Принцип интеграции образовательных структур
Внаследство от командно-административной системы нам досталось строго однозначное соответствие — каждое учебное заведение могло осуществлять образовательную программу одного и только одного уровня, а профессиональные образовательные учреждения к тому же и только одного профиля специальностей: машиностроительное ПТУ могло давать только начальное профессиональное образование («готовить рабочих») и только по профессиям машиностроения, медицинское училище — только среднее медицинское образование и т.д. Но это однозначное соответствие: одно учебное заведение — одна образовательная программа в новых социально-экономических условиях не только не нужно, но и вредно во всех отношениях. И оно уже разрушается: появились многочисленные учебно-воспитательные комплексы «школа—детский сад», «школа—гимназия» и т.д.; многие общеобразовательные школы в старшем звене вводят профессиональную подготовку учащихся, многие бывшие ПТУ — ныне профессиональные лицеи осуществляют образовательные программы и начального, и среднего профессионального образования, к тому же нередко по 20—25 совершенно разнородным специальностям; многие бывшие техникумы, училища — ныне колледжи осуществляют образовательные программы и начального, и среднего, и первой ступени высшего образования, и т.д. Таким образом, неизбежно происходит интеграция подсистем образования и в отношении их организационных структур, превращая образовательные учреждения в многопрофильные, многоуровневые и многоступечатые. С другой стороны, очевидно, будет происходить противоположный процесс — одна и та же образовательная программа может осуществляться в образовательных учреждениях разных типов. Рассмотрим эти возможности на примерах новых для нас образовательных программ бакалавриата и магистратуры. Большинство авторов, принимающих участие в обсуждении этих образовательных программ, видят их только как вузовские образовательные программы, которые должны поднять престиж ВУЗов. На наш взгляд, это позиция сугубо ведомственного подхода, позиция, закрытая для построения системы непрерывного образования.
Рассмотрим возможные варианты получения степени бакалавра, помимо непосредственного обучения в ВУЗе, в системе непрерывного образования": — вариант первый: образовательная программа бакалав — вариант второй: выпускники лицея, техникума, коллед — вариант третий: выпускники лицеев, техникумов и кол — вариант четвертый: студент ВУЗа, получивший неполное высшее образование, получает профессиональную подготовку бакалавра в колледже; и т.д. Точно так же подготовка магистров может осуществляться не только в ВУЗе, но и в системе последипломного образования. Последнее, в частности, — единственная возможность для получения магистерской степени специалистами, окончившими ВУЗы раньше. Как видим, вариантов реализации образовательных программ относительно типов образовательных учреждений может быть много. Рассмотрим теперь, какие же модели интегративных образовательных учреждений будут складываться в перспективе и фактически уже складываются. * Образовательная программа бакалавриата разными российскими авторами рассматривается по-разному. Во-первых, в международном, можно сказать общемировом понимании — как нижняя ступень высшего профессионального образования, получаемого за рубежом в основном в колледжах. Во-вторых, другие наши авторы понимают бакалавриат как общенаучную, общетеоретическую подготовку студента ВУЗа, который получает как бы «общее высшее образование», но не получает конкретной специальности. В данном случае мы имеем в виду первый вариант. Сегодня в мире отчетливо наблюдаются две тенденции. С одной стороны, происходит соединение старших ступеней общеобразовательной школы с профессиональным образованием в одном и том же учебном заведении. В этом смысле средняя школа, где возможна ее профессионализация за счет усиления трудовой подготовки учащихся, средние профессиональные училища (в прежнем понимании, когда студенты получают полное среднее образование и профессию) и средние специальные учебные заведения — это один тип среднего учебного заведения. В перспективе здесь не исключена и содержательная, и организационная интеграция. С другой стороны, во многих странах мира происходит интеграция средних профессиональных (послешколь-ных) и высших учебных заведений. В этом случае в одном учебном заведении обучение строится по ступеням. Закончив ту или иную ступень, студент может либо прекратить обучение, получив тот или иной уровень квалификации, поступить на работу, либо продолжить обучение на следующей ступени. То, что мы имеем сегодня в передовой практике российского образования, говорит о том, что успешно реализуются обе эти тенденции одновременно. Рассмотрим теперь перспективы и складывающиеся тенденции интеграции образовательных структур. Общеобразовательные учреждения. Общеобразовательные учреждения — школы, гимназии, лицеи и т.д. все больше расширяют в силу своих возможностей спектры услуг, предоставляемых молодежи и взрослому населению, а также предприятиям и организациям, все больше беря на себя функции культурообразующих центров в своих микрорайонах, микрорегионах и все больше развиваясь тем самым в интегративные образовательные учреждения. В частности, в общеобразовательных учреждениях реализуются многие из образовательных услуг, перечисленных в следующем подразделе об интегративных учреждениях базового профессионального образования (в виде 15 позиций этого спектра). Особо следует остановиться на таком интегративном общеобразовательном учреждении, получающем в настоящее время, пожалуй, наибольший потенциал — вечерней (сменной, открытой) общеобразовательной школе. Этот тип учебного заведения, изначально называвшийся вечерней школой для взрослых, потом школой рабочей и сельской молодежи, сегодня собирает преимущественно подростков. За последние годы возникли и утвердились: модель открытой школы, предложенная академиком РАО Г.Д. Глейзером, т.е. «реальное училище»; открытая средняя школа как центр образования (Ульяновск); школа — социальный приют (Самара); профессиональная подготовка вечерников на базе ПТУ (Рязань) и т.д. Причем эти и другие модели реализованы уже не в эксперименте, а в массовых масштабах. Для множества этих школ характерно использование широкого веера организационных, дидактических и социальных инноваций. В той или иной мере каждая из них является ин-тегративным открытым многопрофильным разноуровневым образовательным учреждением общего и профессионального образования с функцией социальной коррекции и поддержки учащихся разных возрастов. Парадоксально, что, собирая людей, чьи образовательные права нарушены самыми разными способами, она представляет им недоступные для других типов школ индивидуально-личностные возможности в сфере образовательной деятельности. В стенах школ этого типа ученик вместе с учителем и родителями выбирает и реализует удобный для себя способ обучения, получивший в последнее время название «индивидуальной образовательной траектории». Иначе говоря, для личности подбирается вариант образования, соответствующий ее специфике по спектру дисциплин, содержанию, глубине и уровню его освоения, темпу учебной деятельности, формам обучения, вплоть до заочного дистантного обучения и экстерната. Переходя в старшие классы, учащиеся в этих школах могут выбрать для себя обычные для «вечерки» три года обучения или пойти в ускоренные двухгодичные классы. Кроме того, желающие и успевающие учащиеся ускоренного класса могут паралелльно заниматься в группе экстернов и благодаря этому получить общее среднее образование не за три года, и не за два года — как в дневной или ускоренных классах, а за один учебный год. Вместе с общим образованием свыше трех четвертей учащихся открытых школ получают профессиональную подготов-
ку через занятия в межшкольном учебно-производственном комбинате, на курсах дополнительного образования при школе. При этом обучение может быть очным (дневным, вечерним, сменным), очно-заочным, а также в форме экстерната — по любому предмету, на любом уровне. Поскольку в обычной общеобразовательной школе начальная профессиональная подготовка учащихся старшего звена (как правило, в межшкольных учебно-производственных комбинатах) раньше осуществлялась за счет так называемых «базовых предприятий», то в настощее время эти каналы профессиональной подготовки в прежних режимах организации, к сожалению, рушатся — предприятия в них не заинтересованы. Так же рушатся оказавшиеся ненужными отраслевым министерствам и ведомствам отраслевые учебно-курсовые комбинаты, технические школы, институты технического обучения рабочих и другие учебно-производственные структуры, осуществлявшие раньше, в частности, начальную профессиональную подготовку выпускников общеобразовательных школ со сроками обучения от одного до шести месяцев. Хотя начальная профессиональная подготовка — это не полноценное профессиональное образование, но вовсе исключать ее нельзя. Более того, в новых социально-экономических условиях эту сферу следует развивать. Во-первых, для части школьников это хоть какая-то возможность получить квалификацию, а, например, профессиональное обучение в сельской школе всегда составляло существенную конкуренцию бывшим сельским профтехучилищам и сельскохозяйственным техникумам. Поэтому заботы о профессиональном обучении в школе, естественно, там, где для этого есть условия, должно было бы, очевидно, взять на себя государство. Более того, в условиях рыночной экономики наличие какой-либо профессиональной квалификации у выпускника среднего учебного заведения ставится весьма существенным критерием для молодежи. И если раньше по окончании 9 класса, как уже говорилось, лучшие учащиеся оставались в средней школе, а более слабые по успеваемости выпускники шли в ПТУ и техникумы, то теперь водораздел стремительно начинает меняться: выпускник учреждения начального и среднего профессионального образования, в большинстве своем имеет и общее среднее образование, и профессиональную квалификацию, и, тем самым, он социально защищен на рынке труда, а выпускник средней школы этого не имеет. Поэтому начинается возрождение школ с производственным обучением, но на качественно иной основе. Например, в г. Троицке Московской области, в Белгородской области и т.д. Учреждениябазового профессионального образования.В конце восьмидесятых годов, когда в стране появились колледжи, технические лицеи и высшие профессиональные училища, они вначале рассматривались общественностью, да и значительной частью специалистов в области образования лишь как модное течение, как стремление «поменять вывеску» ставшим непрестижным профтехучилищам и техникумам. Однако в скором времени эти новые профессиональные образовательные учреждения стали приобретать принципиально новые черты, несвойственные ранее ни ПТУ, ни техникумам — многопрофильность, многоуровневость и многофункциональность. В частности, многие колледжи, а также технические лицеи, высшие профессиональные училища, региональные учебные центры значительно расширили спектр подготавливаемых специальностей в соответствии с требованиями рынка труда своих регионов — в первую очередь по таким профессиям малого бизнеса, как фермеры, бухгалтеры, операторы ПЭВМ, секретари-референты, правоведы, автомеханики, владельцы малых предприятий (ресторанов, магазинов, мастерских и т.п.), а также воспитатели-гувернеры, учителя технического и обслуживающего труда для общеобразовательных школ и т.д. Многопрофильность имеет свои и положительные, и отрицательные стороны. С одной стороны, профессиональные учебные заведения за счет широкого спектра специальностей дают студентам возможность широкого выбора и положительно влияют на дальнейшее трудоустройство выпускников, обеспечивают свои регионы кадрами нужных специальностей. С другой стороны, если раньше учебно-материальная база создавалась многие годы, а учебные заведения профилировались чаще всего на 3—5 специальностях, то теперь на тех же учебных площадях
15-1045 многие профессиональные образовательные учреждения осуществляют подготовку по 15—20, а подчас и по 25 специальностям, не имея для многих из них нужной учебно-материальной базы и, соответственно, в ущерб качеству подготовки специалистов. Хотя надо сказать, что многопрофильность характерна колледжам многих стран мира, и их учебно-материальная база куда скромнее базы наших профессиональных учебных заведений. Многие наши профессиональные учебные заведения — лицеи, колледжи — стали осуществлять одновременно (в разных вариантах сочетания) и трудовое обучение школьников, и начальную профессиональную подготовку молодежи (режим учебно-производственного или учебно-курсового комбината), и начальное профессиональное образование (режим ПТУ), и среднее профессиональное образование (режим техникума), и подготовку, к примеру, младших инженеров (промежуточное звено между техникумом и вузом). А кроме того, ряд колледжей получил лицензии на право осуществления программ неполного высшего профессионального образования (которые, к сожалению, у них тут же отобрали). Некоторые колледжи, технические лицеи и профессиональные учебные центры ввели у себя общеобразовательные отделения и стали тем самым выполнять функцию средней общеобразовательной школы. А подчас и детского сада. Они также стали активно включаться в профессиональную переподготовку взрослого населения по заявкам предприятий, служб занятости и т.д. Тем самым многие наши отечественные профессиональные учебные заведения, независимо от того, из каких «штанишек» они выросли — из ПТУ, техникума, учебно-производственного или учебно-курсового комбината, стали приобретать черты, свойственные, пожалуй, наиболее распространенному в мире (Англия, США, Япония и многие другие страны) типу профессионального образовательного учреждения — колледжа. Правда, надо сказать, что российские профессиональные учебные заведения в ряде случаев уже вышли за эти рамки, создавая, в частности, в своем составе и общеобразовательные школы с I по XI класс, и детские сады, и даже производственные структуры для выпускников. Учитывая тенденции «университетизации» высшей школы — превращение многих ВУЗов в технические, педагогиче-
ские, медицинские и другие университеты — можно предполагать, что в перспективе в России сложатся два основных вида интегративных профессиональных образовательных учреждений — по типу колледжей иуниверситетов. Хотя называться такого рода интегративные образовательные учреждения могут по-разному, к этому мы еще вернемся впоследствии. Здесь автор предвидит сразу два направления возражений со стороны многих работников образования. Во-первых, как работники профессионально-технического, так и работники среднего специального образования, являясь «патриотами» (в хорошем смысле) своих образовательных подсистем, будут говорить о том, что у каждой из них есть своя специфика, своя сфера деятельности, свои традиции и т.д. Но давайте зададимся вопросом — а чем принципиальноразличаются учебные заведения профессионально-технического и среднего специального образования в условиях отсутствия классовой и ведомственно-отраслевой разобщенности? Естественно, они пока различаются уровнями образовательных программ. Но эти различия сегодня стремительно «размываются»: бывшие ПТУ — профессиональные лицеи — получают лицензии на осуществление образовательных программ среднего профессионального образования, а техникумы, колледжи начали в числе других нововведений и профессиональную подготовку молодежи на уровне профтехучилищ. Конечно, техникумы, колледжи в данном случае пока находятся в несколько лучшем положении — «спуститься на ступеньку» легче, чем «подняться». И пока профессиональные лицеи осваивают программы среднего профессионального образования, колледжи уже приступили к освоению программ первой ступени высшего образования. Но эти различия, думается, временные. Других же принципиальных различий просто нет. В то же время, думается, здесь нелишним будет предупредить Читателя, что построение таких интегративных профессиональных учебных заведений — колледжей в общемировом значении этого понятия — сегодня лишь общая тенденция, что это относительно длительная перспектива. Профессиональные учебные заведения — профтехучилища и техникумы — постепенно должны вырастать до уровня колледжей сами. Любые попытки «ускорить» этот процесс во- ,5. 227 левым порядком, административными путями — к чему призывают некоторые «горячие головы» — может привести к большим потерям. В любом случае нынешние колледжи, профессиональные лицеи, высшие профессиональные училища и многие другие новые профессиональные образовательные учреждения, имеющие зачастую «нестандартные» наименования (например. Дмитровский государственный муниципальный учебный центр, учебный комплекс «Ижора» и т.д.) превращаются в многофункциональные многопрофильные и многоуровневые региональные (в малых городах, поселках и сельской местности) или регионально-отраслевые (в крупных городах) профессиональные образовательные центры. Причем в малых городах и поселках этот процесс происходит быстрее, поскольку в них зачастую есть либо одно ПТУ, либо один техникум, и они по необходимости вынуждены расширять профили своей деятельности и уровни образовательных программ. В то же время в крупных индустриальных и научных центрах профессиональные учебные заведения еще могут в какой-то мере сохранять свою отраслевую специализацию, развиваясь как регионально-отраслевые профессиональные образовательные структуры. Попробуем теперь, исходя из складывающегося практического опыта, обрисовать весь спектр образовательных услуг, которые сейчас уже могут оказывать и оказывают учреждения начального и среднего профессионального образования (прототипы колледжей). Это: 1. Общеобразовательная подготовка школьников средних и старших классов. Колледжи и профессиональные лицеи, располагая свободными площадями и квалифицированными npej подавателями, берут на себя функции общеобразовательной школы. Во-первых, в случаях, когда в районе не хватает обычных школ для обучения всех желающих, во-вторых, с целью сопряжения, обеспечения преемственности общеобразовательной и профессиональной подготовки школьников — будущих студентов. В-третьих, в ряде профессиональных лицеев появились так называемые «реабилитационные центры», в которых осуществляется профилированная общеобразовательная подготовка школьников 6—9 классов, отчисленных из общеобразовательных школ.
2. Трудовое обучение и начальная профессиональная подго 3. Многоступенчатое начальное и среднее профессиональное 4. Осуществление программ высшего образования в основ 5. Организация для студентов, а также для школьников и
знания абитуриентов по общеобразовательным предметам и, тем самым, частично решить проблему «некачественного» контингента. 6. Консультационные курсы и индивидуальные консульта Большие перспективы имеют курсы психологической поддержки и реабилитации безработных и высвобождаемого населения — ведь, пожалуй, основная проблема для человека, потерявшего работу, заключается не только в переквалификации, но и в преодолении психологического барьера, устоявшейся для большинства наших людей привычки работать на одном месте. Такие курсы должны помочь человеку осознать свои возможности, проявить активность, найти, раскрыть себя в рыночных отношениях. Так, например, во многих странах обучение безработных начинается с двухнедельных курсов психологической реабилитации. В полной мере этот аспект образовательной деятельности учебных заведений может быть успешно распространен и на «работающих безработных» — на многих предприятиях, в том числе конверсионных, тысячи людей работают неполную неделю, а то и вовсе не работают, а только числятся при работе, получая нищенскую зарплату или не получая ее вовсе в бесполезном ожидании неизвестно чего. А администрация предприятий и органы государственной власти боятся освободиться от этих «работающих безработных» из-за опасности социального взрыва. И все это происходит именно по причине психологических барьеров, в преодолении которых система образования может сыграть важную роль, решая тем самым за счет образовательной деятельности огромную социально-экономическую проблему общенационального масштаба. 7. Организация курсов последипломного повышения ква краткосрочных — одно-двухдневных курсов по отдельным вопросам, предметам (курсы по обучению пользованию ПЭВМ, по изучению изменений в правилах дорожного движения для водителей и т.п.). Многие зарубежные колледжи предлагают очень широкий спектр такого рода курсов, доходящий буквально до 2—3 тыс. наименований, и они пользуются большим спросом у предприятий и населения. 8. Переподготовка взрослого населения по заявкам служб 9. Организация курсов по возрождению и развитию тради
10. Внепрофильное обучение граждан «ремеслам» для быта, 11. Предоставление учебными заведениями для предприя 12. Обучение инвалидов как функция их социальной защи
бы инвалиды могли себя чувствовать полноценными людьми, в том числе получить посильную для себя профессию. Например, что особенно перспективно, надомная работа на ПЭВМ. Но профессиональное обучение инвалидов стоит много дороже, чем обычных людей — необходимо создание специальных методик, специальных средств обучения и т.д. И такие средства на обучение инвалидов начинают выделять из своих бюджетов государственные ведомства социальной защиты на федеральном, областном (республиканском, краевом) и муниципальном уровнях, а также различные фонды. 13. Реализация программ «образования для третьего возра 14. Подготовка граждан, желающих выехать на работу за 15. Обучение иностранцев по российским образовательным Как видим, перечень уже сложившихся в передовой практике образовательных программ, осуществляемых учебными заведениями, сегодня весьма широк. Их реализация позволяет стать образовательным учреждениям более самостоятельными, обрести финансовую устойчивость, поскольку средства получаются из многочисленных источников; сохранить педагогические коллективы, так как для каждого квалифицированного педагога можно в этом спектре найти свое поле деятельности; поддержать, а подчас и развивать свою учебно-материальную базу. Развитие интегративных образовательных учреждений — учебно-воспитательных комплексов, лицеев, колледжей, центров непрерывного образования и т.д. вызывает необходимость их внутренних структурных изменений, превращения их по сути дела в интегрированные образовательные комбинаты с совершенно иной структурой организации. В них стремительно развиваются подразделения, которые пока из осторожности следует назвать прототипами факультетов и кафедр, появляются должности заместителей директоров по научной (научно-методической) работе, целые научные лаборатории, появляются самостоятельные службы образовательной инфраструктуры (см. ниже) и т.д. То есть бывшие ПТУ и ССУЗы, а ныне так называемые учреждения начального и среднего профессионального образования вырастают в принципиально новый тип интегративных образовательных учреждений, которые условно, в обобщенном виде, как уже говорилось, можно назвать региональными колледжами.Но именоваться они могут по-разному. Уже сегодня мы сталкиваемся с тем противоречием, что профессиональные образовательные учреждения, так же как и учреждения общего образования, все труднее становится относить к тем или иным конкретным традиционно сложившимся типам — появляются все новые и новые названия — гимназии, прогимназии, общеобразовательные лицеи, реальные училища, профессиональные лицеи, колледжи, учебные центры, центры непрерывного образования и т.д. А все образовательные учреждения, как бы они ни назывались, требуют определенной нормативно-правовой базы. В этой ситуации органы управления образованием на всех уровнях — от федерального до муниципального идут двумя традиционными путями: либо ограничить, запретить создание образовательных учреждений с новыми названиями, либо, в лучшем случае, «подогнать» их под действующие, в том числе традиционно сложившиеся образовательные структуры. Но для России с ее многообразием регионов, этносов и т.д. это вряд ли станет возможным. Напрашивается путь иной — разработать нормативно-правовую базу для образовательных программ.Набор образовательных программ, требующих государственного регулирования, в том числе стандартизации, нормативов и источников финансирования и т.п., будет, очевидно, весьма ограниченным. А в каких сочетаниях они будут реализовываться в каждом конкретном образовательном учреждении и как последнее будет называться — наверное, станет не принципиальным.
i Важно будет лишь то, чтобы образовательное учреждение получило бы соответствующие лицензии на осуществление конкретных образовательных программ и прошло бы соответствующую аккредитацию. В этом случае и в документах, выдаваемых выпускникам образовательных учреждений — аттестатах, дипломах и т.д. — следует указывать не тип образовательного учреждения, которое они закончили, как это фактически делается до сих пор сейчас — аттестат школы, диплом техникума и т.д. — а уровень, ступень образовательной программы, которую они завершили, независимо от того, как называлось образовательное учреждение, где они учились. С интегративными инновационными образовательными учреждениями сегодня возникает множество правовых проблем. Вплоть до того, что вмешиваются органы прокуратуры — не может быть в одном учреждении детского сада и школы одновременно — это не предусмотрено законодательством. Не может быть, к примеру, государственного муниципального учебного центра — не предусмотрено законодательством — закрыть! И так далее. Но если законодательством не предусмотрено, а такие инновационные образовательные учреждения существуют уже 10—11 лет и доказали свою эффективность, ничем себя не опорочили и продолжают развиваться — значит, пора менять законодательство, нормативно-правовуюбазу. Пока что усилия разрознены. Для изменения нормативно-правовой базы, для того, чтобы противостоять чиновному давлению, инновационные общеобразовательные школы — сами по себе доказывают свою правоту, частные школы — сами по себе, открытые школы — отдельно, профессиональные колледжи всячески сторонятся профессиональных лицеев как своих конкурентов и т.п. А надо объединять усилия, совместно формировать общественное мнение, совместно переходить из оборонительной в наступательную позицию. Ведь несмотря на то, что инновационные образовательные учреждения относятся к разным образовательным сферам, разным формам собственности и т.д., они вместе делают общее дело — строят новую систему народного образования России. Высшие учебные заведения. Вотличие от учебных заведений общего образования, начального и среднего профессио- нального образования высшие учебные заведения, очевидно, в меньшей степени подвергнутся структурным изменениям. Их развитие пойдет, очевидно, в основном, в направлениях дальнейшего развития академических свобод, фундаментали-зации, «университетизации» высшего образования, введения многоступенчатых образовательных программ, расширения в перспективе аспирантуры и докторантуры, расширения профиля подготавливаемых специальностей, расширения подготовки студентов по вторым, дополнительным специальностям, а также расширения объемов подготовки по образовательным программам второго высшего образования в сокращенные сроки для взрослого населения. В высших учебных заведениях происходит также расширение платных образовательных услуг населению за счет подготовительных курсов, курсов иностранного языка и т.д. Многие вузы создают учебные комплексы «школа — лицей — колледж — вуз», как, например, это делает Волгоградский педагогический университет, или просто устанавливают прямые связи с общеобразовательными и профессиональными образовательными учреждениями своих регионов в целях выстраивания преемственных образовательных программ и улучшения качественного состава своих абитуриентов. Большие перспективы имеет также дальнейшая интеграция вузовской науки с производством за счет создания научно-технологических парков и технополисов, о чем мы говорили выше. Но, в целом, думается, структура современного ВУЗа, признанная во всем мире и веками устоявшаяся, будет в основе своей сохраняться и в новых социально-экономических условиях. Учреждения последипломного образования.В перспективе эта сфера должна стать, очевидно, наиболее обширной областью в системе непрерывного образования. Но на сегодняшний день как раз здесь сложилась наиболее парадоксальная ситуация. В бюджетной сфере, в частности, в системах образования, здравоохранения учреждения последипломного образования — институты и факультеты повышения квалификации, институты усовершенствования учителей и т.п. — сохранились как государственные бюджетны
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (527)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |