О содержании порогового и повышенного уровней освоения дисциплины
УГОЛОВНОЕ ПРАВО ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Направление подготовки Юриспруденция
Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения Очная
Иваново Издательство «Ивановский государственный университет»
Составитель: кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и процесса Соколова О.В.
Представлены общие указания по изучению дисциплины, основные требования, предъявляемые к студентам при изучении курса, списки рекомендуемой литературы, планы практических занятий.
Печатается по решению методической комиссии юридического факультета Ивановского государственного университета
РЕЦЕНЗЕНТ кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и процесса Борисова О.В.
Общие указания И сведения об оценочных средствах контроля, о содержании порогового и повышенного уровней освоения дисциплины
Курс уголовного права – один из ведущих курсов среди юридических дисциплин, преподаваемых в юридических вузах. Глубокое знание уголовного законодательства – важная предпосылка успешной работы в системе правоохранительных органов, в судах, адвокатуре и.т.д. Изучение уголовного права предполагает осмысление понятий и системы уголовного закона Российской Федерации, позволит верно применять его положения на практике для восстановления нарушенных общественных отношений и интересов, предоставит возможность соотнести отечественное уголовное право с другими отраслями права, разобраться во взаимосвязи составляющих его норм и институтов, овладеть навыками правильной юридической квалификации общественно опасных деяний. Для успешного усвоения курса уголовного права необходимо углубленное изучение действующего уголовного законодательства – Уголовного кодекса РФ. Поскольку в уголовное законодательство постоянно вносятся изменения, необходимо следить за появлением законодательных новелл, в связи с чем рекомендуем обращаться к Собранию законодательства Российской Федерации, либо соответствующим публикациям в «Российской газете», либо различным справочно-правовым системам (например, КонсультантПлюс). Важное значение для правильного понимания содержания некоторых норм уголовного закона имеют разъяснения, содержащиеся в руководящих постановлениях Пленума Верховного суда РФ, которые необходимо знать. В связи с этим рекомендуется использовать Сборники постановлений Пленума, периодические издания Бюллетеня Верховного Суда РФ. Более конкретные рекомендации даются в методических указаниях по отдельным темам. В качестве учебной литературы следует пользоваться учебниками по курсу Особенной части уголовного права, изданные в 2005 году и последующие годы; научно-практическими комментариями к УК РФ. Выработка научного мировоззрения у студентов предполагает знание различных взглядов и точек зрения, имеющихся в науке уголовного права по наиболее важным вопросам, умение критически осмыслить эти научные позиции и выработать свое мнение. Поэтому студент не может ограничиться изучением только учебников, а должен ознакомиться с дополнительной литературой. Наиболее крупные теоретические работы отдельных авторов будут названы ниже, применительно к конкретным темам. При подготовке к практическим занятиям необходимо изучить рекомендованные источники и подготовить в письменном виде мотивированное и развернутое решение задач. Для практических занятий используется Сборник задач по уголовного праву (Особенная часть) под ред. О.В. Борисовой, О.В. Соколовой (Иваново, 2011). Решение задачи предполагает правовую оценку предложенной ситуации с ответом на поставленные вопросы, с использованием норм Общей и Особенной частей уголовного законодательства, руководящих постановлений Пленума Верховного Суда РФ на основе знаний, полученных на лекциях и в ходе самостоятельной работы студента. Для изучения рекомендованной литературы, нормативно-правовых актов и материалов судебной практики следует обратиться к фондам областной научной библиотеки и библиотеки Ивановского государственного университета, а также к справочно-правовой системе КонсультантПлюс, интернет-ресурсам. Освоение студентами изучаемого материала по курсу «Уголовное право» осуществляется в ходе лекций, семинарских занятий, самостоятельной работы. Решение ситуационных задач в ходе занятий (кейс-метод), устный опрос, собеседование позволяют выявить степень освоения теоретических знаний. Текущий контроль может осуществляться в форме бланкового тестирования, коллоквиумов, проведения небольших контрольных работ по каждой теме (или нескольким темам), проверки тетрадей с юридическим анализом предложенных в Сборнике задач по уголовному праву ситуаций, а также проведения консультативных часов для студентов. Если студент отсутствовал по каким-либо причинам на семинарском занятии, то ему необходимо самостоятельно изучить эту тему и предоставить преподавателю отчет о проделанной работе (в устной или письменной форме – по согласованию с преподавателем). В случае, если студент не отработал пропущенные семинары, то по усмотрению преподавателя он не допускается к зачету или экзамену. Текущий контроль возможен и в ходе лекции – небольшие тестовые задания и т.н. «Листы обратной связи» (цель данного контроля – проверить уровень усвоения лекционного материала). Выступление с докладами, проектными работами, написание рефератов, эссе, рецензирование журнальных публикаций и специальной юридической литературы, анализ изученной судебной практики (как опубликованной, так и местной) – т.н. научно-исследовательские технологии обучения – позволяют контролировать самостоятельную работу студентов. Самостоятельная работа – это комплекс учебно-исследовательских заданий в процессе изучения курса. Контроль за самостоятельной работой осуществляется на консультативных часах, в ходе семинарских занятий, научных мероприятиях факультета. На семинаре студенты учебной группы также включаются во взаимооценку или самооценку подготовленных проектов (докладов, рефератов и пр.). Выполненные работы студенты оформляют в виде папки «Портфолио». Форма промежуточного контроля - зачет, который проводится в конце четвертого семестра. Форма итогового контроля - экзамен, который проводится в конце пятого семестра. Зачет или экзамен могут проводиться как в устной, так и письменной форме (по усмотрению преподавателя или соответствующему решению кафедры). Возможно проведение интернет-тестирования, бланкового тестирования. Пороговый уровень освоения дисциплины включает себя следующие компоненты: «знание»: понятий, терминов и определений Особенной части уголовного права; содержания норм Особенной части уголовного права; основ доктринального толкования уголовно-правовых норм; «умение»: определять подлежащую применению в конкретном случае норму Особенной части Уголовного кодекса (квалифицировать ту или иную ситуацию противоправного поведения); описывать существенные признаки уголовно-правовых явлений в юридических документах; прогнозировать уголовно-правовые последствия общественно-опасного деяния; «владение»: методами получения информации об изменениях уголовного законодательства и отнесения новых уголовно-правовых норм к определенным институтам уголовного права; навыками фиксации в юридических документах действий и решений, связанных с Особенной частью уголовного права. Повышенный уровень освоения дисциплины включает в себя следующие компоненты: «знание» теоретического обоснования уголовно-правовых институтов и норм, правил толкования уголовно-правовых предписаний, сложившиеся в судебной практике (в форме Постановлений Пленума Верховного Суда РФ), тенденций развития следственной и судебной практики по отдельным категориям дел, межотраслевой взаимосвязи отдельных понятий; «умение» устанавливать межотраслевые связи норм уголовного права и других отраслей права, анализировать текст уголовного закона, выявлять различные способы его толкования, производить полную и точную квалификацию уголовно-правовых явлений на базе норм Особенной части уголовного права; «владение» — способен самостоятельно анализировать изменения уголовного законодательства, обновлять представления о признаках уголовно-правовых явлений в соответствии с изменениями доминирующей позиции Верховного Суда РФ, владеет навыками выявления пробелов, противоречий, коллизий уголовного законодательства, нахождения способов их разрешения; навыками полного и терминологически правильного описания в юридических документах уголовно-правовых явлений, мотивировки решений, принимаемых с учетом норм Особенной части уголовного права. В целом, в результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: · понятия и термины уголовного права; · специфику уголовного закона как правового акта, содержащего специальные нормы уголовного права; · уголовно-правовую характеристику преступлений, закрепленных в Особенной части Уголовного кодекса; · основные правила квалификации преступлений; · текущее состояние и перспективы развития уголовного законодательства РФ. Уметь: · определять подлежащую применению в конкретной ситуации норму (нормы) уголовного права; · устанавливать круг субъектов конкретного уголовного правоотношения; · относить лицо, совершившее преступление, к определенной классификационной группе (общий или специальный субъект, вид соучастника) и раскрывать особенности его правового статуса, влияющего на квалификацию содеянного и назначение наказания; · определять правовые последствия актов и событий в сфере применения уголовного закона; · анализировать и обобщать практику применения уголовного законодательства; · выявлять противоречия (коллизии) нормативно-правового регулирования в области законодательной техники и предлагать способы их разрешения. Владеть: · понятийно-терминологическим языком уголовного права; · навыками юридического анализа конкретных составов преступлений, позволяющими отграничивать их от смежных составов, малозначительных деяний и иных правонарушений; · способами и приемами квалификации общественно-опасных деяний, совершаемых лицами, способными к вменению; · технологиями, приемами составления законопроектов по вопросам совершенствования уголовного закона и заключений по таким законопроектам. Структура и содержание дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часов. Всего: аудиторные занятия – 122 часа, самостоятельная работа – 58 часов.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (208)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |