Правоприменительный акт— это индивидуальный правовой акт, изданный на основании правовых норм и юридических фактов, определяющий права и обязанности конкретных субъектов
Структура правоприменительного акта Правоприменительные акты, воплощенные в форму письменного документа, подразделяются на отдельные структурные части. Ими являются: вводная, описательная, мотивировочная и резолютивная части. Вводная частьвключает в себя наименование акта (приговор, решение, постановление, приказ и т. д.), место и дату его принятия, наименование органа или должностного лица, издавшего акт, указание на разрешаемую правовую коллизию. Описательная частьсодержит описание фактов, имеющих отношение к рассматриваемой правовой коллизии. Мотивировочная частьвключает анализ доказательств, подтверждающих имевшие место факты, их юридическую квалификацию, разъясняет смысл применяемого закона и процессуальные нормы, которыми руководствовался правоприменитель. Резолютивная частьсодержит решение по делу, обязательное для участников правовой коллизии (об установлении прав и обязанностей сторон, включая обязанность претерпеть определенные санкции за совершенное правонарушение). Виды правоприменительных актов Правоприменительные акты могут быть классифицированы по самым различным основаниям. В зависимости от субъектов, применяющих право, они подразделяются на акты органов законодательной власти, акты органов исполнительной власти, акты органов правосудия, акты контрольно-надзорных органов. По отраслевой принадлежности выделяют акты применения норм административного права, акты применения норм гражданского права, акты применения норм уголовного права и т. д. По характеру решения правоприменительные акты подразделяются на запрещающие, обязывающие, управомочивающие (поощрительные, удостоверительные). По значению в правоприменительном процессе они подразделяются на основные (например, приговор суда) и вспомогательные (например, постановление об избрании меры пресечения обвиняемому). По целям правоприменения выделяют правоустановигель- ные акты (например, разрешение на право хранения и ношения охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия) и правоохранительные акты (например, постановление по делу об административном правонарушении). По способу выражения выделяют правоприменительные акты-документы, акты-действия и акты-символы. По наименованию все правоприменительные акты подразделяются на приказы, постановления, указания, представления, резолюции, указы президента о награждении, помиловании, протоколы, решения, разрешения, предупреждения, предписания, приговоры. Гарантии прав, свобод человека и гражданина Гарантии прав, свобод человека и гражданина - это средства, которые обеспечивают их реальное существование , т.е. существование не на словах, а на деле. Среди гарантий прав, свобод человека и гражданина есть: а)международные (наднациональные) гарантии (например, деятельность Европейского суда по правам человека ); Б)внутригосударственные (национальные) гарантии: экономические, политические, юридические, организационные, культурные(духовные). Экономические гарантии предполагают наличие эффективной и стабильной национальной экономики, уменьшение внешнего долга страны, рост национального дохода, количества рабочих мест, материальной обеспеченности граждан и т. п. Политические гарантии предполагают наличие демократической политической системы общества, ее многопартийность, активность политической оппозиции, учет общественного мнения, ответственность перед избирателями и т.п. Юридические гарантии предполагают ,в частности, эффективную деятельность системы судебных и правоохранительных органов, наличие юридических механизмов реализации прав, свобод. Например, гласность и открытость судебного разбирательства, коллегиальность суда, право на бесплатную юридическую помощь, обжалование приговора (решения) суда и т. п. - составная часть процессуальных гарантий как системы соответствующих, предусмотренных законом юридических средств ,обуславливающих надлежащее отправление правосудия по уголовным и гражданским делам, служащих обеспечению реальности прав, свобод человека и гражданина, защищаемых в уголовном и гражданском процессе. Организационные гарантии предполагают, в частности, разработку и проведение в жизнь программ, направленных на повышение уровня занятости населения, снижение уровня преступности, смертности, наркотизации населения, загрязнения окружающей среды. Культурные (духовные) гарантии предполагают наличие в стране соответствующего уровня развития общей и правовой культуры Виды подзаконных актов и их соподчинённость Подзаконные нормативные правовые акты – это издаваемые на основе и во исполнение законов акты, представляющие собой согласованную и иерархическую систему, в которой каждый элемент соответствуют актам большей юридической силы и является основой для актов с меньшей юридической силой. Виды подзаконных нормативных правовых актов: Общефедеральные акты: 1. Указы Президента; 2. Распоряжения Президента; Общефедеральные акты Правительства РФ, принимаемые во исполнение законов РФ, указов Президента РФ и собственной исполнительно–распорядительной компетенции: 1. Постановления, принимаемые для обеспечения управления в различных отраслях общественной и государственной жизни; 2. Распоряжения, принимаемые Председателем Правительства РФ для оперативного управления узкого круга исполнителей; 3. Приказы и инструкции министерств и подведомственных им государственных органов, которые имеют отраслевую направленность; Акты субъектов Федерации: 1. Уставы – региональные конституции; 2. Законы, постановления и распоряжения – акты, принимаемые представительными и исполнительно–распорядительными органами местной государственной власти; 3. Приказы и инструкции – акты, которые устанавливаются отраслевыми органами государственного управления; 4. Решения, постановления и распоряжения – акты, принимаемые органами местного самоуправления; Нормативные правовые акты, которые используются на уровне предприятий и учреждений: 1. Уставы и решения, принимаемые коллегиально и имеющие нормативное содержание; 2. Приказы, имеющие как нормативное, так и индивидуальное значение, но в любом случае устанавливаемые руководителем предприятия или учреждения; 3. Распоряжения, принимаемые руководителями структурных подразделений для оперативного управления и исполнения приказов; 4. Нормативные правовые акты общественных, коммерческих, профессиональных и иных организаций; Международно–правовые акты, которые принимаются международными организациями: 1. Директивы, дающие конкретному государству возможность выбора формы и методов реализации международных обязательств; 2. Постановления, содержащие требования, которые подлежат прямому исполнению каждой стороной;
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (490)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |