Монополистическая конкуренция
Более распространенной фирмой несовершенного конкурентного рынка в современных условиях является монополистическая конкуренция, а для экономически развитых стран – олигополия. Монополистическая конкуренция по основным признакам близка к чистой конкуренции, но обладает рядом существенных отличий. Признаки монополистической конкуренции: 1. Большое количество фирм. Их много, но меньше чем в чистой конкуренции. При этом фирмы могут быть мелкими, средними и крупными. 2. Главное отличие от чистой конкуренции – Дифференцированный продукт – назначение его общее, но различается по физическим свойствам, объемами представляемых услуг, географической распространенностью, технологией производства, издержками и т.д. (мыло – жидкое, твердое, хозяйственное, детское, косметическое, банное и т.п.). Дифференциация создает монопольную среду, так как фирма, производя индивидуализированный продукт является единственной в своем роде. Чем выше степень дифференциации товара, тем сильнее ограничена конкуренция. В силу дифференциации продукта возможно существование малых предприятий монополистов (ресторан китайской, украинской, французской кухни и т.п.). 3. Свободный вход и выход на рынок. Фирме достаточно найти свою нишу дифференцированного товара, кроме того ограничения возможны со стороны необходимого объема капитала. 4. Существует определенная, но не существенная степень контроля над ценой. В масштабах всего рынка цены контролировать не возможно, так как товары имеют существенные отличия. Возможен контроль над ценой индивидуального продукта, но и он ограничен, так как товары взаимозаменяемы. 5. Доступ к информации несколько ограничен, так как много фирм и полностью ее скрыть нельзя. В основном скрываются технологии производства. 6. В основном используются методы неценовой конкуренции. Так как товары дифференцированы, то и цены на них разные, а следовательно, потребитель ориентируется не на цену, а на особые свойства товары, предпочтительные для него. В связи с этим широкое распространение в этой модели получили реклама, товарные знаки, торговые марки. Возможно использование ценовой конкуренции. Олигополия. Олигополия (в переводе с греческого – Oligos – немногим; Poleo – продаю). Наиболее распространенная модель рынка в развитых странах и более близкая к чистой монополии, что требует усиления контроля над рынком со стороны государства, потому что олигополия легко может перерасти в чистую монополию. Олигополия – это господство, наибольшего числа крупных фирм в производстве и на рынке. Основные признаки олигополии: 1. Малое число фирм – от 2 до 4 – 5, представленных крупнейшими производствами 2. Существует однородный (стандартизированный) и дифференцированный продукт. В качестве примера однородной олигополии следует указать нефтяную отрасль России, в которой ведущими фирмами являются «Лукойл», «ТНК-ВР», «Сибнефть», «Юкос». Примером дифференцированной олигополии являются рынки автомобильного производства США, России и др. стран. 3. Обычно имеются весьма существенные барьеры на входе в рынок. В качестве основных барьеров могут выступать: величена капитала, необходимого новой фирме для организации своей деятельности; эффект масштаба, т.е. труднодостижимые объемы крупного производства; монополия на источники производственных ресурсов (сырья); владение патентами, лицензиями и т.п. В некоторых случаях барьеры создает государство, ограничивая доступ иностранных фирм на внутренний рынок (конфликт США и Японии середины 90-х гг. ХХ в. связанный с импортом японских автомобилей на американский рынок). 4. Нелегальный контроль над ценой. Открытый контроль фирм над ценой запрещен (антимонопольным) антитрестовским законодательством, а ценовая конкуренция может привести к «ценовой войне» и потери прибыли. В этой связи фирмы заключают так называемое «джентльменское соглашение о цене» – тайный сговор, которому предшествует анализ возможных последствий, принятых решений и ответных шагов конкурентов. Кроме того, используется система «лидерства в цене», при которой все фирмы подстраиваются под ценовую политику явного лидера. Все же в условиях олигополии цены меняются. 5. Доступ к информации ограничен значительно и, как следствие, процветает промышленный шпионаж. Информация скрывается не только от конкурентов, потребителей, но и от государства. 6. Ценовая конкуренция невыгодна, так как ответные действия конкурентов очень существенны. Преобладает неценовая конкуренция соперничество в техническом превосходстве, высокого качества, надежности, эффективности производства, способа сбыта, гарантии, условия оплаты, рекламы, широкое применение результатов НТП. Таким образом, в условиях олигополии существенна взаимосвязь между фирмами в решении вопросов о цене и объеме производства; производство достигает огромных масштабов; конкуренция значительно ограничена, что создает условия для получения монопольной прибыли. Чистая монополия. Чистая монополия является прямой противоположностью чистой конкуренции. Признаки чистой монополии: 1. Присутствует одна фирма, которая полностью контролирует весь рынок в отрасли или же межотраслевой, не встречая противодействия со стороны производителей. 2. Дифференциации продукта нет – производят однородный, уникальный (единственный в своем роде) продукт, не имеющий заменителей. 3. Непреодолимые барьеры входа на рынок. Барьеры такие же, что и в условиях олигополии. 4. Полный контроль над ценой. Монополии являются ценопроизводителями, так как устанавливают цены по своему усмотрению => Закон предложения не действует. Есть только кривая спроса => нет равновесной цены, а формируется монопольная цена – особый вид рыночной цены, которая устанавливается на уровне выше или ниже общественной стоимости в целях получения монопольного дохода. 5. Доступ к информации ограничен существенно. 6. Очень типична неценовая конкуренция, но развита слабо, т.к. конкуренция отсутствует. Используется для создания положительного имиджа компании, что так же может быть барьером для вхождения в рынок новых фирм. В реальной жизни рынки чистой монополии представлены естественными монополиями.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (6537)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |