Исходные положения государственного регулирования цен
Приступая к рассмотрению вопроса о государственном регулировании в интересующей нас сфере общественных отношений, хотелось бы в первую очередь остановиться на сущности государственного регулирования и наметить те элементы его механизма, которые будут рассмотрены подробно в данной главе. Первая проблема, с которой пришлось столкнуться при формировании подходов к государственному регулированию цен, — определение своего отношения к соотношению понятий государственное регулирование и государственное управление. От уяснения поставленного вопроса во многом зависит логика дальнейшего исследования, а именно: элементы чего, управления или регулирования, нам предстоит изучать. Слово «управление» в переводе с латинского означает "деятельность по руководству чем-либо". Изучению теории управления традиционно уделяется большое внимание представителями как юридической, так и экономической науки. Большой интерес ученых к этой проблеме не мог не повлечь за собой появления различных, порой сильно отличающихся между собой взглядов, концепций, представлений. Между тем, в теории выработаны и некоторые общие подходы. В трудах авторов поставлен и детально обсужден широкий круг вопросов, так или иначе связанных с интересующей нас материей. Поэтому нет нужды подробно останавливаться на всем их спектре. Как представляется, выработанные в науке подходы необходимо взять за основу, экстраполировать на исследуемый предмет и высказать свое мнение. Представляя теорию государственного управления и раскрывая различные элементы государственно-властного воздействия, нужно особо остановиться на целях и функциях управления. Цели государственного управления обуславливают его функции. Можно сказать, что функционирование государственного управления есть осуществление его функций, в которых получают свою конкретизацию цели управленческой деятельности. Понятие функций государственного управления является дискуссионным. Чаще всего функции трактуются как определенные направления деятельности. Некоторые авторы полагают, что «функция управления — это реальное, силовое, целенаправленное, организующее и регулирующее влияние на управляемое явление, отношение, состояние. Целесообразно к функциям государственного управления относить конкретные виды управляющих воздействий государства». Иногда к функциям управления относят операции, действия субъекта управления, соответствующие последовательно сменяющимся стадиям управленческого цикла и в совокупности составляющие содержание управленческого процесса, отождествляя тем самым функции и стадии управления. В других работах функции характеризуются как формы управленческой деятельности, под которыми понимается то или иное внешнее проявление названной деятельности. Анализируя функции государственного управления, мы не можем не отметить того обстоятельства, что их сущность проявляется в совокупности двух признаков — вида и направления деятельности. Классификацию функций проводят по различным основаниям. Например, в зависимости от направленности и места воздействия функции подразделяют на внутренние и внешние. По критерию содержания, характера и объема воздействия функции делятся на общие и специальные. В некоторых случаях выделяют еще вспомогательные, или обслуживающие, функции. Среди общих функций управления в научной литературе выделяют:
Таким образом, независимо от того, какую из классификаций мы примем за основу, регулирование должно быть представлено как функция государственного управления, то есть его часть. Такой подход наиболее близок автору. Вместе с тем, в литературе совершенно справедливо отмечалось, что регулирование является стержневой, наиболее общей функцией управления. Регулирование «притягивает» к себе иные управленческие функции, занимает в их системе центральное место. Являясь частью управления, государственное регулирование выражает основные его признаки, осуществляется в тех же формах и использует аналогичный набор методов. Кроме того, в законодательстве, в том числе и в интересующей нас сфере, получил широкое распространение и закрепление именно термин «регулирование». При этом в нормативно-правовых актах данное понятие рассматривается в широком смысле и включает в себя:
Исходя из изложенного, мы можем сделать следующие выводы. Оставаясь приверженцем понимания соотношения понятий управления и регулирования как общего и частного, автор считает возможным в данной работе осветить только государственное регулирование цен, рассмотрев такое регулирование в широком понимании. Вместе с тем, рассмотрение вопроса о государственном управлении в различных сферах предпринимательской деятельности представляется весьма интересным и заслуживающим внимания исследователей. Далее. Одним из основных положений, которое считается общепринятым, является взгляд на государственное управление как целостную систему. В науке принято определять систему управления, рассматривая ее в широком и узком смысле. В широком смысле система управления состоит из трех элементов:
Эти элементы, которые называют также подсистемами, в своей совокупности образуют целостную систему государственного управления в широком смысле. В узком смысле система государственного управления может быть представлена следующим образом:
Исходя из представленного ранее широкого понимания государственного регулирования, возможно экстраполировать на исследуемый предмет выработанные наукой положения о системе при рассмотрении вопроса о системе государственного регулирования. При этом системное представление о регулировании, в котором проявляется объективность понимания, имеет принципиальное теоретическое и методологическое значение. В зависимости от того, что мы будем рассматривать в качестве компонентов, элементов и их взаимосвязей, в каком порядке они включаются в регулируемые процессы и в какой взаимосвязи и взаимообусловленности находятся друг с другом, во многом зависит результат построения требуемой модели. Кроме того, от рассматриваемых элементов зависит объем и содержание понятия такого вида регулирования, как государственное регулирование цен. Таким образом, для того, чтобы разработать целостную систему государственного регулирования в исследуемой нами общественной сфере, необходимо рассмотреть каждый из представленных в системе элементов. Как представляется, логика дальнейшего исследования должна быть следующей:
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (533)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |