Программа подготовки специалистов к сопровождению замещающих родителей
(Захарова Ж.А. Подготовки специалистов к сопровождению замещающих родителей /Под ред. В.М. Басовой. – Кострома: Авантитул, 2008. – 36 с.)
Пояснительная записка Социальное сиротство - сложное социальное явление, ставшее чрезвычайно актуальным в наши дни в период глобального и резкого социального сдвига в российском обществе. В настоящее время из 800 тысяч детей-сирот, находящихся на попечении государства, 95% - это оказавшиеся без попечения при живых родителях. Многочисленные исследования по вопросам семьеведения свидетельствуют, что содержание ребенка, особенно с раннего возраста, в казенных учреждениях, неизбежно приводит к неблагоприятным и трудно обратимым изменениям в его психологическом и социальном развитии, невзирая на то, какие бы при этом комфортные условия государством и обществом для него не создавались. В частности, доказано, что нормально ребенок может развиваться только в условиях семьи, и ни какой другой социальный институт не в силах ее заменить. По этой причине, сиротство становится одной из тех проблем, которые крайне волнуют российское общество и государство. В таком случае их главной заботой будет осуществление права ребенка на воспитание в семье. Поэтому, не случайно, государство сегодня прилагает усилия к тому, чтобы сохранить ребенка в семье и предотвратить его передачу на воспитание в государственное учреждение. Если же это оказывается невозможным, предпочтение отдается поискам для него замещающей семьи. Признавая важность значения и роли замещающей семьи в становлении приемного ребенка, необходимо учитывать проблемы и сложности, с которыми сталкиваются дети на разных возрастных этапах, оказавшись в новых условиях: наличие опыта и продолжительности проживания в биологической семье; срок пребывания в государственном учреждении; возраст ребенка при помещении его в новую семью; вид замещающей семьи, в которой находится ребенок; наличие биологических детей в замещающей семье и соотношение их с возрастом с возрастом приемного ребенка; уровень его подготовленности и замещающих родителей к выполнению новой роли; выбора используемых форм и методов воспитания детей в семье. Все это требует создания служб сопровождения замещающих семей, где специалисты различных сфер (социальные педагоги, психологи, психотерапевты, медики, юристы и.п.) будут оказывать помощь и поддержку, как взрослым, так и детям на всем протяжении становления и развития семьи и ребенка в ней. Наш многолетний опыт показал, что подготовка специалистов к работе с семьями данной категории, должно сочетать лекционные и практические занятия. Программа курса «» может быть использована как для специалистов, ранее не подготовленных к работе с замещающей семьей, так и имеющим опыт сопровождения детей и взрослых данной категории. Цель курса «»: передача специалистам знания, формирование умения и навыки сопроводительной деятельности, эффективного взаимодействия с детьми-сиротами, которые необходимы профессионалу, осуществляющему сопровождение и замещающим родителям-воспитателям. Задачи курса: 1) приобрести знания, умения, навыки деятельности службы сопровождения замещающих семей; 2) сформировать у слушателей представления о специфики воспитания детей в условиях замещающей семьи; 3) освоить методику и технологию социально-педагогического патронажа семей данной категории; В основе организации учебного процесса по дисциплине лежат следующие принципы: 1) принцип взаимосвязи теории и практики; 2) вариативности (выбор слушателями индивидуальных и групповых) самостоятельных заданий и сообщений; 3) комплексности; 4) интеграции; 5) вариативности (выбор слушателями индивидуальных и групповых) самостоятельных заданий и сообщений. Содержание программы курса подразделяется на 3 взаимосвязанных элемента: первый предусматривает рассмотрение исторических аспектов становления замещающих семей в России и за рубежом; второй – методики организации и реализации сопроводительной деятельности специалистами замещающих семей и приемных детей; третий – технологии социально-педагогического патронажа приемных родителей-воспитателей и воспитанников замещающих семей На практических занятиях возможно посещение служб сопровождения детских домов и приютов, где имеется опыт подготовки ребенка и потенциальных замещающих родителей к выполнению новой роли, создание совместных проектов, участие в семинарах для замещающих родителей и специалистов, осуществляющих сопровождение семей данной категории, проведение консультаций членов замещающих семей. Слушатель должен знать: 1) исторические аспекты становления и развития приемной семьи; 2) подходы к жизнеустройству детей-сирот в России и за рубежом; 3) специфику деятельности междисциплинарных специалистов служб сопровождения семей и детей данной категории; 4) направления, формы, методы, средства воспитания приемных детей в условиях замещающей семьи; 5) методику и технологию коррекционно-реабилитационной работы с депривированных ребенком-сиротой; 6) нормативно-правовые основы функционирования замещающей семьи и службы сопровождения; 7) виды замещающих семей, их отличия
Слушатель должен уметь: 1) применять полученные знания на практике; 2) планировать свою деятельность с учетом запросов и потребностей, как взрослых, так и несовершеннолетних членов замещающей семьи; 3) владеть психолого-педагогичесими диагностическими методиками в ходе подготовки детей и взрослых к выполнению новых ролей, мониторинговой деятельности и т.п.; 4) проводить семинарские и тренинговые занятия и упражнения в ходе сопровождения замещающих родителей-воспитателей, воспитанников замещающих семей и детского дома. 5) осуществлять консультативную помощь по вопросам воспитания приемных детей. Тематический план
Содержание курса «»
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1474)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |