Тема 2. Возникновение и тенденции развития естествознания
ТВЕРСКОЙ ФИЛИАЛ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КОНЦЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ» ТВЕРЬ 2008 СОДЕРЖАНИЕ
Требования ГОС к обязательному минимуму содержания учебной дисциплины «Концепции современного естествознания»
Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мегамиры; пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие; близкодействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии; химические процессы, реакционная способность веществ; внутреннее строение и история геологического развития земли; современные концепции развития геосферных оболочек; литосфера как абиотическая основа жизни; экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая; географическая оболочка Земли; особенности биологического уровня организации материи; принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция; человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика, человек, биосфера и космические циклы: ноосфера, необратимость времени, самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре.
Учебная программа дисциплины Раздел I. НАУКА, ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ, КАРТИНА МИРА
Тема 1. Естественнонаучная и гуманитарная культуры Естествознание как наука об окружающем мире. Концепция «двух культур» (Ч.П. Сноу) - естественнонаучной и гуманитарно-художественной. Путь к единой культуре. Науки естественные («науки о природе») и гуманитарные («науки о духе»), их различие и сходство. Специфика естественнонаучного и гуманитарного познания: цели и задачи; объект и субъект, методы и средства, ценности и идеалы, методологические установки и стиль мышления. Проблема понимания и описания, понимания и интеграции, понимания и оценки в естественнонаучном и гуманитарном познании. Идея полифоничности и диалогичности мышления в гуманитарных науках (М.М. Бахтин). Взаимосвязь, взаимодействие и взаимопроникновение естественных и гуманитарных наук в процессе создания общей картины мира, формирование единой техногенной культуры. Социокультурный смысл современного естествознания. Значение его достижений в утверждении идеалов научно-рационального отношения к действительности. Влияние естествознания на различные сферы деятельности людей. Необходимость изучения концепций современного естествознания специалистами гуманитарного профиля. Предмет и задачи курса «Концепции современного естествознания». Структура учебного курса, логика его построения и особенности изучения студентами института. Тема 2. Возникновение и тенденции развития естествознания Предпосылки возникновения элементов естествознания в рамках «синкретического» знания. Влияние развивающихся орудий труда, возникновения письменности и общественного разделения труда на рационализацию форм деятельности и мышления. «Преднаука» и наука. Основные этапы развития науки: натурфилософский, аналитический и синтетический. Формирование идеи рациональности и первых ее естественнонаучных программ (математическая, атомистическая, аристотелевская) в период античности. Первые попытки классификации наук. История естествознания. Формирование логических форм научного мышления, доминирование ценностного над познавательным в эпоху средневековья. Распространение ненаучных знаний - алхимии, астрологии, магии. Развитие опытной науки и классического типа рациональности в эпоху Возрождения и в Новое время. Возникновение экспериментального метода и его соединение с математическим описанием природы. Научная революция XVII в.: возникновение классической механики. Дифференциация научного знания и рост числа естественных наук. Формирование неоклассического типа рациональности в XIX в. Мировоззренческий смысл естественнонаучных открытий ХУII-ХIХ вв. Панорама современного естествознания. Революция в естествознании на рубеже XX в. и формирование пост классического типа рациональности. Возникновение релятивистской и квантовой физики. Перестройка естественнонаучной картины мира и изменение стиля мышления. Необходимость интеграции научных исследований и появление новых наук в XX в. Неопозитивистская и постпозитивистская модели развития науки как выражение радикального сциентизма. Логико-методологическая концепция К. Поппера. Теория «роста знаний» как логика принятия и смены теорий. Концепция научных революций Т. Куна. Понятие парадигмы и нормальной науки. Научная революция как смена парадигм. Методология исследовательских программ И. Лакатоса. История науки как процесс рождения, жизни и гибели исследовательских программ. Принцип пролиферации (размножения) теории в плюралиетической методологии П. Фейерабенда. Эволюционная модель развития науки Ст. Тулмина, тематический анализ науки Дж. Холтона и др.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (575)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |