Государственные органы: понятие, признаки, виды
Орган государства - это звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в этой связи властными полномочиями. Признаки органа государства: 1) представляет собой самостоятельный элемент механизма государства; 2) действует от имени государства и по его поручению; 3) образован и функционирует на основе нормативных правовых документов; 4) выполняет свойственные только ему задачи и функции, используя для этого соответствующие формы и методы; 5) имеет соответствующую компетенцию (круг ведения); 6) осуществляет свою компетенцию тремя способами: принятием нормативных актов; принятием правоприменительных актов; конкретно-организационной деятельностью; 7) состоит из государственных служащих и подразделений (отделы, управления, аппарат, канцелярии и пр.), скрепленных единством целей, ради достижения которых образованы; 8) имеет необходимую материальную базу (здание, транспорт, оргтехнику и пр.) и финансовые средства (расчетный счет в банке, необходимые денежные ресурсы); Государственные органы многообразны. Они могут подразделяться в зависимости от следующих критериев: 1. по порядку образования: органы, избираемые непосредственно народом (Президент РФ, Государственная Дума РФ), и органы, формируемые другими государственными органами (Правительство РФ); 2. по форме реализации государственной деятельности - на законодательные (представительные), исполнительно-распорядительные, судебные, контрольно-надзорные органы. 3. по иерархии - на центральные, республиканские и местные; 4. по характеру подчиненности - на органы исключительно "вертикального" подчинения (прокуратура, суд и т.п.) и органы "двойного", или "вертикально-горизонтального", подчинения (милиция, государственные банки и т.д.); 5. по срокам полномочий - на постоянные, которые создаются без ограничения срока действия (прокуратура, милиция, суд), и временные, которые создаются для достижения краткосрочных целей (временная администрация в условиях режима чрезвычайного положения); 6. по порядку осуществления компетенции - на коллегиальные и единоначальные; 7. по правовым формам деятельности - на правотворческие, правоприменительные и правоохранительные; 8. по характеру компетенции - на органы общей компетенции, которые в пределах своих полномочий принимают решения по любым вопросам (правительство), и органы специальной компетенции, осуществляющие деятельность в какой-либо одной сфере общественной жизни (министерства). 16) Принципы организации и деятельности механизма государства на современном этапе. Принципы организации и деятельности механизма государства около характеристике механизма государства надо иметь в виду, что он образуется и действует в соответствии с определенными принципами. Принципы организации и деятельности механизма государства — те положения, идеи, в соответствии с которыми образуется и функционирует механизм государства. Всякий правило представляет собой идею о том, как должен работать механизм государства, каким он обязан быть. Принципы — это только такие положения, идеи, которые нашли отражение в законодательстве, которые реализуются в практике, в деятельности государства. Чаще всего основные принципы организации и деятельности механизма государства закрепляются в Конституции ((принцип уважения прав и свобод гражданина, разделения властей). Эти принципы находят изображение и в текущем законодательстве (законы о правительстве, о ФСБ и т. д. — в каждом из них есть статьи об основных принципах деятельности этих органов). Принципы организации и деятельности механизма государства зависят от политического режима, определяются им. В отношении современного государства можно назвать следующие принципы организации и деятельности механизма государства: · принцип разделения властей; · закон разграничения функций между органами государства; · принцип верховенства права и Конституции. В соответствии с ним право выступает ограничителем для деятельности механизма государства. В праве определяется порядок деятельности органов государства, их полномочия, компетенция; · правило законности — означает обязанность для органов государства строгого соблюдения и исполнения законов, а также то, что органы создаются в строгом соответствии с требованиями закона; · принцип демократизма (демократизм — участие народа в формировании и деятельности органов государства, мочь народа влиять на власть); · принцип научности. В организации деятельности механизма государства должны использоваться достижения науки (управления, административное право, психология, экономика); · воззрение компетентности и профессионализма (лица, работающие в государственных структурах, должны быть профессионально подготовлены к выполняемой работе, иметь соответствующее образование, пройти инструктаж). Обратим внимание, сколько рассматриваемые принципы являются одновременно принципами организации и принципами деятельности органа государства. Они показывают, как должны строиться и как должны действовать органы государства. Поэтому трактовка каждого принципа может крыться различной в зависимости от того, на что делается акцент — на организацию сиречь на деятельность органа государства. Например, важнейшим принципом организации и деятельности механизма государства является законность. Законность как принцип организации государственного аппарата означает, который органы создаются только на основе законодательных (или иных нормативных) решений; органы создаются при строжайшем соблюдении процедуры, установленной законодательством для формирования данного органа. скажем, при нарушении законодательства о выборах Президента или депутатов Государственной Думы эти органы будут нелегитимны, их деятельность, равно как и полномочия, будут юридически ничтожны, т. е. эти органы не вправе будут издавать общеобязательные веления (равно как и работать иной деятельностью, предписанной законом этим органам). Государственные органы, созданные с нарушением процедуры их создания, вообще таковыми не являются. Законность как принцип деятельности органов государства означает, что: · органы государства вправе пить лишь те решения, которые законом отнесены к их компетенции (например, только Дума может издавать законы, только ареопаг осуществляет правосудие и т. д.), т. е. органы могут действовать только в пределах своей компетенции; · органы вправе издавать лишь те правовые акты, которые предписаны им законом (например, Президент может издавать акты, называющиеся указы и распоряжения; Государственная Дума может издавать законы и постановления; судебные органы — приговоры, решения, определения; т. е. спор не может издать закон, а президент не может вынести приговор — эти акты находятся не в их компетенции) ; · все решения органы государства принимают при строжайшем соблюдении процедуры, предписанной законодательством, если эти решения будут недействительны. Например, Конституция и Регламент Государственной Думы РФ определяют процедуру принятия закона, малейшее отклонение от которой приведет к тому, что обыкновенный акт не будет являться законом. Решения и приговоры суда выносятся опять-таки в результате соблюдения ряда процедур: следственных действий, вынесения обвинительного заключения, судебного разбирательства, состоящего из нескольких стадий... Как видим, быть характеристике каждого принципа выделяются моменты, характеризующие его как принцип организации механизма государства и как принцип деятельности механизма государства.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (539)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |