Вопрс 2. Даосизм, 8 век до н.э
Даосизм и конфуцианство в Китае. Вопросы: 1. Истоки и особенности древнекитайской культуры и Мировоззрения. Даосизм, 8 век до н.э. Конфуцианство, 6 век до н.э. Вопрос 1. Истоки и особенности древнекитайской культуры и мировоззрения. Великая китайская цивилизация насчитывает 3, 5 тысячи лет. В своём развитии она опережала культуру других стран. Китайский этнос создал тип культуры, отличающийся от культур других народов. Первое китайское государство образовалось во II тыс. до н.э. под предводительством династии Шань-инь. Столицей государства был город Шань. В это время среди множества божеств на первое место выходит божество Шанди, которого почитали как родоначальника и первопредка. Считалось, что он установил первопорядок, и заботится о благосостоянии всех китайцев. Поэтому на протяжении многих веков китайцы верили, что духи предков заботятся о всех своих последующих потомках. Смещение на начальном этапе в культе Шанди акцента в сторону первопредка, сыграло в истории китайской цивилизации огромную роль: это привело к ослаблению религиозного начала и усилению начала прагматического, т.е. практического, полезного. Здравомыслящие китайцы не задумывались над проблемами жизни или смерти, над таинством бытия. Начинается процесс абсолютизации культа предков. Именно в культе предков китайский этнос в течение многих веков черпал силу в борьбе с племенами-варварами. С 9 по 3 век до н.э. в Китае правит династия Чжоу. Власть этой династии распространилась на весь Китай, на все китайские княжества. Во главе государства стоял правитель - Ван, бывший одновременно и правителем страны, и верховным жрецом. В это время возникает представление о Небе, как о могущественном верховном божестве Вселенной. По представлениям древних китайцев, земля имела форму квадрата, а их собственная родина - Китай находился в её центре. Небо над землёй имело форму окружности. Поэтому они и стали называть свою страну Срединным Царством или Поднебесной. Начинает формироваться представление о прямой генетической связи божественных сил Неба и китайского правителя. Правитель стал считаться сыном Неба.
Постепенно культ Неба вытесняет культ Шанди. Небо становится главным всекитайским божеством, а для китайских правителей отождествление с Небом означало принятие на себя ответственности за весь мир: за Китай и окружавшую его варварскую периферию. Человеческое и божественное поменялось местами. Древнекитайский трактат о государственном устройстве гласил: « Государь – Небо. Его слуги – Земля. Небо покрывает – Земля несёт. Все силы природы непрерывно действуют, поэтому, когда государь повелевает – его слуги исполняют; когда на верху действуют – внизу склоняются». В лице правителя китайцы всегда видели эталон высшей добродетели, и считали своим долгом ему служить и подражать. Возникает ритуализированная этика, как набор неких правил поклонения императору. ИТАК: в китайской культуре религию заменила этика. Санкционированный верховным божеством - Небом коллективизм исключил индивидуалистический поиск спасения и личностное начало, что было краеугольным камнем в европейской культуре. Китайцы считали, что мир и так совершенен, его не надо переделывать; миру и так присуща гармония. Человек изначально тоже рождается совершенным как личность, ему только нужно реализовать свои 5 совершенств, данных природой при рождении: 1. Человечность – жень, 2. Искренность - синь, 3. Мудрость – чжи, 4. Чувство должного, долга – и, 5. Дисциплина – ли. Древнекитайская идеология не ориентировала людей на деятельностное начало. ИТАК: в 9-8 веках до н.э. формируется идея, что в основе гармонии общества и природы лежит санкционированный Небом социо-этико-политический порядок. Появляется слой чиновников, которые считаются лучшими людьми китайской нации, так как они помогают императору управлять всеми остальными людьми. Эти идеи своё дальнейшее развитие получили в учениях даосизма и конфуцианства.
Вопрс 2. Даосизм, 8 век до н.э. В 8 веке до н.э. среди так называемых 100 философских школ выделяется даосизм. Его творец Лао-Цзы или, или «Старый Мудрец», как его называли в своей книге «О пути к добродетели» разработал философское учение о так называемом Дао – Великом Пути Вселенной. Дао Лао-Цзы трактуется как
· Путь Вселенной, · Мировая основа Бытия, · То, что заполняет пространство. Лао-Цзы считал, что нет абсолютного добра или абсолютного зла, что всё в мире относительно. Им был провозглашён Принцип Невмешательства ни в мир людей, ни в мир природы. Он утверждал, что совершенная личность та, которая достигла гармонии с окружающим миром и с окружающей природой. «Человеческое бытие суетно и иллюзорно, важно слиться с миропорядком, вписаться, вступить в гармонию с Великим Путём Вселенной. Главное – не нарушить этот путь, встроиться в него, не прийти в противоречие с ним». Созерцательный, поэтический подход к миру, заложенный в учениях Лао-Цзы, проявился во всех областях художественной жизни древнего Китая. В даосизме черпали свои идеи китайские художники и китайские поэты.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (428)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |