Предложение. Факторы предложения
Тема 6. Рынок. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения Рынок. Виды и функции рынка. Спрос: факторы, виды. Предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие. Рынок. Виды и функции рынка Рынок – механизм взаимодействия продавцов и покупателей экономических благ.
Условия возникновения рынка:
Виды рынков и их структура Рынок как механизм (большой рынок) состоит из отдельных (малых) рынков – капитала, труда, жилья, продовольствия и т. д. По экономическому назначению – рынок товаров и услуг, рынок средств производства, рынок труда, инвестиций, ценных бумаг, финансовый рынок. По географическому положению – местный, региональный, национальный и мировой рынки По степени ограничения конкуренции – монополистический, олигополистический, свободный, смешанный По отраслям – автомобильный, зерновой, и т.д. По характеру продаж – оптовый и розничный По месту создания продукта – внутренний и внешний.
Функции рынка: Ценообразующая функция В результате взаимодействия производителей и потребителей предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена. Она отражает полезность товара и издержки на его производство. Рыночная цена представляет собой своего рода итог, баланс сопоставления затрат производителей и полезности (ценности) данного блага для потребителей.
Информационная функция. Цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит информацию, необходимую всем участникам хозяйственной (экономической) деятельности. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребном количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на рынки. Концентрируемая рынком информация позволяет каждому участнику хозяйственной деятельности сверять собственное положение с рыночной конъюнктурой, приспосабливая к запросам рынка свои расчёты и действия.
Регулирующая функция Связана с воздействием рынка на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего на производство. Информация, предоставляемая рынком, заставляет производителей снижать затраты, улучшать качество продукции. Например, растёт цена – сигнал к расширению производства, падает – сигнал к сокращению. Посредническая функция Рынок выступает посредником между производителями и потребителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли-продажи. В условиях развитой рыночной экономики потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика. Продавец стремится найти и заключить сделку с наиболее устраивающим его покупателем. Санирующая (контролирующая) функция Рыночный механизм – жёсткая система. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективно функционирующих предприятий. В результате селекционной работы рынка повышается средний уровень эффективности, поднимается устойчивость национального хозяйства в целом.
Стимулирующая функция Через рынок происходит учёт затрат на производство продукции. Рынок определяет не только то, что нужно произвести, но и то, на какие затраты общество может пойти, чтобы получить данную продукцию. На рынок поступает только та продукция, которая может быть раскуплена по ценам, покрывающим издержки.
Спрос: факторы, виды
Спрос – количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели за определённый период времени при всех возможных ценах на этот товар. Различают индивидуальный и рыночный спрос: Индивидуальный спрос– это спрос отдельного покупателя на товар или услугу. Рыночный спрос– это общий объем спроса всех покупателей на региональном, национальном или международном рынке.
В условиях рынка действует так называемый закон спроса: при прочих равных условиях величина спроса на товар тем выше, чем ниже цена этого товара, и наоборот, чем выше цена, тем ниже величина спроса на товар.
Кривая спроса – кривая, показывающая, какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени. QD – величина спроса P – цена
Факторы спроса: 1. цена 2. изменение (увеличение или сокращение) доходов потребителя 3. изменение вкусов и предпочтений (например, моды) 4. ценовые и дефицитные ожидания (ажиотажный спрос) 5. колебание расходов на рекламу 6. научно-технический прогресс (например, переход с пишущих машинок на компьютеры) 7. изменение цен взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров (например, увеличение цен на говядину увеличит спрос на свинину (взаимозаменяемые), а увеличение цен на автомобили уменьшит спрос на бензин (взаимодополняемые)) 8. изменение в численности и структуре населения (например, увеличение рождаемости приведёт к увеличению спроса на детские товары).
Предложение. Факторы предложения
Предложение – это количество товара, которое хотят и могут предложить на рынок продавцы за определённый промежуток времени при всех возможных ценах на этот товар Закон предложения: при прочих равных условиях количество предлагаемого продавцами товара тем выше, чем выше цена этого товара, и наоборот, чем ниже цена, тем ниже величина его предложения.
Кривая предложения – кривая, которая показывает, какое количество экономического блага готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени
QS – величина предложения P – цена
Факторы предложения: 1. цена 2. цены факторов производства (ресурсы) 3. технология 4. ценовые и дефицитные ожидания агентов рыночной экономики 5. размер налогов и субсидий 6. количество продавцов
Рыночное равновесие
Закон рыночного ценообразования: 1. Цена на рынке стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению 2. Если под воздействием неценовых факторов произойдёт изменение в спросе или предложении, то установится новая равновесная цена, соответствующая новому состоянию спроса и предложения.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (254)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |