НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ
Нормативный правовой акт - это письменный документ, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение. НПА – официальный документ, исходящий от органов гос. власти. Он имеет строго определённые внешние реквизиты: - вид акта; - наименование принявшего его органа; - номер акта; -сведения о должностном лице, подписавшего акт. Особенности НПА: -НПА имеют гос.хар-р. Гос-во наделяет органы гос.власти, должн. лиц готовить и принимать НПА. Оно же обеспечивает и реализацию принятых НПА, вкл. принудит. воздействие. - принимаются не всеми, а строго определёнными субъектами, спец. уполномоченными на то гос-ом, в передлах своей компетенции. -НПА принимаются с соблюдением определённой процедуры. -имеют временные, пространственные и субъектные пределы действия. -они всегда содержат юр. нормы. Нормативный правовой акт занимает особое место в системе источников права. Его следует отличать от актов применения и толкования права. НПА классифицируют по разл. основаниям: 1) По юридической силе все НПА подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты: - законы – обладают высшей юр. силой - подзаконные акты – акты, основанные на законах и им не противоречащие. Виды законов: 1) Конституция (закон законов) - основополагающий политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы чел. и гр., определяющий форму правления и гос. устройства, учреждающий федеральные органы гос. власти и др.; 2) ФКЗ - принимаются по вопросам, предусмотренным и Конституцией РФ (например, ФКЗ об арбитражных судах, о военных судах, о КС РФ, о судебной системе, о референдуме, о Правительстве России и т.п.); 3) ФЗ - это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (например, КРФ, УК РФ и пр.); 4) законы субъектов Федерации - издаются их представительными органами и действие их распространяется только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципальной службе в Саратовской области и т.п.). Виды подзаконных НПА: 1) указы Президента РФ - высшие по юридической силе подзаконные нормативные акты; 2) постановления Правительства РФ - акты исполнительного органа гос-ва, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами; 3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, гос-х комитетов регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры; 4) решения и постановления местных органов гос. власти; 5) решения, распоряжения, постановления местных органов гос.управления; 6) нормативные акты муниципальных органов; 7) локальные нормативные акты - это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, ПВТР). 2) По сфере действия выделяют: - акты внешнего действия. Охватывают всех субъектов, кому они адресованы. - акты внутреннего действия. Касаются только субъектов, входящих в состав определённого министерства (ведомства), организации или проживающих на той или иной территории. 3) В зависимости от особенностей правового положения субъектаправотворчества все НПА подразделяются на: -НПА гос.органов; - НПА субъектов РФ; - НПА органов м.с.; - локальные нормативные акты. 5) В зависимости от срока действия НПА классифицируют на: -акты неопределенно длительного действия; - временные акты. Таким образом, в зависимости от различных критериев все НПА группируются в определенную систему, в которой каждый из актов занимает свое место и играет свою роль. ЗАКОН: ПОНЯТИ, ВИДЫ Закон - это НПА, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Признаки закона: 1) принимается только органом законодательной власти или референдумом; 2) порядок его подготовки и издания определяется Конституцией РФ и Регламентами палат Федерального Собрания РФ; 3) в идеале закон должен выражать волю и интересы народа; 4) обладает высшей юр. силой, и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить; 5) регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения. Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке Все законы можно поделить на: - Конституционные (сама конституция); - ФКЗ – законы, принятие которых прямо предусмотрено Конституцией РФ (ФКЗ о КС РФ, ФКЗ о правительстве). - все остальные законы (текущие, обыкновенные). Они не могут противоречить Конституции и ФКЗ. Существуют и др. классификации законов по различным основаниям: 1. по их юр.силе: -Конституция РФ; - ФКЗ; - ФЗ; - закон субъектов Федерации; 2. по субъектам законотворчества: - принятые в результате референдума - принятые законодательным органом; 3. по предмету правового регулирования: -административные, -гражданские, -уголовные и т.п.; 4.по сроку действия -постоянные законы - временные; 5.по характеру -текущие -чрезвычайные 6.по сферам действия -общефедеральные - региональные; 7. по содержанию -экономические, - бюджетные, - социальные, -политические и т.п; 8. по степени систематизации -обычные - кодификационные (ГК РФ, УК РФ и т.д.); 9. по значимости содержащихся в них норм -конституционные - обыкновенные;и т.д. Стоит отметить, что в соответствии с Конституцией РФ субъекты РФ по вопросам своего ведения осущ-ют собственное правовое регулирование, включая и принятие законов. Такие законы не могут противоречить ФЗ. В этом проявляется принцип единства правовой регламентации на территории всего гос-ва.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (471)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |