Исполнителя рукописи по почерку
Почерковедческая экспертиза проводится экспертом в соответствии с требованиями методики исследования рукописных текстов. В работе эксперта выделяют четыре основные стадии исследования: 1. Предварительное изучение поступивших на исследование материалов. 2. Раздельное исследование спорных документов и образцов. 3. Сравнительное исследование. 4. Оценка результатов исследования и формирование выводов. На стадии предварительного исследования производится осмотр объектов исследования, уясняется задание, проверяется соответствие представленных документов перечню, указанному в постановлении о назначе- нии экспертизы. Далее в предварительной форме определяется сопоставимость, достоверность и достаточность образцов для исследования. На этой же стадии изучается спорный документ с целью выявления признаков скорописной маскировки почерка, обнаружения следов изменения документа, что может вызвать необходимость технического исследования последнего. После тщательной проверки и осмотра поступивших материалов с обстоятельствами дела, уяснения поставленных перед экспертом вопросов проводится раздельное исследование поступивших текстов, в процессе которого выявляются и анализируются идентификационные признаки почерка как в исследуемом документе, так и в образцах. Раздельное исследование нацелено на выявление устойчивых совокупностей идентификационных признаков, индивидуализирующих письмо исполнителя спорного документа и лица (лиц), образцы письма которого представлены. В ходе раздельного исследования экспертом составляются разработки признаков -специальные таблицы, в которых анализируемые признаки записываются и зарисовываются. Особенно тщательно разрабатываются частные признаки почерка, так как именно их совокупность составляет основу идентификации личности по письму. При этом все письменные знаки изучаются в алфавитном порядке, учитывается также положение букв в строке, слове (в начале слова, середине и т. д.), их характерные сочетания. Составление разработок признаков выявляет все варианты исполнения букв и их сочетаний, определяет степень устойчивости признаков. В настоящее время для установления идентификационной значимости признаков широко используются специальные таблицы, разработанные на основе применения вероятностно-статистических методов, в значительной степени объективизирующие результаты экспертного исследования, повышающие его научную обоснованность. На стадии сравнительного исследования (при фиксации совпадающих и различающихся признаков) сначала сравниваются признаки письменной речи, общие и частные признаки почерка. Совпадения и различия частных признаков почерка проверяются путем непосредственного сопоставления сравниваемых документов. Окончательные результаты сравнения признаков фиксируются в таблицах-разработках. Оценка результатов исследования и формирования выводов является важнейшей, заключительной стадией исследования. Ввиду того, что не существует признаков, которые характеризовали бы почерк только одного ^лица, возникает необходимость оценки не отдельных признаков, а их идентификационных совокупностей. Такая оценка необходима для решения вопроса: выполнены ли рукописные тексты спорного документа и образцов одним и тем же лицом или нет? Во всех случаях, обнаруживая как совпадения признаков, так и их различия, эксперт должен объяснить, что существеннее - совпадения или различия. В том случае, если будет установлено, что совпадения признаков неповторимы, делается вывод о том, что исследуемые рукописи выполнены одним и тем же лицом. При этом эксперт обязан в заключении объяснить происхождение отмеченных в ходе исследования различий. Отрицательный вывод, исключающий исполнение спорной рукописи подозреваемым лицом, делается на основании установленных органических, устойчиво проявляющихся в рукописи различий. Имеющиеся совпадения отдельных признаков должны быть объяснены (например, случайным сходством, большой частотой встречаемости признака, имитацией почерка и т. п.). В тех же случаях, когда исследуемые рукописи невелики по объему, написаны близким к нормам прописи почерком, когда в них не удается выделить идентификационную совокупность признаков почерка, делается вывод о том, что невозможно решить поставленный вопрос либо вывод формулируется в вероятной форме. К заключению эксперта обычно прилагаются фототаблицы, на которых отмечаются совпадающие и несовпадающие признаки. В тех случаях, когда при предварительном осмотре документов выявлены признаки, указывающие на умышленное изменение почерка, в распоряжение эксперта кроме сравнительного материала, указанного выше, необходимо представлять дополнительное число образцов для сравнения. Так, если текст содержит признаки скорописной маскировки почерка, кроме свободных и обычных экспериментальных образцов необходимо отобрать специальные экспериментальные образцы, которые должны содержать изменения, аналогичные имеющимся в исследуемом документе. Существует также ряд особенностей подготовки экспертизы текстов, выполненных с переменой пишущей руки и подражанием буквам печатной формы. В первом случае помимо свободных и экспериментальных образцов почерка необходимо представить образцы почерка, выполненные левой рукой. Во втором случае кроме образцов, выполненных скорописью, следует отобрать образцы печатного почерка. Образцы отбираются под
диктовку на пяти-шести листах. В ходе получения образцов перед пишущим не должно быть никаких печатных изданий, с которых он мог бы срисовать буквы. В случаях, когда имеются основания полагать, что исследуемый текст выполнен с подражанием почерку конкретного лица, в качестве сравнительного материала необходимо представлять не только образцы почерка подозреваемого, но и лица, почерку которого мог подражать подделыватель.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (468)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |