Какими познавательными мотивами вы руководствуетесь в своей учебе в высшем учебном заведении? Отметьте уровень их проявления в вашей учебно-познавательной деятельности.
№ п/п
| Мотивы
| Низкий уровень
| Средний уровень
| Высокий уровень
|
I. Мировоззренческие мотивы
|
| Стремление разобраться в жизни, чтобы осмыслить ее, определить свое место в мире, иметь свое мнение в мировоззренческих вопросах.
|
|
|
|
| Стремление расширить жизненный кругозор, овладеть знаниями и умениями.
|
|
|
|
| Стремление осмыслить свои идеологические позиции, выработать четкие политические убеждения.
|
|
|
|
| Стремление найти свой идеал в жизни.
|
|
|
|
| Стремление приблизиться в своем духовном развитии в избранному идеалу:
а) быть похожим на героев литературных произведений, теле- и кинофильмов;
б) следовать примеру выдающихся людей прошлого и настоящего;
в) следовать примеру деятелей культуры и науки;
г) следовать примеру реальных близких живых людей: родителей, учителей, сверстников, знакомых.
|
|
|
|
| Желание самому стать примером для сверстников.
|
|
|
|
| Стремление научиться жить и работать в коллективе
|
|
|
|
| Стремление упорядочить свои привычки с целью дальнейшего самосовершенствования
|
|
|
|
| Стремление осознать и оценить социально-психологические качества своей личности с целью дальнейшего самосовершенствования (например, выработать в себе черты, необходимые для профессиональной деятельности).
|
|
|
|
| Стремление правильно выбрать будущую профессию:
а) интересную, увлекательную;
б) соответствующую прежде всего потребностям общества;
в) соответствующую прежде всего своим склонностям и способностям.
|
|
|
|
II. Мотивы долга, ответственности
|
| Чувство долга и ответственности перед самим собой.
|
|
|
|
| Чувство долга и ответственности перед родителями («чтобы не огорчать маму», «желание быть полезным семье»)
|
|
|
|
| Чувство долга и ответственности перед своими преподавателями («стыдно отвечать плохо»)
|
|
|
|
| Чувство долга и ответственности пред товарищами по учебной группе («чтобы не подводить товарищей», «из уважения к мнению сверстников»)
|
|
|
|
| Чувство долга и ответственности перед обществом (стремление приносить пользу обществу в целом)
|
|
|
|
III. Познавательные мотивы
|
| Бескорыстный познавательный интерес (т.е. без ориентации на жизненный планы и профессию), увлечение учебным предметом или областью знаний
|
|
|
|
| Познавательный интерес к учебному предмету, включенному в жизненные планы
|
|
|
|
| Интерес к той или иной области науки (искусства), не связанный с учением
|
|
|
|
| Интерес к содержанию учебного предмета
|
|
|
|
| Желание иметь хорошие знания, узнать по отдельным темам как можно больше (больше, чем дается в учебниках).
|
|
|
|
| Интерес к процессу и способу познавательной деятельности:
а) удовлетворение от познавательного усилия, от преодоления трудностей, от напряженной интеллектуальной деятельности;
б) нравится процесс коллективного познания, общения («с товарищами весело», «друзья окажут помощь», «вместе лучше усваивается» и др.);
в) желание самостоятельно разобраться в учебном материале;
г) желание научиться излагать свои мысли;
д) желание научиться логически мыслить.
|
|
|
|
| Налицо познавательная потребность (как высший уровень познавательных интересов)
|
|
|
|
| Любопытство, вызванное интересами и увлечениями окружающих
|
|
|
|
| Потребность в новизне, в новых впечатлениях
|
|
|
|
| Стремление быть образованным и интеллектуальным, полезным обществу человеком, осознание важности и необходимости получения знаний
|
|
|
|
| Стремление совершенствовать свои познавательные способности:
а) связанные с любительскими занятиями – хобби (без ориентации на профессию);
б) связанные с основной жизненной и профессиональной направленностью
|
|
|
|
| Стремление получить высшее образование, осознание недостаточности своих знаний и умений, желание выполнить пробелы в них
|
|
|
|
IV. Престижные мотивы
|
| Стремление проверить себя – на что способен
|
|
|
|
| Неудовлетворенность своим положением в коллективе, отношением к себе окружающих; стремление занять более высокое положение в учебной группе
|
|
|
|
| Желание не отставать в учебе от других
|
|
|
|
| Стремление пользоваться авторитетом, быть равным или одним из лучших среди товарищей
|
|
|
|
| Желание заслужить одобрение преподавателей, родителей
|
|
|
|
| Стремление получить поощрение (хорошую оценку, чтобы «родители побаловали» и т.п.)
|
|
|
|
| Желание обратить на себя внимание, понравиться противоположному полу
|
|
|
|
| Чувство задетого самолюбия («доказать, чего я стою»)
|
|
|
|
| Жажда превосходства над товарищами, стремление всегда и во всем быть первым
|
|
|
|
| Чувство честолюбия («подчинить себе других», «главенствовать в группе, на курсе»)
|
|
|
|
| Стремление получить диплом, успешно сдать экзамены
|
|
|
|
| Стремление «хорошо жить», добиться материальной обеспеченности
|
|
|
|
V. Мотивы вынужденности
|
| Познаю, так как заставляю («а лично мне этого не надо»)
|
|
|
|
| Вынужден познавать, так как считаю, что среди других неприятностей это – «наименьшее зло»; стремлюсь избежать этих «других неприятностей»:
а) замечаний преподавателей;
б) замечаний и наказаний родителей;
в) плохой оценки
|
|
|
|
| Стремлюсь избежать плохого мнения о себе:
а) боюсь прослыть ленивым;
б) боюсь показаться ограниченным, неспособным человеком
|
|
|
|
Теперь соедините сделанные вами отметки прямыми линиями. Вы получите рельеф вашей учебно-познавательной деятельности.
Для определения типа установки на будущую профессию вам необходимо выбрать один из вариантов ответа на следующий вопрос: