладающей для развитых стран. К рынку олигополистической конкуренции относится рынок телевизоров, кондитерских изделий, безалкогольных напитков. Рынок чистой монополии состоит из одного продавца, диктующего свои условия покупателю. Предприятие может считаться монополистом только в том случае, если выпускаемая им продукция не имеет на рынке близких заменителей. Для рынка чистой монополии характерны: 1. Отсутствие на рынке заменителей. 2. Значительные барьеры для вхождения на рынок (исключительные права, предоставленные правительством, патенты и авторские права). 3. Монополист устанавливает цены самостоятельно. Цена в таком случае является монопольной ценой, а дополнительный доход - монопольной прибылью. Среди предприятий-монополистов в Республике Беларусь около 200 хозяйствующих субъектов, например, ОАО «Горизонт», ОАО «Борисовдрев», ОАО «Мозырьсоль». Естественными монополиями являются 44 организации, среди них: Белорусская железная дорога, РУП «Белтелеком».
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (480)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |