Предмет и экономическая сущность корпоративных финансов
Потоки денежных средств компании Для целей анализа и управления необходимо постоянно отслеживать динамику ДП компании. Поток ден средств отражает то кол-во денег, кот зарабатывает фирма в рез-те проведения различных деловых операций. В отличие от принятого в БУ принципа начисления, при расчете ден потока все изменения в финрес-сах компаниях рассм-ся на основе кассового метода. Ден поток явл-ся объектом финансового упр-ния. Он отражает все ден отношения компании как внутр (м/у головной и дочерними фирмами, м/у компанией и акционерами), так и внешн х-ра (с бюджетами всех уровней, с партнерами по операц деят-сти, с субъектами инфраструктуры тов и фин рынков). Ден поток обеспечивает движение капитала компании. Он обслуживает оборот капитала, участвует в форм-нии его ст-сти и стр-ры. Ден поток отражает исп-ние фирмой ссудного капитала в различных видах займов и кредитов. Ден поток обеспечивает оборот и трансформацию осн активов компании, прежде всего, прямых и портфельных инвестиций.Ден поток фирмы - это сложное и агрегированное понятие, включающее в свой состав многочисл виды потоков. Классификация ден потоков по следосновным признакам: 1. По масштабам обслуживания хоз процесса: ДП по компании в целом, ДПпо отдструктурным подразделениям (центрам принятия решений и ответственности), ДП по отдельным операциям. 2. По видам хо здеят-сти в соответствии с междун стандартами учета: ДП по операц (основной) деят-сти, поток от инвест и финанс деятельности. 3. По направленности движения ден средств: положительный «приток денежных средств», и отрицательный или «отток денежных средств». 4. По методу исчисления объема:- валовой ДП – сов-сть всех поступлений или расходований ден средств в рассматриваемом периоде времени; - чистый ДП - разница ме/у положи отриц ден потоками на отдельных интервалах времени.5. По уровню достаточности объема: - избыточный, - дефицитный. Сущ-ют 2метода расчета показателей ДП: прямой и косвенный. Различия в использовании этих методов касаются раздела операционной деятельности.Прямой метод, заключающийся в последовательном расчете осн поступлений и осн выплат ден средств за отч период, называют «бухгалтерским». В отчете отраж-ся обороты (приход, расход) по счетам ден ср-в в корреспонденции со счетами покупателей продукции и поставщиков рес-сов, а также по расчетам с банками, бюджетом, органами соц страх-ния, наемными работниками и иными контрагентами. По существу, это корректировка каждой статьи отчета о прибыли и убытках, превращающая метод начислений в метод ден ср-в. Причем анализ этого отчета проводится сверху вниз, поэтому его наз. «верхним». Косвенный метод предп-ет корректировку чистой прибыли от осндеят-сти на величину изменений, не учтенных в ней. В рез-те пользователю предост-ся инф-ция только о чистом притоке (оттоке) ден средств в разрезе указанных видов деят-сти, а индивид поступления и выплаты остаются за рамками отчета. Этот метод баз-ся на анализе Отчета о приб и убытках снизу вверх («нижний»). Каждый сп-б расчета ден потока обладает достоинствами и недостатками. Прямой метод более объемен, он точнее отражает обороты компании, процесс формирования выручки и чистой прибыли в корреспонденции с оплатой счетов «живыми» деньгами. Этот метод необходим прежде всего кредиторам, которых интересует способность фирмы генерировать денежные потоки для погашения займов. Однако с позиций аналитика прямой метод недостаточно информативен, т.к. не позволяет проследить трансформацию чистой прибыли в чистый денежный поток. Косв метод, отталкиваясь от чистой прибыли, исп-ет только очищенные нетто-значения и путем последовательных корректировок показ-ет, как чистая прибыль превращается в чистый ДП. Этот метод позв-ет обнаружить любые препятствия и «закупорки» на этом пути, определить темп наращивания ден наличности. Прямой метод предпочтителен для анализа текущей и будущей ликвидности компании, косвенный - для анализа рентаб-сти, эффективности инвестиционной и финансовой деятельности, для принятия стратегических решений по управлению стоимости бизнеса. Чистый ДП (Net Cash Flow, NCF) — это разница м/у полож и отриц ДП. NCF = CF+ - CF-. обычно платежи внутри ДП группируются по периодам времени, соответствующим отчетным периодам или шагам инвестирования. Например, по месяцам, кварталам, годам. В этом случае формулу чистого денежного потока можно записать в следующем виде: NCF = NCF1+ NCF2+…+ NCFN или NCF = (CF1+ - CF1-)+ (CF2+ - CF2-)+…+ (CFN+ - CFN-) Предмет и экономическая сущность корпоративных финансов Наиб распространенное определение корпорации – это орг-ция, поставившая перед собой опред цели, действующая на обществ благо, обладающая опред правами, явл-ся ЮЛ, действующая на пост основе и несущая огранич отв-сть.К-ция – это крупная, устойчивая, мобильная и эффективная бизнес-структура. Главное в корпорации– это структурирование всех подразделений, служб, офисов.К-ция - это такая форма орг-ции и ведения бизнеса, органично сочетающая в себе преимущества АО и ООО. Простота передачи прав собств-сти, участие акционеров в управлении, ограниченная рамками уставного капитала отв-сть акционеров за долги компании, неограниченный период жизни делают к-цию крупной, устойчивой и эффектв упр-нии бизнес-структурой. К-ция- это публичная финструктура, свободно размещающая свои акции и обяз-ва на биржевых и небиржевых финплощадках в отличие от предприятия, фирмы или просто компании. Ее тек ст-сть всегда можно узнать в режиме реального времени. Главное в к-ции - это структурирование всех подразделений, служб и офисов и субординация центров принятия решений на базе финансовой модели управления стоимостью бизнеса. Корпоративный стиль упр-ния в отличие от бухг-го предполагает: постоянное дисконт-ние затрат и рез-тов к настих стоимости, расчет инвестиционной ст-сти проектов на альтернативной основе с учетом пороговой нормы требуемой доходности, прогнозирование вероятности наступления ожидаемых сценариев в развитии компании. Копоративные и некорпоративные компании работают по разным моделям – бухгалт и фин. Любая совр компания в рын среде должна учитывать корпорат методологию и стиль управления. Для некорпоративных предприятий важно понимать ограниченность бухгалтерского метода аналитики, оценивать инвестиционные риски бизнеса, выявлять барьерные ставки доходности. Предметом корпор финансов явл-ся фин отношения, фин ресурсы и ден потоки фирмы. Метод – это с-мы теоретико-познавательных категорий, фундаментальных концепций, принципов управления фин деятельностью корпорации. Пр-пы орг-ции финансов предприятий и корпораций тесно связаны с целями и задачами их деятельности, определенными учредительными документами. К пр-пам организации финансов можно отнести: - саморегулирование хоз деятельности; - самоокупаемость и самофинансирование; - деление источников формирования обор-х средств на собств и заемные; - наличие фин резервов. Реализация данных пр-пов на практике должна осуществляться при разработке фин политики и орг-ции системы управления финансами хоз субъекта. При этом целесообразно учитывать: - сферу деятельности (коммерческая и некоммерческая деятельность); - виды (направления) деятельности (экспорт, импорт); - отраслевую принадлежность (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство, торговля и т. д.); - организ-правовые формы предприн деятельности. Соблюдение указанных принципов на практике обеспечивает финансовую устойчивость и доходность корпораций. Стратегичцелями фин политики корпорации явл-ся:а) максимизация рын стоимости акций корпорации; б) увеличение прибыли как источника экон роста; в) оптимизация структуры и ст-сти капитала, обеспечение уст-сти и деловой активности; г) достижение фин открытости корпорации для акционеров, инвесторов и кредиторов; д) исп-ние эффектов операц и фин левериджа с помощью эмиссии корпорат ц.б., фин лизинга и т. д.; е) создание эффективного фин менеджмента на основе диагностики фин состояния с учетом постановки стратегических целей деят-сти компании. Составной частью финстратегии явл-ся перспективное фин план-ние, ориентированное на достижение осн параметров деят-сти корпорации: коэффициентов Р/Е и EV/EBITDA, объема и себест-сти продаж, прибыли и рент-сти, фин устойчивости и платежеспособности. Как самост наука корпор финансы сложились к концу 50-х гг. XX века, когда от прикладной микроэкономики отпочковалось целое направление, известное ныне как современная теория финансов. Теория портфеля Г. Марковица и теория структуры капитала Миллера - Модильяни представляют сердцевину науки и техники управления корпоративными финансами, поскольку отвечают на два принципиально важных вопроса: откуда взять и куда вложить корпоративные ресурсы. Осн теории и модели корпор финансов (.DCF-модель, САРМ, APT, ОРМ) построены на предпосылке существования идеальных рынков капитала. Идеальный рынок капитала - это рынок, на котором не существует никаких затруднений, вследствие чего обмен ценных бумаг и денег может совершаться легко и не сопряжен с какими-либо затратами. Совершенный рынок капитала имеет след характеристики: 1) отсутствуют трансакционные (брокерские) затраты; 2) отсутствуют налоги; 3) имеется большое кол-во продавцов и покупателей, и ни один из них не может воздействовать на цены обращающихся на рынке ц.б.; 4) как ФЛ так и ЮЛ имеют равный доступ на рынок; 5) отсутствуют информац затраты, поэтому все участники рынка обладают одинаковым объемом инф-ции; 6) все субъекты рынка имеют рациональные ожидания; 7) отсутствуют затраты, связанные с финансовыми затруднениями. В реальной действительности идеальных рынков капитала не существует, например, везде имеют место различной степени информац асимметрии. Теории корп-х финансов, исходящие из предпосылки идеальных рынков капитала, подлежат модификации и адаптации. Все же они очерчивают рамки и объясняют фундаментальные основы методик принятия большинства финансовых решений. Корпоративные финансы базируются на ряде взаимосвязанных фундаментальных концепций: денежного потока, временной стоимости денег, компромисса между риском и доходностью, стоимости капитала, эффективности рынка капитала, асимметричности информации, агентских отношений, альтернативных издержек, временной неограниченности функционирования компании, управления на основе стоимости компании. Все они подробно будут рассматриваться в дальнейших темах курса. Гипотеза эффективности рынков (ЕМН) явл-ся одной из важнейших для инвесторов финн теорией и имеет немалое значение для специалистов по управлению финансами. На эффективном рынке цены отражают всю известную инф-цию. Выделяются 3 формы эффективности рынка: слабая, умеренная и сильная. ЕМН позволяет сделать вывод о том, что стоимость фирмы не может быть увеличена за счет сделок на финансовом рынке и, поскольку NPV финансовых операций равен нулю, стоимость фирмы может быть увеличена только за счет операций на рынке материальных активов и за счет качества менеджмента. Ст-сти фин активов явл-ся объективными величинами, поэтому решения, основанные на предположениях о заниженной или завышенной стоимости тех или иных ценных бумаг, нужно рассматривать с особой тщательностью. Агентские отношения возникают во всех компаниях, в которых отношения владения (собственности) и управления разделены между разными лицами. В контексте управления финансами наиболее важными агентскими отношениями являются отношения между акционерами и менеджерами, и между кредиторами и акционерами. Для разрешения агентских конфликтов акционеры несут агентские издержки, величина которых должна подсчитываться и учитываться при инвестиционных решениях. Когда менеджер знает о перспективах своей фирмы больше, чем аналитики и инвесторы, наблюдающие за этой фирмой, имеет место асимметричная информация (это правило, а не исключение). В этом случае менеджеры могут справедливо полагать, что акции или облигации их фирмы имеют заниженную или завышенную стоимость в зависимости от характера недоступной для посторонних информации, которой они располагают. Концепция VBM декларирует рынстоимость компании как высшую ценность акционеров и интегральную оценку эффективности менеджмента. Структурно стоимость компании состоит из стоимости накопленных финансовых активов и стратегической (или инвестиционной) стоимости, причем доля второго компонента со временем возрастает. Целью корпорат финансов как науки явл-ся перевод ее категорий - капитала и денежных потоков - на язык конкретных финансовых решений. Эту нагрузку несет финполитика компании. В основе работы финменеджера лежит разрешение перманентного противоречия между ликвидностью компании и ее доходностью. Для обеспечения платежеспособности по текущим и капитальным счетам необходимо всегда держать деньги в пределах досягаемости, наоборот, для наращивания капитализации фирмы денежные активы должны быть в обороте. Принцип саморегулирования заключается в предоставлении предприятиям (корпорациям) полной самостоятельности в принятии и реализации решений по производственному и научно-техническому развитию, исходя из имеющихся материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Предприятие (корпорация) непосредственно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития исходя из спроса на выпускаемую продукцию (услуги). Основу оперативных и текущих планов составляют договоры (контракты), заключенные с потребителями продукции (услуг) и поставщиками материальных ресурсов. Финансовые планы призваны обеспечивать денежными ресурсами мероприятия, предусмотренные в производственных планах (бизнес-планах), а также гарантировать интересы бюджетной системы государства. Для привлечения доп финресурсов корпорации выпускают эмиссионные ц.б. (акции и облигации) и участвуют в работе фондовых бирж. Принцип самоокупаемости предполагает, что средства, вложенные в развитие корпорации, должны окупиться за счет прибыли и других собственных финансовых ресурсов. Эти средства призваны обеспечить минимум нормативной экономической эффективности принадлежащего предприятию (корпорации) собственного капитала. При самоокупаемости оно финансирует за счет собственных источников простое воспроизводство и вносит налоги в бюджетную систему. Реализация данного принципа на практике требует рентабельной работы всех предприятий и ликвидации убытков. В отличие от самоокупаемости, самофинансирование предполагает не только рентабельную работу, но и формирование на коммерческой основе финансовых ресурсов, обеспечивающих не только простое, но и расширенное воспроизводство, а также доходов бюджетной системы. Развитие принципа самофинансирования предполагает усиление материальной ответственности предприятий (корпораций) за соблюдение договорных обязательств, кредитно-расчетной и налоговой дисциплин. Уплата штрафных санкций за нарушение условий хозяйственных договоров, а также возмещение причиненных убытков другим организациям не освобождает предприятие (без согласия потребителей) от выполнения обязательств по поставкам продукции (работ, услуг). Деление источников формирования оборотных средств на собственные и заемные определяется особенностями технологии и организации производства в отдельных отраслях хозяйства. В отраслях с сезонным характером производства повышается доля заемных источников формирования оборотных средств. В отраслях с несезонным характером производства (тяжелая промышленность, транспорт, связь) в составе источников образования оборотных средств преобладают собственные оборотные средства. Образование фин резервов необходимо для обеспечения устойчивой работы предприятий (корпораций) в условиях возможных колебаний рыночной конъюнктуры, возросшей материальной ответственности за невыполнение своих обязательств перед партнерами. В акционерных обществах финансовые резервы формируются в законодательном порядке из чистой прибыли. У других хозяйствующих субъектов их образование регламентировано учредительными документами.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (512)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |