Объем дисциплины и виды учебной работы. Кафедра философии и социально-гуманитарных дисциплин
Кафедра философии и социально-гуманитарных дисциплин
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ учебно – методический комплекс для студентов заочной формы обучения (специальность 030900.62 Юриспруденция квалификация «бакалавр»)
Москва Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи» для составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержания программы высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция (квалификация «бакалавр»).
Автор – составитель: Брадецкая И.Г., ст. преподаватель кафедры кафедры общеобразовательных дисциплин Российской академии правосудия.
Рецензент Кузнецова Т.Е., канд.пед.наук, доцент кафедры общеобразовательных дисциплин Российской академии правосудия.
Брадецкая И.Г. Русский язык и культура речи. Учебно-методический комплекс для студентов заочной формы обучения (специальность 030900.62 Юриспруденция квалификация «бакалавр»).- М.: РАП, 2011. с.
Одобрен на заседании кафедры философии и социально-гуманитарных дис- циплин Российской академии правосудия (протокол №2 от 20 сентября 2011 г.)
Утвержден Учебно-методическим советом Российской академии правосудия (протокол № от 2011 г.)
© Российская академия правосудия, 2011. © Брадецкая И.Г., 2011.
Содержание Введение…………………………………………………………………………..4 Объем дисциплины и виды учебной работы……………………………………6 Тематический план учебной дисциплины…………………………...………….7 Программа курса …………………………………………………………. ……...8 Тематический план семинарских занятий…………………..…………….........11 Планы семинарских занятий………………………………………………........11 Список рекомендуемой литературы……………………………………………18 Методические рекомендации по изучению и организации самостоятельной работы студентов……………………………………………………………...…20 Контрольное задание …........................................................................................21 Вопросы для подготовки к зачету………………………………………………23 Обучающие тесты………………………………………………………………..24 Приложение 1……………………………………………………………………28 Приложение 2…………………………………………………………………….29
Введение Программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» подготовлена для студентов, обучающихся по направлению 030900.62 Юриспруденция квалификация «бакалавр», и предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания программы и уровню подготовки выпускников высшего учебного заведения, ведущего подготовку студентов по специальности 03.05.01 (65) Юриспруденция. Специфика деятельности юристов связана с «повышенной речевой ответственностью», подразумевает публичность, каждодневную работу с аудиторией, часть которой изначально настроена негативно по отношению к выступающему. Именно поэтому будущих юристов необходимо научить свободно пользоваться разнообразными языковыми средствами в различных коммуникативно-речевых условиях, и прежде всего в непосредственной профессиональной деятельности, научить их культуре общения, учёту психолингвистических особенностей собеседников, сформировать у них безукоризненно чистую, правильную, терминологически точную и выразительную речь. В Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования заложен компетентностный подход. Компетенция включает в себя совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Изучение дисциплины «Русский язык и культура речи» преследует целиформирования общекультурных, коммуникативных и лингвистических компетенций. В разделе V «Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата» Государственного образовательного стандарта отмечается, что выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): - «способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4); - обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5); - способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8)». Обозначим также коммуникативные и лингвистические компетенции выпускника: · владеет нормами современного русского языка и фиксирует их нарушения в речевом потоке и письменном тексте; · имеет представление о языке и речи, видах речевой деятельности, невербальной коммуникации и их особенностях, способен использовать эти знания в профессионально значимых ситуациях общения; · способен самостоятельно пользоваться нормативными словарями и справочниками русского языка; · соблюдает нормы и правила русского языка в Интернет-общении; · соблюдает правила русского речевого этикета и невербальной коммуникации (мимика, жесты, дистанция общения); · способен различать особенности стилей речи и умеет использовать это в практике общения; · владеет общенаучной и профессиональной лексикой; · имеет представление о научном тексте, знает правила его построения и языкового оформления (и в том числе, компьютерного); Важнейшими задачамидисциплины являются: o Закрепление и совершенствование навыков владения нормами русского литературного языка. o Обучение профессиональному общению в области избранной специальности. o Развитие навыков поиска и оценки информации. o Развитие речевого мастерства для подготовки к сложным профессиональным ситуациям общения (ведение переговоров, дискуссии и т.п.). o Повышение культуры разговорной речи, обучение речевым средствам установления и поддержания доброжелательных личных отношений. В реальном учебном процессе формирование указанных выше компетенций и решение обозначенных задач происходит при изучении любой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны. Так систематическая работа по формированию и совершенствованию культуры речи студента обеспечивает развитие его интеллектуальных и творческих способностей, развивает абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Особое значение придается развитию навыков самоконтроля и потребности студентов в работе со справочной литературой (словарями, справочниками, энциклопедиями). Большое внимание уделяется усвоению функциональных стилей речи и особенностям употребления языковых единиц в соответствии с речевой ситуацией. Работа над стилями литературного языка предполагает более основательное ознакомление студентов с особенностями научного, публицистического и официального стилей речи, с жанрами деловой и учебно-научной речи. При этом в качестве дидактического материала используются тексты, профессионально значимые для студентов. В учебно-методическом комплексе представлен тематический план данной учебной дисциплины с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы и на проведение семинаров. Содержательной основой занятий по данному курсу является обобщение ранее приобретённых студентами знаний и умений по русскому языку с более глубоким осмыслением общих вопросов русского языка и с разветвлённой системой практической работы по применению лингвистических знаний к профессионально-речевой деятельности студентов, к культуре их речи, к обогащению их речи изобразительно-выразительными средствами, к повышению их грамотности, что способствует повышению уровня компетенции будущих юристов. Курс носит практический характер, из этого следует, что большая часть времени на занятиях отводится на выполнение различного рода упражнений и решение коммуникативных задач. Изучение программного материала рассчитано на 72 часа, из которых 6 - аудиторные занятия. Часть учебного материала доводится до студентов на лекциях, а другая усваивается в ходе работы на семинарах и в ходе самостоятельной работы, на которую отводится большая часть времени. Основными формами учебной работы являются: лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа студентов. Запланированы также интерактивные формы обучения – выполнение творческих заданий по «истории слова» (этимологический анализ), речевые разминки. Согласно плану студенты должны выполнить 1 контрольное задание, которое содержит творческий компонент. Формой итогового контроля является зачет. Общая трудоемкость дисциплины – 2 дидактические единицы.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (424)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |