Психологические особенности ранней юности и их учет в педагогическом процессе
Слово «юность» обозначает фазу перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, что предполагает, с одной стороны, завершение физического, а с др. стороны – достижение социальной зрелости. Но в разных обстоятельствах это происходит по-разному. Ранняя юность (от 14-15 до 18 лет) – в буквальном смысле слова «3-ий мир», существующий между детством и взрослостью. На его (данного периода) долю выпадает задача многочисленных «доделок» и устранения диспропорций, обусловленных неравномерностью созревания. Л.С. Выготский и Л.И. Божович выделяют специфические особенности этого возраста. В этом возрасте психических новообразований нет. Снижается острота межличностных конфликтов, в меньшей степени проявляется негативизм. В поведении больше разумности, чем импульсивности. Улучшается физическое и эмоциональное самочувствие. Психические особенности (Л.И. Божович). Ядро личности – сознание. Принципиальное отличие внутренних позиций старшеклассника – это люди, обращенные в будущее. Самоопределение, выбор дальнейшего жизненного пути становится аффективным центром жизненной ситуации, вокруг которого начинает вращаться вся их деятельность и интересы. Связь между учебными и профессиональными интересами становится постоянной и прочной. Акцент на прочность знаний. Четкая ориентировка и определение своего места во взрослом мире. (Мировоззренческие установки, очень противоречивы.Мировоззрение – система убеждений, выражающих отношение человека к миру, его ценностные ориентации). Задумываясь о смысле жизни, о смерти, осознает себя частицей, элементом социальной общности людей. Комплекс неполноценности проходит. Осознает, что достиг уровня зрелого человека. Доверие в общении – это самораскрытие личности с целью вовлечения в свой внутренний мир др. лица. Отношение к другим как к самому себе. Теория Эриксона. Центральный психический процесс – формирование личной идентичности (т.е. усвоение образцов поведения значимых для юноши др. людей) или усвоение ролевого поведения. Кризис идентичности является центральным. Идентичность содержит два аспекта: 1) личностный (субъективный) – то, каким юноша, представляет себя на самом деле; 2)социальный (объективный) – те роли, которые он приобретает в общении с др. людьми. Если чувство идентичности неустойчиво или несформированно, то ролевое поведение очень противоречиво, он постоянно играет роль в соответствии с ожиданиями группы. Юношество – период ролевого экспериментирования. Главная опасность – «размывание» чувства «Я», т.е. формируется неадекватная идентичность, и развитие может идти по 4 – м линиям:
«Я» ориентировано размывание одиночество на несколько значимых Þ чувства «Я» Þ (возрастная особенность) людей И.С. Кон Умственное развитие – формирование индивидуального стиля деятельности (по Климову Е.А.), т.е. индивидуально – своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей индивидуальности с предметными внешними условиями деятельности). Улучшение коммуникативности и общего эмоционального самочувствия. Большаядифферинцированность эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний повышение самоконтроля и саморегуляции. Самосознание: открытие – «Я». Главное психологическое приобретение ранней юности – открытие своего внутреннего мира. Внутреннее «Я» не совпадает с «внешним» поведением, актуализируя проблему самоконтроля. Осознание своей уникальности; чувство одиночества, т.е. растет потребность в общении и одновременно повышается его избирательность, потребность в уединении. Представление о себе всегда соотносится с групповым образом «Мы», но никогда не совпадает с этим «Мы» полностью. Деймс Марша выделил 4 этапа развития идентичности, измеряемые степенью профессионального, религиозного и политического самоопределения:
Важный фактор социализации – семья. Наилучшие взаимоотношения с родителями – демократический стиль воспитания. Потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших. Взаимоотношения с учителями. Статус старшеклассника в школе неоднозначен: дополнительная ответственность и целиком зависит от учителей и школьной администрации. Ведущая деятельность – учение. Учительская власть невелика. Учитель как: 1) старший друг; 2) профессиональная компетентность учителя; 3) умение справедливо распоряжаться властью. Напряженный поиск дружбы как избирательной, прочной и глубокой эмоциональной привязанности. Дружба основывается на принципе сходства и равенства. Идеализация друзей и дружбы. Функция юношеской дружбы, поддержания самоуважения личности. Юность – решающий этап становления мировоззрения. Мировоззрение – взгляд на мир в целом, система представлений об общих принципах и основах бытия, жизненной философии человека, сумма и итог всех его знаний. Громадное расширение умственного кругозора, появление теоретических интересов и потребности свести многообразие фактов немногим принципам. Формирование жизненных планов.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (625)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |