Показатели эффективности инвестиций
И его разработчики
В рыночной экономике бизнес-план является рабочим документом, используемым во всех сферах предпринимательства. Цель бизнес-плана: спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдельные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Хорошо разработанный бизнес-план помогает решению проблемы привлечения инвестиций в создаваемые, действующие и развивающиеся предприятия, организации. В связи с тем, что бизнес-план представляет собой результаты исследовательской и организационной работы с целью изучения конкретного направления деятельности организации на определенном рынке в сложившихся организационно-экономических условиях, он опирается на: 1) всестороннний анализ производственно-хозяйственной деятельности организации. Целью которого является выделение ее слабых и сильных сторон, специфики и отличий от других аналогичных фирм; 2) изучение конкретных финансовых, технико-экономических и организационных механизмов, используемых в экономике для реализации конкретных задач; 3) анализ себестоимости и прибыли, получаемой организацией с учетом всех видов затрат и налогооблажения в республиканский и местный бюджеты в соответствии с законом РБ. Бизнес-план помогает организации решать следующие основные задачи: 1) определение конкретных направлений деятельности организации и ее места на рынке строительной продукции; 2) формулировка долговременных и краткосрочных целей организации, стратегии и тактики их достижения; 3) определение ожидаемых финансовых результатов деятельности; 4) определение состава маркетинговых мероприятий по изучению рынка, рекламе, ценообразованию; 5) оценка материального и финансового положения фирмы и соответствие финансовых и материальных ресурсов достижению поставленных целей. Каждая из этих задач может быть решена только во взаимосвязи с другими. Центральный аспект бизнес-плана концентрирование финансовых ресурсов. Именно бизнес-план важное средство для увеличение капитала организации. Он служит основой бизнес-предложения при переговорах с будущими заказчиками. Таким образом, бизнес-план является не только внутренним документом фирмы, но может быть использован и для привлечения инвесторов и кредиторов. Ценность бизнес-плана определяется тем, что он: 1) дает возможность определить жизнеспособность организации в условиях конкуренции; 2) содержит ориентир, как должна развиваться организация; 3) служит важным инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов. Основанием для разработки бизнес плана является директивный документ, изданный руководителем предприятия (приказ, распоряжение), которым определяются и утверждаются: 1. руководитель разработки бизнес-плана; 2. состав исполнителей и распределение обязанностей между ними; 3. разработчик бизнес–плана (предприятие-инициатор проекта или привлеченные организации); 4. смета затрат на проведение работ и источники финансирования (при необходимости). Рекомендуется создание рабочей группы из числа руководителей, специалистов предприятия с предоставлением определенных полномочий, способствующих подготовке взаимосвязанных исходных данных. Источниками финансирования разработки бизнес-плана могут быть: 1. собственные средства предприятий и организаций; 2. внебюджетные фонды министерств, других органов государственного управления, объединений, подчиненных правительству (если положением о соответствующем фонде предусмотрено его использование на подобные цели); 3. средства потенциальных инвесторов.
Вопрос 2. Состав бизнес-плана.
В состав бизнес-плана входят: титульный лист, содержание, текст основных разделов бизнес-плана, приложения. Бизнес план должен давать полное представление обо всех аспектах проекта и состоять из сле6дующих основных разделов: 1. возможности организации (резюме); 2. виды товаров (работ и услуг); 3. рынки сбыта; 4. конкуренция на рынках сбыта; 5. план маркетинга; 6. план производства; 7. организационный план; 8. правовое обеспечение деятельности организации; 9. оценка рисков и страхование 10. финансовый план; 11. стратегия финансирования; 12. информация о разработчике бизнес-плана.
Ориентировочный объем бизнес-плана должен составлять около 40 страниц – при стоимости проекта менее 500 тыс дол. США и до 80 страниц – при стоимости свыше 500 тыс дол. США. При разработке бизнес-плана рекомендуется соблюдать следующие принципы и подходы: 1) при разработке производственной и финансово-экономической частей бизнес-плана использовать методы иммитационного моделирования и дисконтирования, позволяющие оценивать влияние изменения исходных параметров проекта на его эффективность и реализуемость; 2) при создании или реконструкции отдельных производств показывать влияние инвестиционного проекта на производственную деятельность предприятия в целом и наоборот; 3) при решении вопросов о строительстве нового предприятия проводить альтернативные расчеты и обоснование его расположения на имеющихся площадях (посредством реконструкции) или новых; 4) для проектов, реализуемых с участием средств государства, выполнять расчеты платежей в бюджет и внебюджетные фонды без предоставления льгот и при предоставлении льгот, а также потерь государства и компенсации этих потерь; 5) составлять бизнес-план на весьпериод реализации инвестиционного проекта (горизонта расчета). Как правило период реализации инвестиционного проекта должен охватывать срок возврата заемных средств плюс 1 год. Допускается установление другого периода реализации инвестиционного проекта; 6) Расчеты бизнес плана проекта, для реализации которого не требуются средства в свободно конвертируемой валюте (СКВ), производить в белорусских рублях, в остальных случаях в двух вариантах – условных единицах (у.е.) и белорусских рублях. За уюе. Принимается, как правило 1 дол. США или другая свободно конвертируемая валюта.
Вопрос 3. Содержание основных разделов бизнес-плана
Раздел «Возможности организации», как правило разрабатывается в конце составления бизнес-плана, когда достигнута полная ясность по всем другим его разделам. В нем определяется в приоритетном порядке все направления деятельности организации. По каждому направлению устанавливаются цели. В качестве таких целей могут быть: увеличение объемов производства, получение чистой прибыли или увеличение доли организации на существующем рынке строительной продукции. В разделе должны быть изложены основные стратегии по достижению этих целей, состав конкретных мероприятий, которые предполагается предпринять в рамках определенной стратегии. Должно быть указано, в чем отличие качества выполняемых СМО СМР от подобных работ конкурирующих организаций, какие объемы работ прогнозируются на ближайшие годы, какова ожидаемая выручка от их реализации, каковы планируемые затраты на производство, а также характерные условия работы организации. В этом же разделе приводятся данные о создании и регистрации организации и телефоны руководителей. Составлению раздела «Виды товаров (работ и услуг)» предшествует значительная работа по выбору подрядных работ и услуг, которые должны стать основой бизнеса организации. Материалы раздела должны содержать информацию о номенклатуре существующих и новых видов работ и услуг, которые СМО может предложить для выполнения заказчиком (застройщиком), и в чем состоит основное преимущество технологий производства этих работ и услуг, какими потенциальными или авторскими свидетельствами они защищены. В разделе необходимо привести сведения о цене работ и услуг, а также о возможности усовершенствования и внесения изменений в предлагаемые технологии с учетом специфики возводимого объекта и условий производства работ на строительной площадке. В разделе «Рынки сбыта» проводятся: анализ существующих рынков сбыта по критериям сегментации, определение их емкости и перспективности, доли, контролируемой организацией, заключение о необходимости в новых рынках сбыта, меры по расширению сферы влияния. Каждый сегмент рынка предъявляет специфичные требования к продукции. Если организация приведет свою продукцию в соответствие с этими требованиями и сделает это лучше, чем конкуренты, то она сможет увеличить долю своего участия и на рынке и. Следовательно увеличить прибыли. Важным обстоятельством при этом будет определение покупателей: каковы их запросы и как на них выйти, как довести до них свою продукцию. Необходимые данные можно получить, обратившись в соответствующие организации, а можно провести и собственные исследования. Источником информации могут стать публикации отраслевых ассоциаций, правительственные отчеты и статьи в научных журналах. Материалы раздела «Конкуренция на рынках сбыта» содержат анализ рыночной коньюктуры, конкурентов, их стратегии и тактики на рынке строительной продукции. В разделе необходимо привести данные о количестве организаций, предлагающих услуги по выполнению подобных строительно-монтажных, специальных, пусконаладочных и других работ с указанием объемов производства и доли рынка, которой они владеют. Для оценки своих сравнительных преимуществ необходимо привести сведения о достоинствах и недостатках технологий производства работ, используемых конкурентами, ценах на выполненные ими работы, информацию об «имидже» организаций-конкурентов. Анализируя своих конкурентов, надо стремиться учесть все факторы, влияющие на спрос заказчиков, и постараться убедить их в выгоде ваших технологий и условий производства работ. В разделе «План маркетинга» необходимо включать следующие пункты: - цели и стратегии маркетинга; - ценообразование; - схемы распространения работ и услуг; - реклама; - формирование общественного мнения об организации.
При рассмотрении вопросов, связанных с целями и стратегиями маркетинга, необходимо на основе стратегического планирования детализировать цели маркетинга по отдельным видам деятельности организации. Решая вопросы ценообразования, организация должна выбрать и обосновать принятую стратегию. В качестве вариантов стратегии ценообразования можно использовать следующие подходы: - высокое качество – высокая цена; - цена в зависимости от цен организаций-конкурентов; - низкие производственные издержки – низкая цена. Решая вопросы схем распространения работ и услуг, строительная организация должна исходить из возможности заключения договоров подряда непосредственно в ходе переговоров с заказчиком либо путем участия в подрядных торгах. Важным элементом маркетинга является реклама, предназначенная для информирования покупателей, заказчиков и привлечения их внимания к предлагаемым работам и услугам с целью их распространения на строительном рынке. Осуществляя выбор вида рекламы (информативная, избирательная, сравнительная и т.д.), необходимо помнить, что реклама – дорогостоящее мероприятие, поэтому следует выбирать наиболее эффективный (с учетом стоимости) способ донесения информации до потребителя. Одновременно выбранная форма рекламирования должна содействовать упрочнению «имиджа» организации. Главная задача раздела «План производства» - показать своим потенциальным заказчикам, что организация в состоянии выполнить планируемые объемы работ в нужные сроки и с требуемым качеством. При разработке этого раздела следует ответить на следующие основные вопросы: - какова производственная мощность организации; - какими основными производственными фондами она располагает для производства работ; - где, у кого и на каких условиях будут закупаться материалы, детали, конструкции и другие материальные ресурсы; - каковы источники привлечения строительной техники и оборудования; - как будет осуществляться планирование производства; - каков порядок проведения контроля качества работ.
В разделе «Организационный план» приводятся сведения, характеризующие организационную структуру, а также данные о персонале, работающем в организации. Перечисленную информацию можно представить в следующем виде: 1. Организационная структура фирмы: - организационная схема управления; - состав подразделений и их функции; - организация координирования и взаимодействия служб. 2. Рабочая сила, не связанная с управлением: - потребность в кадрах по профессиям; - форма привлечения (постоянная работа, совместительство, и т.д.); - наличие рабочей силы в месте расположения организации; - зарплата; - материальные льготы; - режим работы и сменяемость рабочей силы в организации. 3. Управленческий персонал: состав, возраст, образование, опыт работы, достоинства и недостатки отдельных работников, система стимулирования труда управленческих работников. 4. Кадровая политика организации: принципы отбора и найма, наличие системы планирования профессиональной подготовки, повышения квалификации кадров, система продвижения работников по службе и другие вопросы. В разделе «Правовое обеспечение деятельности организации» приводится информация, связанная с созданием и правовым обеспечением работы организации. В общем виде сведения, входящие в этот раздел, включают: - дату создания и регистрации; - где и кем зарегистрирована; - учредительные документы; - зарегистрированный адрес местонахождения; - форму собственности; - информацию о пайщиках (акционерах) с указанием доли в акционерном капитале; - аспекты деятельности, подлежащие государственному контролю; - копии лицензий на виды деятельности, предусмотренные в бизнес-плане; - копии соглашений и договоров с другими организациями и заказчиками по видам деятельности организации. В разделе «Оценка рисков и страхование» освещаются следующие основные моменты: приводится перечень возможных рисков с указанием вероятности их возникновения и ожидаемого ущерба, дается перечень организационных мероприятий по их профилактике и нейтрализации, представляется программа и документы страхования от рисков. В разделе «Финансовый план» необходимо осветить вопросы планирования финансового обеспечения деятельности организации. С этой целью в бизнес плане должны быть разработаны и представлены следующие планово-отчетные документы: 1) оперативный план; 2) план расходов и доходов; 3) план движения денежных средств; 4) балансовый отчет. Раздел «Стратегия финансирования» включается в бизнес план при принятии решения о расширении строительной организации. В этом случае раздел должен содержать информацию, обосновывающую: сколько нужно средств для реализации предлагаемого проекта, где можно получить необходимые средства и в какой форме, когда можно ожидать возврата вложенных средств и в какой форме, когда можно ожидать возврата вложенных средств и получение дохода и в каком размере. В разделе «Информация о разработчике бизнес-плана» дается общее описание и характеристика привлеченных к разработке бизнес-плана организаций. Приводятся следующие данные по созданию, функционированию и развитию организаций, участвующих в разработке бизнес-плана: - история и год создания; - основные виды деятельности; - опыт работы в данной сфере услуг; - основные достижения, перечень наиболее значимых инвестиционных проектов, по которым организация разрабатывала бизнес-планы; - перечень основных видов деятельности, по которому оказаны услуги в рамках данного инвестиционного проекта. Таким образом, бизнес-план позволяет определить стратегию предприятия, направленную на выполнение поставленных целей, разработать мероприятия для их осуществления, установить потребность в необходимых материально-технических ресурсах, оценить перспективы развития, выявить возможные риски и найти пути их устранения и на основе этого эффективно управлять организацией. Эффективность инвестирования проекта определяется соотношением результата от вложений (Р) и инвестиционных затрат(З). Результат(Р)– прирост национального дохода, экономия общественного труда, снижение текущих расходов по производству Q или оказанию услуг; рост дохода или прибыли предприятия; снижение энергоемкости и ресурсоемкости Q; уменьшение уровня загрязнения окружающей среды и др. Затраты(З)– размеры инвестиций на: технико-экономические исследования инвестиционных возможностей; разработку ТЭО или бизнес-плана реализации и инвестирования проекта; проектно-изыскательные работы и авторский надзор, производство СМР; приобретение и монтаж оборудования, мебели и инвентаря; содержание дирекции строящегося предприятия; аренду земли или ее приобретение для стройки и эксплуатации объекта; компенсацию потерь с/х предприятий при отчуждении земли; подготовку и переподготовку кадров вводимого объекта и др.
Показатели эффективности инвестиций Эффективность инвестиций определяют по показателям: 1.Рентабельность капитальных вложений, т.е. отношение прибыли к величине затрат; 2.Сроку окупаемости 3.Рентабельности оборота 1) где КВ– капиталовложения; О– оборотный капитал (оборот); А– амортизация; Пр– прибыль. Отдача капитала Ок– это произведение доли чистой прибыли на оборот
Для чистой прибыли характеризует способность предприятия генерировать прибыль из объема реализованной продукции. Чем больше эта величина, тем больше предприятие. Оборот– сколько может быть произведено и реализовано продукции при имеющихся и привлеченных средствах. При многовариантности инвестиций пользуются показателем ТУП (требуемого уровня прибыльности), т.е. максимальная ожидаемая прибыльность, при которой инвестор еще может и хочет вложить свои средства в какие-либо ценные бумаги. ТУП=БУ+ПР БУ–безопасный уровень; ПР–плата за риск ТУП=БУ+В(РУ-БУ) В–зависимость между прибыльностью и риском возможных убытков с учетом рыночных цен и инфляционных процессов РУ–рыночный средний уровень прибыльности, при которой В=1 БУ–в этом случае, безопасный уровень прибыльности, т.е. депозит в гос. банке.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (476)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |