Управленческие решения и их реализация
Управленческое решение – часть общего процесса управления и неизбежная часть ежедневной работы менеджера: выбор, который делает руководитель при выполнении своих обязанностей в рамках социального и политического состояния организационной среды. Классификация управленческих решений: 1) Масштаб воздействия решения на организацию: · Общие решения - затрагивают организацию в целом; · Частные (локальные) – касаются отдельных текущих вопросов. 2) Содержание решения: · Научно-технические; · Экономические; · Организационные. 3) Характер решения: · Оперативные – затрагивают текущую работу отдела, секции; · Хозяйственно-руководящие – принимаются на уровне директора предприятия или министра отрасли; · Нормативные – принимаются центральными органами управления. 4) Форма подготовки и принятия решений: · Единоличные; · Коллегиальные; · Коллективные: консультативные – когда лицо, принимающее решение, советуется с коллективом, затем делает собственный выбор; совместные – принимаются в результате взаимного согласия всех участников на основе консенсуса; парламентские – когда большинство причастных к решению лиц выражает с ним свое согласие; 5) Частота повторяемости ситуации: · Стандартные (запрограммированные) – принимаются в повторяющихся ситуациях, когда изменяются лишь количественные параметры; · Творческие – принимаются в неординарных ситуациях. 6) Степень полноты и достоверности информации для принятия решения: · Детерминированные – принимаются при наличии полной, достоверной информации; · Вероятностные – в условиях недостаточной, неполной информации. Процесс принятия управленческого решения: 1) Анализ проблемы: · Восприятие проблемы и ее признание является необходимым условием для решения проблемы, так как если существование проблемы не будет признано, то и принятия решения не состоится. · Интерпретация и формулирование проблемы. Интерпретация означает придание проблеме значения. Точное формулирование проблемы помогает руководителю ранжировать ее по степени важности, степени воздействия на организацию, срочности, возможности ее разрешения в будущем. · Определение критериев успешного решения. Критерий – условие, необходимое или желательное для выполнения. В случае выбора критерия «я должен» руководитель рассматривает все альтернативы, улучшающие деятельность организации. В случае критерия «я хочу» рассматривает только желательные альтернативы. 2) Выработка решения: · Выявление альтернатив. Находятся все альтернативы, помогающие решить проблему. Многие альтернативы легко находятся по прошлому опыту. Но если проблема нова и сложна, необходимо применение специальных методов («мозговой штурм»). · Оценка альтернатив. Определяются «+» и «-« каждой альтернативы. Иногда для экономии времени ограничиваются рассмотрением более крупных альтернатив. · Выбор альтернативы. Выбирается альтернатива, наиболее выгодная с точки зрения конечных результатов. 3) Выполнение решения: · Организация выполнения решения. Предусматривает расстановку сотрудников, распределение задач, прав и ответственности, координацию усилий, мотивацию. Составляется план мероприятий по выполнению принятого решения. · Анализ и контроль выполнения решения. Обратная связь и корректировка. Включает создание механизма получения информации о ходе выполнения решения и системы обнаружения ошибок. При установлении обратной связи руководству передается информация о ходе выполнения решения для сопоставления фактических результатов с ожидаемыми. На основе полученной информации проводится корректировка намеченных планов. Причины, препятствующие принятию рационального решения: 1) Личностные и организационные ограничения. 2) Вследствие недостатка информации или рабочей перегрузки руководитель не знает о существовании проблемы. 3) Руководитель знает о проблеме, но не имеет времени или информации для ее решения. 4) Часто при решении проблемы руководитель вынужден переключиться на новую, неожиданно возникшую проблему. Факторы, влияющие на процесс принятия решения: 1) Личность руководителя, его система ценностей, опыт. 2) Культурные различия и национальность людей. Например, установлено, что австралийские руководители предпочитают «мягкий» подход к управлению и уделяют значительное внимание своим подчиненным; южно-корейские – большое значение придают силе и плохо воспринимают проблемы подчиненных; японские – демонстрируют уважение к вышестоящим и отличаются высокой преданностью компании. 3) Среда принятия решения. Решение может приниматься в условиях определенности, когда результат каждого из альтернативных вариантов известен. В условиях риска результаты не являются определенными, но вероятность их известна. В условиях неопределенности невозможно оценить вероятность результатов. 4) Время и изменяющаяся среда. Часто с течением времени ситуация настолько изменяется, что принятые допущения оказываются неверными и решение устаревает. 5) Взаимозависимость решений. В организации все решения взаимосвязаны. 8 Стратегическое планирование и управление. Этапы стратегического планирования. Стратегической планирование (СП) предусматривает деятельность фирмы в отдаленном будущем и строится на комплексном изучении проблем, с которыми фирма может столкнуться. На этой основе разрабатываются показатели ее развития. Стратегия представляет собой совокупность мер, которые осуществляет фирма для обеспечения своего благополучного существования в будущем. СП проводится на высшем уровне управления и предполагает 4 основных вида деятельности: 1) Рациональное распределение использования ресурсов предприятия (оборудования, площадь) 2) Адаптацию к внешней среде, т.е. соответствие запросам окружающей среды и улучшение отношений с окружением (поставщиками, потребителями, посредниками) 3) Внутреннюю координацию, т.е. четкое внутрифирменное планирование и улучшение работы подразделений 4) Стратегической предвидение, т.е. предвидение спроса на товар, ресурсы, политики, экономики Стратегической планирование (СП) предусматривает деятельность фирмы в отдаленном будущем и строится на комплексном изучении проблем, с которыми фирма может столкнуться. На этой основе разрабатываются показатели ее развития. Стратегия представляет собой совокупность мер, которые осуществляет фирма для обеспечения своего благополучного существования в будущем. СП проводится на высшем уровне управления и предполагает 4 основных вида деятельности: 1) Рациональное распределение использования ресурсов предприятия (оборудования, площадь) 2) Адаптацию к внешней среде, т.е. соответствие запросам окружающей среды и улучшение отношений с окружением (поставщиками, потребителями, посредниками) 3) Внутреннюю координацию, т.е. четкое внутрифирменное планирование и улучшение работы подразделений 4) Стратегической предвидение, т.е. предвидение спроса на товар, ресурсы, политики, экономики. Шаги СП: 1. Выбор миссии -> 2. Разработка целей -> 3. Анализ внешней среды -> 4. Анализ внутренней среды -> 5. Изучение стратегических альтернатив -> 6. Выбор стратегии -> 7. Реализация стратегии -> 8. Оценка стратегии.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (534)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |