Стратегический уровень моделирования ЦП
Тема № 2: Основные уровни принятия решений в УЦП План: 1) Классификация и взаимосвязь основных уровней УЦП 2) Стратегический уровень моделирования ЦП 3) Тактический уровень 4) Оперативный уровень. 1. Классификация и взаимосвязь основных уровней УЦП. Всю совокупность решений, принимаемых при УЦП, можно разделить на 3 уровня: 1)Стратегия 2)Тактика (планирование реализации процессов в ЦП). 3)Уровень оперативного УЦП (от 1 недели до 1 дня) На первом уровне решаются следующие задачи УЦП: 1)Разработка стратегий и целей ЦП; 2) Выбор формы организации ЦП; 3) Проектирование структуры ЦП; 4) Выбор поставщиков и разработка системы взаимосвязи между ними. Основные стратегии этого этапа: 1) Стратегия производства (моделирование ЦП в рамках этой стратегии нацелено на выявление предприятий, выпускающих данный вид продукции, определение видов продукции и технологии, с использованием которой она будет производиться и продаваться, на какие рынки рассчитано производство); 2) Стратегия поставок (основным вопросом моделирования ЦП является вопрос выбора поставщиков); 3) Стратегия распределения продукции (решается вопрос выбора прямые поставки или поставки через центры дистрибъюции, выявление клиентов, охваченных данной продукцией); 4) Стратегия введения новых продуктов и процессов на основе инновационной деятельности; 5) Стратегия аутсорсинга (производить самому или покупать). Тактический уровень, задачи: 1) Прогнозирование спроса; 2) Планирование производственной программы и заказов; 3) Планирование дистрибуции, транспортировки и хранения. Оперативный уровень, задачи: 1) Планирование производственных расписаний; 2) Маршрутизация транспортных средств с учетом реально складывающейся ситуацией. Решения на различных уровнях УЦП должны тесно взаимосвязаны друг с другом. Так решение на уровне конфигурирования ЦП должны быть согласованы со стратегией конкурентного поведения субъекта хозяйствования. Решение на уровне планирования реализации процессов в ЦП принимаются в рамках стратегической конфигурации ЦП. Решение в области оперативного УЦП связаны с тактикой управления ими. Существует обратная связь: информация о фактическом протекании процессов передается с оперативного на тактический уровень. Имеет место необходимость адаптации ЦП к реальным условиям функционирования субъектов хозяйствования. Стратегический уровень моделирования ЦП Основополагающим моментом стратегического управления ЦП является установление динамического баланса в стратегии конкурентного поведения и стратегии УЦП. При установлении этого баланса необходимо учитывать следующие факторы: 1)Рыночная потребность в продукции. 2) Частота изменения продуктовой программы; 3) Время реакций на изменение требований рынка или заказ клиента; 4) Необходимый уровень сервиса и цена продукции; 5)Инновации и разработка новых видов товаров; 6) Неопределенность спроса, время выполнения заказа и мощности ЦП. Нет единой общей стратегии УЦП, которая была бы всегда правильной Есть «правильная» стратегия УЦП для конкретной стратегии конкурентного поведения. Дадим сравнительную характеристику двух стратегий УЦП: а) Стратегия, ориентированная на эффективность; б) Стратегия, ориентированная на уровень спроса.
При разработке стратегии УЦП необходимо принимать решения по следующим направлениям: 1) Географическое распределение мощностей ЦП. Мощности ЦП – это совокупность объектов, на которые осуществляется производство, сборка, хранение и обслуживание продукции. Решения по географическому расположению мощностей должны соответствовать общей стратегии конкурентного поведения. Например, если компания стремится добиться эффекта масштаба, то она должна централизовать производство и дистрибуцию. Это приведет к снижению затрат, но и снизит скорость реакции на рыночные изменения. В противном случае, т.е. при стратегии ориентации на удовлетворение потребностей клиента увеличивается число мест производства и дистрибуции. На основе определения места расположения мощности числа заводов, складов будут планироваться материальные информационные и финансовые потоки до конечного потребителя. 2) Производство и дистрибуция. В области производства и дистрибуции процессы в ЦП тесно взаимосвязаны друг с другом и рассматриваются в едином контексте.На данном этапе выстраиваются связи «завод - дистрибьюционный центр» - «дистрибьюционный центр - клиент». Определяются материальные потоки до конечного потребителя на основе уже определенного местоположения, числа и размеров дистрибуционных центров, заводов, складов. Эффективность производства и дистрибуции оценивается по двум направлениям: степень выполнения заказов клиента и затраты на их удовлетворение. На этом этапе решаются такие вопросы : какую продукцию производить ?где? в каком количестве? Через какие центры дистрибуции? 3) Управление запасами в ЦП Под запасами ЦП понимается вся совокупность материалов, незавершенного производства и конечной продукции внутри ЦП. Запасы в ЦП рассматриваются с позиции удовлетворения потребностей клиентов. Запасы ЦП существуют для сглаживания диспропорций между спросом и поставками. На практике проблема управления запасами является одной из основных при УЦП. Основная цель управления запасами - это нахождение такого уровня запасами, который позволил бы максимально повысить устойчивость ЦП и снизить время выполнения заказа без увеличения затрат или снижение времени реакции на рыночные изменения. Решение по УЦП должны соответствовать общей стратегии конкурентного поведения. Например: 1) Если предприятие стремится к максимальному уровню реакции на требования клиента, то ему необходимо хранить больше запасов в непосредственной близости от клиента; 2) Если предприятие делает ставку на ценовую политику и снижение затрат, то с точки зрения управления запасами целесообразно централизовать запасы, что приведет к снижению складских затрат. Выделяют 4 основные группы решений по управлению запасами: 1) Решение в области управления оперативными запасами; 2) Решение по управлению страховыми запасами; 3) Решение по управлению сезонных запасов; 4) Запас «доступности» продукции, который создается для поддержания определенного уровня запаса. 4)Транспортировка Транспортировка включает в себя перемещение запасов от одного узла ЦП к другому. Она оказывает существенное влияние как на эффективность так и на реакционную способность процессов в ЦП. Способ транспортировки также имеет существенное влияние на решения по управлению запасами и географическому расположению мощностей. Решения по транспортировки должны соответствовать общей стратегии конкурентного поведения. Например: предприятие стремится к максимальному уровню реакции на требования клиента, то ему необходимо использовать быстрые виды перевозок. Если предприятие делает ставку на ценовую политику, то целесообразна более дешевая стратегия транспортировки с централизацией запасов. 5)Информация Материальные потоки сопровождаются информационными. Информация является одной из основных движущих сил в УЦП. Она координирует бизнес процессы в ЦП и связывает участников процесса в ЦП, позволяет решать различные задачи управления на разных уровнях принятия решений. Эффективное управление информацией невозможно без внедрения информационных систем. Особая роль отводится корпоративным информационным системам. Такие системы наибольшее распространение получили в компьютерных и автомобильных компаниях.
6)Инсорсинг, аутсорсинг. Сорсинг- это определение исполнителя процесса. На стратегическом уровне сорсинг заключаются принятие решений о том, что предприятие будет делать самостоятельно, а что приобретать на стороне. От этого решения существенно зависит эффективность ЦП. Решение по сорсингу должны приниматься в соответствии со стратегией конкурентного поведения. В любом случаи критерии выбора инсорсинга или аутсорсинга – это общая доходность ЦП. 7)Ценовая политика. Решением по ценовой политике во многом определяют уровень спроса в ЦП и соотношение «спрос-поставки». Например: возможно поддержание низкого уровня цен за счет более низкого уровня цен. Решение о варьировании цен находится во взаимосвязи с рекламными акциями управлением запасами и объемом продаж. Перспективным направлением является динамическое ценообразование суть, которого состоит в формировании цены в ЦП исходя из изменений условий внешней среды. Эта политика дает возможность адаптировать цену к конкретному клиенту. Таким образом, решения по управлению ЦП на стратегическом уровне принимаются по следующим направлениям: 1) Географическое; 2) Дистрибуция и производство; 3) Запасы; 4) Транспортировка; 5) Информация; 6) Инсорсинг, аутсорсинга; 7) Ценовая политика. Тактический уровень Целью решенийна тактическом уровне УЦП является планирование реализации процессов ЦП. На этом уровне решения принимаются по следующим направлениям: 1) Прогнозирование и планирование спроса. Для прогнозирования спроса используются различные статистические методы. Информация о потребностях дает основу для согласования процессов планирования и принятий решения по всей ЦП. Задачами прогнозирования и планирования спроса является создание информационной открытости с точки зрения возникающих долгосрочных и краткосрочных потребностей. Точный прогноз потребностей имеет ключевое значение для высокого уровня сервиса в ЦП, эффективного планирования мощностей и оптимизации запасов. Для прогнозирования и планирования спроса используется различные статистические методы. Чаще всего это методы экстраполяции, которые основываются на данных прошлых периодов . На основе выявленных тенденций развития задается направление в планировании ЦП. При прогнозировании на долгосрочный период определяется спрос в разрезе продуктовых групп и семейств продукции на срок, составляющий несколько лет. Среднесрочное планирование спроса осуществляется на основе планирования объема определенных видов продукции на срок, составляющий несколько недель. Предполагается, что имеется возможность всестороннего изучения спроса в зависимости от продукта, продуктовых групп, целевых потребителей и рыночных сегментов, а так же каналов сбыта и рынков сбыта. В литературе выделяется три вида спроса 1) это независимый спрос ( количество продукции заказанный потребителем, это спрос, который видит только конечный потребитель; 2) рассчитанный спрос (количество продукции, которую должны поставить поставщики основных модулей); 3) зависимый спрос (количество элементов, деталей необходимых для изготовления основных модулей). В зависимости от индивидуальных особенностей ЦП может быть выбрана либо стратегия прогнозирования, либо стратегия планирования.
2) Планирование производственной программы. Базой для расчета производственной программы является методика MRP-II – планирование материальных ресурсов. В основе этой методики лежит концепция планирования потребности в материалах, которая была разработана в конце 70-х г., авторами Оливером Уайтом и Джоржем Плосл. Ими была предложена идея воспроизведения замкнутого цикла . Эта идея заключается в рассмотрении более широкого спектра факторов при планировании путем долгосрочных функций. К базовым функциям планирования производственных мощностей было предложено добавить контроль соответствия произведенной продукции количеству используемых в процессе сборки комплектующих. Суть термина замкнутый цикл заключается в том, что созданные в процессе работы отчеты анализируются и учитываются на дальнейших этапах планирования, изменения при необходимости планировании производства, следовательно, и план заказов , т.е. дополнительные функции осуществляют обратную связь обеспечивающую гибкость планирования по отношению к внешним факторам. В основе планирования производственной программы лежит понятие спецификация изделия. Она показывает зависимость потребности в сырье, полуфабрикатах, комплектующих от плана выпуска готовой продукции с учетом времени. На основе плана выпуска продукции, спецификации изделия и особенностей технологического процесса осуществляется расчет потребности производства в материалах. Принципиальная схема планирования ресурсов предприятия в соответствии с методикой MRP-II
Спецификация изделия отображает иерархическую структуру изделия с указанием количества соответствующих узлов и деталей, норм расхода материала, и вида получения – собственное изготовление или покупка. На основе спецификации разработываются маршрутные карты, в которых указывается последовательность выполнения определенных технологических операций и нормы времени на выполнение каждой операции. На основе спецификации материальный поток в соответствии с утвержденным планом сбыта продукции рассчитываются планы производства и закупок. В зависимости от горизонта планирования плана производства разделяются на виды: 1) Объемный план. Составляется на год в разрезе предприятия в целом; 2) Объемно-календарный план (квартал или месяц на уровне цехов и участков); 3) Оперативно-календарный (месяц, декада, смена, на уровне рабочих мест). На стадии изготовления продукции появляется функция диспетчеризации, которая состоит в оперативном управлении имеющимися ресурсами с целью выполнения заданий оперативного плана с учетом реально складывающейся производственной обстановки. 3)Проверка доступности материалов. Модели проверки доступности материалов ориентирована на расчет сроков поставки. Данная проверка осуществляется на основе сравнения объема заказа с доступными запасами и предусмотренными производственной программой объемами производства. Проверка осуществляется как относительно конечного продукта так и в отношении всех полуфабрикатов, материалов, исходного сырья.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1419)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |