Для разъяснения всякой вещи,как руководство к прямому пути, милость и благую весть для мусульман» 2 страница
Раздел
Терпеть страсть легче, чем терпеть то, к чему она ведёт
нравственность. Раздел
У нравственности есть предел, и если этот предел перейти, это превращается
в чрезмерность, а если не дойти до него, то это будет недостаток и унижение
У нравственности есть предел................................................... 311
И у страсти есть предел— это отдохновение сердца и разума от трудностей покорности и приобретения достоинств и обращение за помощью в этом76 к удовлетворению страсти. Однако если человек переходит предел в этом, он становится ненасытным сластолюбцем и уподобляется животному. Если
же человек не доходит до этого предела и страсть не удовлетворяется ради достижения совершенства и обретения
76 То есть в покорности и приобретении достоинств. Иначе говоря, верующий удовлетворяет страсть ради того,чтобы освободить
312 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
ретению достоинств, и сохранение в ней этих сил таким образом, чтобы усилия и труды не ослабляли их, а также для того, чтобы ослабить воздействие этих сил.Если человек переходит предел в отдыхе, то этот отдых превращается в медлительность, лень и напрасную трату времени, он упустит большую часть того,что приносит пользу рабу Аллаха. А если человек не доходит до этого предела,то он наносит вред этим силам и истощает их, и может статься, что
у него не останется сил для продолжения сво деятельности. Он уподобится тому, кто пытается догнать ушедший далеко вперёд караван: он едет день и ночь,не жалея спину верблюда, но никак не может достичь цели,.. И у щедрости есть предел, разделяющий две крайности,
и если человек переходит предел в щедрости,то она
оборачивается скупостью и крохоборством.
И у смелости есть предел, и если человек переходит этот предел, смелость его превращается в безрассудность, а если он не доходит до этого предела, то становится трусливым и малодушным. Предел смелости — отвага там, где требуется отвага, и отступление там, где оно требуется, как сказал Му'авия 'Амру ибн аль-'Асу77: «Не могу я решить для себя, отважен ты или труслив... Ты наступаешь порой так, что я говорю себе: да это же храбрейший из людей! А иногда ты демонстрируешь такую трусость, что я говорю себе: это же трусливейший из людей!» Он сказал:
Я храбр тогда, когда для этого есть возможность.
А если возможности нет, то труслив я...
77 История приводится в перепутанном виде: оригинале всё наоборот, то есть с этими словами 'Амр обратился к Му'авии. У нравственности есть предел................................................... 313
И у ревности есть предел,и если человек переходит этот
человек не доходит до этого предела,то результатом становится попустительство и равнодушное отношение к собственной чести. И у скромности есть предел, и если перейти его, то она превращается в унижение. А если человек не доходит до этого предела, то результатом становится высокомерие и кичливость. И у величественности есть предел, и если перейти его,
то она превратится в высокомерие и станет скверным нравственным качеством. А если не дойти до этого предела,
людей, и так далее: до тех пор, пока человек придерживается во всём этом золотой середины,лежащей между двумя крайностями, он придерживается требуемой умеренности. А когда он отклоняется от этой умеренности ради одной из крайностей, то это становится недостатком, и результатом становится несовершенство и изъяны. 314 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
И к самым почётным и полезным знаниям относится знание установленных Всевышним пределов,особенно границ узаконенного Шариатом, то есть велений и запретов, и самый знающий из людей — тот, кто лучше всех знает эти пределы, дабы не вводить в них то, что в них не входит, и не выводить за них то, что входит в них.
Всевышний Аллах сказал: «Бедуины оказываются
самыми упорными в неверии и лицемерии.Они больше других не знают ограничений, которые Аллах ниспослал Своему Посланнику»(сура9 «Покаяние»,аят97). Самый умеренный и справедливый из людей— тот, кто соблюдает границы нравственности, деяний и узаконенного Шариатом, зная их и претворяя в жизнь. А Аллах оказывает помощь и поддержку. Раздел
Раб Аллаха преодолевает путь, ведущий к Аллаху, переходя от остановки к остановке своим сердцем и стремлениями, а не телом
последователей во всяком благе.Да будет доволен ими Аллах! И знай, что раб Аллаха преодолевает путь,ведущий к Аллаху, переходя от остановки к остановке своим сердцем и стремлениями, а не телом, и истинная богобоязненность — богобоязненность сердца, а не органов тела.
Всевышний Аллах сказал: «Вот так! И если кто
почитает обрядовые знамения Аллаха, то это исходит от богобоязненности в сердцах»(сура22 «Хадж»,аят32). И Всевышний Аллах сказал: «Ни мясо, ни кровь их [жертвенных животных] не доходят до Аллаха.До Него доходит лишь ваша богобоязненность»(сура22 «Хадж», аят 37). 316 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
И Пророк сказал: «Богобоязненность — вот здесь» — при этом он указал на свою грудь[Муслим].
Разумный человек благодаря настоящей решимости, возвышенности устремлений, чистому и правильному намерению, сопровождаемым небольшим количеством благих дел, преодолевает расстояние во много раз большее, чем тот, кто, не имея всего этого, много утомляет сам себя и проделывает труднейший путь. Поистине, решимость и любовь устраняют трудность и делают дорогу приятной.И успешно продвигаться по пути,ведущему к Аллаху, и опережать в этом других человеку помогают возвышенные устремления, искренность желания [достичь цели своего путешествия] и решимость. Обладатель возвышенных устремлений, порой даже не совершая никаких действий, намного опережает того, кто, не имея такого стремления, совершает множество благих дел.Если же тот человек, совершающий много дел, сравняется с ним в стремлении, то опередит его благодаря своим благим делам.
Этот вопрос нуждается в разъяснении, которое помогло бы нам согласовать ислам и ихсан. Лучшее руководство — руководство Посланника Аллаха , а он отдавал должное каждому из этих двух понятий . И, несмотря на своё совершенство в исповедании религии, постоянную устремлённость к Аллаху и близость к Нему, он выстаивал молитву так, что ноги его опухали от долгого стояния, и он порой постился ,такчто люди начинали говорить: «Он вообще не оставляет пост!», и он усердствовал на пути Аллаха и общался со своими сподвижниками,не
Раб Аллаха преодолевает путь... своим сердцем и стремлениями, а не телом 317
318 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
с Ним. Они направили свои усилия в поклонении на деяния сердец — совершенствование любви, страха, надежды, упования и возвращения к покорности Ему через покаяние, обнаружив, что даже незначительное из того, что приходит к сердцам от Аллаха, любимее для них , чем множество дополнительных телесных видов поклонения.И если одному из них удаётся достичь сосредоточенности и к нему приходит ощущение близости к Аллаху или появляется стремление к Нему, смирение и осознание собственной ничтожности, он не променяет всё это ни на что иное,если, конечно, речь не идёт о велении.Однако если приходит веление [то есть обязательное предписание], он спешит
поклонения, даже если при этом он упустит возможность подчиниться внушаемому его сердцу стремлению?..Это может быть помощь нуждающемуся,указание дороги заблудившемуся, поддержка слабого, увеличение своей веры и так далее.В подобных случаях следует -выпол
78 Подразумевается вкладываемое Всевышним в сердце верующего стремление (варид) к поклонению и благим деяниям:оно возникает внезапно и побуждает верующего к благому и полезному для него. Раб Аллаха преодолевает путь... своим сердцем и стремлениями, а не телом 319
помогает в этом. Нет божества, кроме Него, и нет Господа, кроме Него.
79 То есть пока сознание его не переключится на что-то другое и его сосредоточенность на совершаемых деяниях сердца не пропадёт. Раздел
Основы порицаемых и похвальных нравственных качеств
Основой всех порицаемых нравственных качеств является высокомерие, унижение и низость. А основой похвальных нравственных качеств является смирение и возвышенность устремлений. Гордыня, заносчивость, надменность, самолюбование, зависть, выход за рамки дозволенного,кичливость, несправедливость, жестокость, тирания, неприятие истины, нежелание принимать благие советы, эгоизм, стремление к высокому положению, любовь к влиянию и главенству, желание, чтобы тебя хвалили за то, чего ты на самом деле не совершал, и так далее — всё это следствия высокомерия.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (504)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |