Проблема определения слова. Основные признаки слова
Лексикология как наука: предмет, цели, задачи. Проблемы описания лексического состава языка. Лексикология – раздел языкознания, изучающий совокупность слов современного языка (словарный состав), обозначающих явления, предметы, понятия. Обогащение словарного состава языка. Два способа пополнения словарного состава: 1) количественный - заимствования и образование новых слов; 2) качественный - приобретение словом новых стилистических оттенков. Разделы лексикологии: лексикография (изучает словари), семасиология (изучает значение слова), этимология (о слове, происхождении слова). Лексикология: частная и общая. Общая: направление в изучении лексики разных языков и выявление общих закономерностей это лексики как системы; на основе наблюдений такого рода делаются общетеоретические выводы. Частная: рассматривает специфику каждого отдельного языка. Английская лексикология считается частной, т.к. представляет собой изучение особенностей современного англ. языка. Частная: историческая и описательная. Историческая: рассматривает происхождение и развитие сл. состава опред. языка. Описательная: изучает лексику на данном истор. этапе ее развития во всем ее своеобразии, отл, ее от лексики других языков. Аспекты лексикологии: · Общая лексикология (общие закономерности); · Сопоставительная лексикология (словарный состав в сопоставлении с другими языками); · Практическая лексикология (описание данных, необходимых для практического изучения языков): · Теоретическая лексикология (филологическое овладение языком). Подходы: · Синхроническая лексикология (изучает определенную систему одновременно существующих лексических единиц современного языка, «относящийся к одному времени»); · Диахроническая лексикология (изучает лексический состав в процессе его исторического развития, «изменение во времени»). Место лексикологии в ряду других дисциплин Лексикология, фонетика и стилистика взаимозависимы и находятся в определенных отношений друг с другом: 1) с фонетикой - выражение значения слова осущ-ся при помощи звуковых средств, происходит это благодаря членораздельной речи, от фонем. состава слова, последовательности фонем (old dean, old queen, old door); смыслоразличительный эффект краткости и долготы звука оказывает влияние: a sheep among wolves, a ship. 2) со стилистикой - одна и та же мысль может быть выражена по-разному и может получать разные оттенки значения в зависимости от условий общения, от отношения говорящего к предмету высказывания, от отношения к собеседнику и от того, какую реакцию хотят получить. 3) с грамматикой - значения слова, изменившиеся в связи с его грамм. функцией, называются грамматически связанным значением слова. to go (НФГ) - going (собирать) связано с те, что слово изменило фому. to be gone (исчезнуть). Общность словообразования (л) и формообразов (г). Дериват - производное слово.
Проблема определения слова. Основные признаки слова. Слово (лексема) – типичный языковой знак, обладающий планом содержания и планом выражения и выполняющий номинативную (назывную) функцию. Слово – минимальная, относительно самостоятельная значащая единица языка. Основные признаки слова: · грамматическая оформленность - слово охарактеризована как определённая часть речи с соответствующими грамматическими признаками), · непроницаемость (фонетическая оформленность) – внутрь слова не может быть вставлено другое слово, части слова нельзя менять местами, · фразеологичность значения – значение слова не является суммой значений его частей (морфем). Проблема выделения и определения слова как единицы языка имеет два аспекта. Во-первых, его надо отделить от других значимых языковых единиц, провести границу, с одной стороны, между словом и морфемой, с другой — между словом и сочетанием слов, то есть решить вопрос отдельности, выделимости слова в речевой цепи. Во-вторых, нужно решить проблему тождества (единства) слова: отграничить словоизменение от словообразования и многозначность от омонимии. Так, при словоизменении и многозначности тождество слова не нарушается: разные грамматические формы, или словоформы (дом, дома, дому, домом, домам, домами), а также разные значения слова составляют одно слово. В случаях словообразования и омонимии тождество слова нарушается: при словообразовании производятся новые слова (дом, домик, домишко, домовой, домашний), разными словами являются омонимы — слова, совпадающие по звучанию и написанию и существенно различающиеся по значению. Надо учитывать также наличие орфографических, фонетических, словообразовательных вариантов слов (фортепьяно — фортепиано, ноль — нуль, твóрог — творóг, туристский — туристический). Трудность определения слова заключается не в неопределенности слова, а в его многогранности. Определение слова возможно, если признать наличие в языке промежуточных, переходных явлений, важен также фактор системности: в некоторых случаях выделение слова оказывается возможным только с его учетом. Например, ни с кем традиционно считается сочетанием двух слов — единой, хотя и членимой словоформы местоимения с предлогом. С одной стороны, ни с кем пишется "в три слова", то есть с двумя пробелами, но с другой — явно соотносится с другими формами творительного падежа (никем, ни за кем) и с местоимением никто. Последний — системный — фактор и является решающим в признании сочетания ни с кем двумя словами. Обобщив сказанное, можно дать следующее определение: слово — это основная единица языка, которая служит для обозначения (наименования) предметов, признаков, отношений действительности, при этом характеризуется совокупностью грамматических, фонетических и семантических признаков.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (8026)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |