Современная мифология
Специфика фольклора. Фольклор – вид культуры, носителем которой является каждый человек; фольклор слагается стихийно, никем не контролируется, не управляется. Традиционными чертами фольклора принято считать: устность, народность, традиционность, коллективность, анонимность, вариативность. Устность как признак фольклора противопоставлен письменности. А так как устная культура часто кратковременна, ее записывали и записывают, фиксируют на аудио- и электронных носителях. Народность – это «мера глубины и адекватности отражения в художественном произведении облика и миросозерцания народа». Фольклорен тот текст, который известен в пределах некой социальной группы и который не предполагает каких-то специальных объяснений внутри данной группы: анекдот, фраза из песни или кинофильма и т.д. Традиционность – это концептуальное и оценочное понятие. Спонтанность в воспроизведении фольклорного текста зиждется на традиции. Традиция – это этническая память. Традиция наиболее ярко представлена системой фольклорных жанров как опыта коллектива. Традиция может быть общенародной и принадлежащей отдельной группе – социальной, профессиональной, региональной и возрастной. Коллективность (отчасти синонимична народности) – безавторство фольклора. Коллективность легко проиллюстрировать такой формой бытования, как слухи. Наиболее активно возникают слухи в периоды отсутствия объективной информации, когда утрачивается доверие к официальным сообщениям. Безавторство, или анонимность, фольклора логически вытекает из коллективности. Вариативность предопределена изменчивостью фольклорного текста при его устной передаче, отсутствием автора. Любой фольклорный текст – всегда вариант. Совокупность как можно большего числа вариантов дает наиболее полное представление о сюжете, мотиве, жанре. Инклюзивность(термин Путилова) – признак фольклора, обозначающий включенность всей фольклорной культуры и каждого отдельного произведения в общую жизнедеятельность народа. Предмет изучения фольклористики.
Фольклор – вид культуры, носителем которой является каждый человек. Фольклор слагается стихийно, никем не контролируется, не управляется. Фольклористика – наука о фольклоре. Традиционное определение фольклористики – наука об устном народном творчестве. К началу 30-х годов XX века русская фольклористика сузила понятие фольклор до особой области науки – только устной словесности. «Фольклор – одна из важнейших областей поэтического творчества, а фольклористика – одна из важнейших частей литературоведения» (Ю.М.Соколов). Многие ученые говорили о фольклористике как об отрасли литературоведения. (Соколов, Аникин). Другие же придерживались расширительного толкования фольклора и фольклористики с опорой на этнографию (Пропп, Толстой, Зеленин). Также фольклористика изучает постфольклор – фольклорные тексты, которые «не вписываются» в парадигму традиционного фольклора (интернет-фольклор).
Мифология и фольклор.
Миф – первооснова мыслительного процесса, анализирующего окружающую реальность на протяжении обозримого существования человечества. В современном научном обиходе «миф» трактуется двояко: как архаическое образование (древние сказания о происхождении мира, природных и социальных явлений, живых существ, о взаимоотношении человека и природы) и как вневременная модель человеческого мышления (совокупность парадигм, в которых отражены все те проблемы, которые рассматривает и архаическая мифология). Все мифологические представления прямо или опосредованно находят свое воплощение в фольклорных текстах, которые или «пропагандируют» миф, или опровергают его. В массовом сознании сложилось представление о мифе как о дофольклорном, долитературном явлении. Исследования мифологов второй половины XX века в корне изменили взгляд на миф: помимо архаичных существуют и современные мифы, в чем-то похожие на древние, но близкие и понятные их носителям. Каждому времени свойственна своя мифология. Е.Мелетинский называл миф древнейшим способом концепирования(систематизация, способ рассмотрения) окружающей действительности и человеческой сущности. «Миф – первичная модель всякой идеологии и синкретическая колыбель различных видов культуры – литературы, искусства, религии и, в известной мере, философии и даже науки» (Мелетинский). Время и пространство мифа – мифологический хронотоп – характеризуется такими чертами: время бесконечно – циклично, движется по спирали. 3 временных пласта мифологии: давно прошедшее время, историческое и недавнее время. Мифологическое мышление отражено в фольклорных текстах. Черты древнего мировоззрения, которые нашли отражения в фольклоре: 1) анимизм (одухотворение явлений природы), 2) антропоморфизм (представление явлений природы, объектов действительности в образе человека), 3) метаморфизм – представление о способности живых и неживых существ к превращению, перевоплощению, 4) тотемизм – представление о происхождении человека от первопредка-тотема, 5) магизм – вера в способность ритуальных слов и жестов к направленному воздействию на желанную цель (заговоры, заклинания). Со временем место тотема заняли демиурги – персонажи истории, которые перевоплотились в кого-либо. Ленин -> Сталин.
Разновидности мифов.
Космогонические мифы - о происхождении мира. Космогонические мифы - мифы о творении, мифы о происхождении космоса из хаоса, главный примерный сюжет многих мифологий. Появляются с описания хаоса (пустоты), отсутствия порядка во вселенной, взаимодействия исконных стихий. Описание гибели мира в эсхатологических мифах дается, как правило, в порядке, обратном описанию космогонии. Эсхатологические мифы - о конце миропорядка,о победе Хаоса над Космосом. Тотемические мифы – мифы о первопредках(тотемах),которыми чаще являются животные,но так же растения и люди. Мифы о культурном герое – мифы о герое-человеке,принесшем благо человеческому сообществу. Мифы о трикстере – мифы о двойнике культурного героя,но его «низкой» ипостаси: трикстер – плут,озорник,обжора,развратник. Этиологические мифы – мифы,объясняющие причинность явлений и процессов окр.реальности. По мнению Е.М.Мелетинского, главная задача первобытного мифа – объяснить устройство вещи,рассказать,как она делалась,описать окр.мир. Посвятительные мифы,или инициационные – мифы ,содержащие информацию об обрядах перехода мальчиков(часто и девочек) в иную возрастную и социальную категорию.
Современный фольклор После 1944 г. сложены песни о народной революции 9 Сентября. Они пронизаны радостью победы над болгарским фашизмом. Много песен о Советской Армии, которая представлена как армия-освободительница. В песнях о рабочих, о новой жизни в деревне отражены преобразования хозяйства страны, прославляются коллективизм и товарищество в труде, воспеваются новые герои. В песнях отразилась и борьба за мир, которую болгарские трудящиеся ведут вместе с другими миролюбивыми народами. В современном фольклоре развиваются и прозаические жанры — предания и рассказы о героических подвигах партизан, о борцах за торжество социализма. Несмотря на сравнительно краткую свою историю, болгарский современный фольклор имеет уже богатую тематику. Пути развития его те же, что и у современного фольклора народов других социалистических стран: он отражает новую жизнь, идеалы и стремления трудящихся. В болгарской народной музыке преобладает диатонический строй. Особенностью ее гармонии является бурдон — прием аккомпанемента или сопровождения основной мелодии непрерывно звучащим низким тоном. Больше всего распространены натуральные лады. Встречаются мелодии, построенные на пентатонике — звукоряде, состоящем из пяти целых тонов. Мелодия болгарских песен движется в пределах небольших интервалов. Песня остается наиболее живучим жанром народного музыкального творчества, хотя в последние 30 лет и наблюдается затухание народной музыкальной традиции. Нередки еще певцы и певицы, знающие 200—300, а некоторые и более 500—600 песен. Создаются новые песни в духе традиционного музыкального творчества. В болгарских народных мелодиях различается несколько «диалектов»: фракийский, родопский, среднегорский, шопский, северноболгарский и добруджанский.
Современная мифология.
Современные исследования мифологии акцентируют действенную природу мифов и их ценностный характер. По словам А.Л.Топоркова, для того,чтобы «впасть» в мифологию, не обязательно обладать каким-то особым типом мышления, так как мифология коренится не в сознании человека, а в его отношении к миру,к системе ценностей. И традиционные , и современные мифы организуют поведение индивида и всех людей вообще, придают осмысленность человеческому существованию. В современных мифах объектом мифологизации являются люди и события настоящего и недавнего прошлого. Так же, такие мифы не распространяются не устным или рукописным путем,а через средства массовой информации. Характеризую современную мифологию, А.Л.Топорков делает следующие выводы: 1)в современности существует не одна,а множество мифологий; 2)современные мифы охватывают не все общество в целом, а отдельные группы людей: социальные, территориальные, половозрастные, религиозные, этнические и др. 3)соврем.мифы различны по своему происхождению: среди них есть и традиционные ,и инновационные. 4)Современные мифы различаются продолжительностью бытования: это мифы-однодневки и мифы,порожденные многовековыми традициями. Рождение современных мифов происходит не без влияния средств массовой информации. Таким образом,мифы способствуют социальной интеграции, поддерживают сплоченность, чувство единения и традиционные ценности, сохраняют культурную непрерывность и устойчивость общественных отношений.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2356)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |