Слуховой проводящий путь
ГОУ ВПО «ОРЕНБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ» КАФЕДРА АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА АНАТОМИЯ ОРГАНОВ ЧУВСТВ Учебное пособие для самостоятельной работы студентов Оренбург 2008 Анатомия органов чувств - учебное пособие для самостоятельной работы студентов под редакцией доцента Н.И.Крамара и профессора Л.М.Железнова, Оренбург 2008. – 26 с.
Целесообразность создания данного пособия определяется в первую очередь достаточной сложностью темы. Кроме того, только хорошее знание анатомии органов чувств позволяет приступить к рассмотрению крайне важных в клиническом отношении разделов медицины – оториноларингологии и офтальмологии. Пособие иллюстрировано оригинальными адаптированными схемами слухового, вестибулярного и зрительного путей, описание которых в доступной учебной литературе различными авторами трактуются неоднозначно и отличается значительными и излишними подробностями. Данные указания включают контрольные вопросы к темам практических занятий, ответы на которые студент должен знать после самостоятельной проработки материала, представлен перечень наглядных пособий с указанием образований, которых на них должны быть продемонстрированы и прокомментированы. Дан перечень таблиц и других наглядных пособий, на которых студент должен уметь найти и показать конкретные анатомические образования.
Пособие рекомендуется студентам всех факультетов медицинских вузов, врачам-отоларингологам и офтальмологам. Авторский коллектив: профессор Железнов Л.М., доцент Крамар Н.И., Ассистент, к.м.н. Луцай Н.Д. Рецензенты: заведующий кафедрой ЛОР болезней, профессор И.А.Шульга, заведующий кафедрой глазных болезней, профессор А.И.Кирилличев © Все права защищены. Ни одна часть данного пособия не может быть занесена в память компьютера или воспроизведена любым средством без предварительного письменного согласия авторов. Тема: «СТРОЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНА СЛУХА И РАВНОВЕСИЯ»
Контрольные вопросы 1. Отделы органа слуха и равновесия. 2. Наружное ухо (ушная раковина, наружный слуховой проход, барабанная перепонка). 3. Среднее ухо (барабанная полость, слуховая труба, слуховые косточки и мышцы). 4. Внутреннее ухо (костный и перепончатый лабиринты). 5. Пути проведения звука. 6. Слуховой проводящий путь (сознательная и бессознательная порции). 7. Вестибулярный проводящий путь (сознательная и бессознательная порции). 8. Филогенез органа слуха и равновесия. 9. Онтогенез органа слуха и равновесия, его основные аномалии развития.
Набор препаратов 1. Череп в целом 2. Височная кость 3. Муляж органа слуха и равновесия (разборный) 3. Ствол головного мозга. 4. Сагиттальный разрез головного мозга. 5. Базальные ядра коры больших полушарий. 6. Таблица схемы слухового проводящего пути
Показать 1. На черепе и височной кости: • наружный слуховой проход; • внутренний слуховой проход; • крышу барабанной полости; • сосцевидный отросток и треугольник Шипо; • сонный канал; • яремное отверстие.
2. На разборном муляже органа слуха и равновесия и таблицах: - элементы строения наружного уха: а. ушную раковину с ее завитком, противозавитком, козелком, противокозелком, долькой; б. наружный слуховой проход с его хрящевой и костной частями; в. барабанную перепонку; - элементы строения среднего уха: а. стенки барабанной полости: • латеральную (перепончатую); • верхнюю (покрышечную); • переднюю (сонную); • заднюю (сосцевидную); • медиальную (лабиринтную) с ее преддверным и улитковым окнами; • надбарабанный карман; б. сообщения барабанной полости: • на задней стенке с пещерой сосцевидного отростка; • на передней стенке барабанное отверстие слуховой трубы; в. содержимое барабанной полости: • слуховые косточки (молоточек, наковальню и стремечко); • соединения слуховых косточек: суставы (наковальне-молоточковый, наковальне- стременной) и синдесмозы ( между основанием стремечки о краями преддверного окна, между молоточком и барабанной перепонкой). • мышцу стремечка и мышцу, напрягающую барабанную перепонку; г. слуховую трубу с ее костной и хрящевой частями, барабанным и глоточным отверстиями;
- элементы строения внутреннего уха: а. структуры костного лабиринта: • преддверие с его элементы: - преддверный гребешок; - эллиптический и сферический карманами, - сообщения с полукружными каналами; - сообщение с каналом улитки; - преддверное окно с основанием стремечка; - улитковое окно с вторичной барабанной перепонкой; • полукружные каналы (передний, задний, латеральный) с их простыми, ампулярными и общей ножками; • улитку с ее основанием, куполом, стержнем, спиральной пластинкой и спиральным каналом; б. части перепончатого лабиринта: • полукружные протоки (передний, задний и латеральный) и их ампулярными гребешками; • маточку и мешочек с их пятнами; • маточково-мешочковый проток; • улитковый проток с его: - наружной стенкой; - преддверной стенкой; - барабанной стенкой и кортиевым органом; • соединяющий проток; в. перилимфатическое пространство полукружных каналов, преддверия и улитки (преддверная и барабанная лестницы, геликотрема); г. эндолимфатическое пространство
3. На препаратах ствола головного мозга, базальных ядер и полушарий: • мосто-мозжечковы угол; • мост; • треугольник петли перешейка ромбовидного мозга; • нижние холмики среднего мозга с их ручкой; • медиальные коленчатые тела; • заднюю ножку внутренней капсулы. • верхнюю височную извилину.
Зарисовать и обозначить: 1. Схему костного и перепончатого лабиринтов 2. Схему слухового проводящего пути 3. Схему вестибулярного пути
Записать латинские, греческие и авторские названия: 1. Ухо – auris (лат.), otos (греч.); 2. Преддверная мембрана – membrane vestibularis (лат.), мембрана Рейсснера (авт.); 3. Наружная и внутренняя поверхности верхней височной извилины- извилина Гешля (авт.). 4. Спиральный орган – organum spirale (лат.), кортиев орган (авт.).
Контрольные вопросы к лекционному материалу 1. Значение и функция органа слуха и равновесия. 2. Этапы филогенеза органа слуха и равновесия. 3. Онтогенез органа зрения: • источники и процесс образования ушной раковины, наружного слухового прохода и барабанной перепонки наружного уха; • источники и процесс образования слуховой трубы, барабанной полости, слуховых косточек и слуховых мышц среднего уха; • источники и процесс формирования перепончатого и костного лабиринтов внутреннего уха. 4. Основные аномалии развития органа слуха и равновесия: • врожденная глухота – последствие глубокого нарушения формирования внутреннего уха и его связей; • врожденная тугоухость – следствие неполного рассасывания эмбриональной соединительной ткани вокруг слуховых косточек; • расположение ушных раковин на шее, изменения формы ушных раковин – результат неправильной трансформации материала I и II жаберных дуг.
Слуховой проводящий путь Общая характеристика – чувствительный (орган слуха человека воспринимает звуки в диапазоне 15гц – 20000 гц.), сознательный, 3-х нейронный, перекрещенный. I нейрон – биполярные клетки спирального ганглия. Их дендриты заканчиваются на волосковых сенсорных (нейросенсорных) клетках кортиево органа. Аксоны формируют улитковую часть преддверно-улиткового нерва, в области мостомозжечкового угла они входят в мост, где переключаются на тела II нейронов. II нейроны – клетки вентрального и дорзального улитковых ядер. АксоныII нейронов переходят на противоположную сторону с формированием трапециевидного тела (аксоны клеток вентрального улиткового ядра) и мозговых (слуховых) полосок (аксоны клеток дорзального улиткового ядра). После перекреста аксоныII нейронов объединяются в латеральную петлю, проводники которой переключаются на тела III нейронов. III нейроны –клетки медиального коленчатого тела (подкорковый центр слуха промежуточного мозга). Их аксоны через заднюю ножку внутренней капсулы приходят в кору верхней височной извилины (извилина Гешля) – корковый конец слухового анализатора I сигнальной системы (передний отдел извилины) и корковый конец слухового анализатора устной речи II сигнальной системы (задний отдел извилины). Часть проводников латеральной петли (бессознательная порция) проходят медиальное коленчатое тело транзитом, проходят в составе ручки нижнего холмика и переключаются на клетки nuclei tecti (подкорковые центры слуха среднего мозга) с целью замыкания дуги «старт-рефлекса» (ориентировочного рефлекса) в ответ на слуховое раздражение.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (861)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |