Связь типов семьи с областями конфликтного взаимодействия
Рассмотрим особенностисемейных конфликтов: 1. Отличаются особым предметом, специфика которого обусловлена уникальностью семейных отношений. Эти отношения имеют межличностный характер и повышенную ценностную основу (любовь, родство). Кроме того, семейные отношения связаны с реализацией функций семьи; 2. Важнейшими причинами семейных конфликтов являются: 2.1. Ограничение активности, свободы действий и свободы самовыражения членов семьи; 2.2. Отклоняющееся (девиантное) поведение одного или нескольких членов семьи; 2.3. Наличие противоположно направленных интересов, устремлений, потребностей; 2.4. Авторитарный тип взаимоотношений в семье; 2.5. Наличие трудноразрешимых материальных проблем; 2.6. Вмешательство родственников; 2.7. Сексуальная дисгармония. 3. В динамике и формах протекания семейных конфликтов отмечаются следующие особенности: 3.1. Повышенная эмоциональность; 3.2. Увеличенная скорость протекания основных этапов; 3.3. Особые формы противоборства (упреки, ссоры, оскорбления); 3.4. Разнообразные формы и способы разрешения (от примирения до развода и прекращения отношений); 4. Тяжелые социальные последствия, особенно для детей. В некоторых случаях эти последствия действуют в течении многих лет. Переходим к изучению классификации семейных конфликтов.
Три классификационные группы семейных конфликтов.
В отечественной конфликтологии все семейные конфликты принято разделять на три классификационные группы по основаниям конфликтного взаимодействия. 1. По субъектам семейные конфликты разделяются на три подгруппы: 1.1. Супружеские конфликты; 1.2. Конфликты между родителями и детьми; 1.3. Конфликты между родственниками. 2. По источнику возникновениясемейные конфликты разделяются на пять подгрупп: 2.1. Ценностные конфликты; 2.2. Позиционные конфликты; 2.3. Сексуальные конфликты; 2.4. Эмоциональные конфликты; 2.5. Хозяйственно-экономические конфликты; 3. По поведению конфликтующих сторонразличаются две подгруппы: 3.1. Открытые конфликты; 3.2. Скрытые конфликты. Разберем более детально супружеские конфликты и конфликты между родителями и детьми, как наиболее часто встречающиеся.
А. Соперничество проявляется в противоречивом, дружелюбно-враждебном характере отношений, когда между супругами постоянно происходят открытые столкновения, приводящие к ссорам, возникают взаимные упреки, агрессивные проявления. Семейные роли определены нечетко, в результате чего ни один из супругов не способен принимать на себя ответственность за семью в целом. Б. Псевдосотрудничество отличается более ровными отношениями, с элементами преувеличенной заботы об одном из супругов. Причины возникновения конфликтов лежат во внесемейной сфере и связаны с индивидуальными трудностями, возникающими у супругов. В. Изоляция развивается на фоне внешней согласованности. Она проявляется в эмоциональном обособлении, незаинтересованности супругов друг в друге. Конфликты возникают тогда, когда границы изоляции нарушаются либо в сторону сближения, либо в сторону большей разобщенности.
Для дальнейшего изучения способов предупреждения и разрешения семейных конфликтов важную роль играет понимание кризисных периодов в развитии семьи
Характеристика основных кризисных периодов в развитии семьи.
Семья, как социальная общность, имеет периоды своего развития. Переход от одного периода к другому связан с появлением и проявлением более или менее заметных противоречий в отношениях супругов и других членов семьи. В связи с этим выделяют четыре кризисных периода в развитии семьи, а именно: 1. Первый кризисный период (брачный стаж менее 1 года) связан с адаптацией супругов друг к другу. Происходит выявление и согласование интересов, ценностей, установок супругов в волевой, интеллектуальной и эмоциональной сферах. 2. Второй кризисный период(брачный стаж 5-7 лет) связан с появлением детей, что вызывает перераспределение ролей, появление новых обязанностей у супругов. В связи с этим существенно ограничиваются возможности для профессионального роста, для реализации личных интересов. Возможны противоречия во взглядах супругов на воспитание ребенка. 3. Третий кризисный период(10-15 лет брака) связан с проявлением психологической усталости супругов. В этот период проявляется тяготение к новизне в отношениях и образе семьи. 4. Четвертый кризисный период (18-24 года брачного стажа) связан с перераспределением ролей в семье после взросления и ухода детей. Он проявляется в форме опустошенности, повышенной нервозности, ощущения невостребованности. Учет кризисных периодов позволяет более рационально подойти к предупреждению и разрешению конфликтов в семье. Пути предупреждения и способы разрешения семейных конфликтов.
Существует устойчивое мнение о том, что семейные конфликты представляют опасность для семьи в целом и могут привести к ее разрушению. Однако, на практике, некоторые мелкие семейные ссоры могут иметь позитивную направленность, помогая прийти к согласию по спорным вопросам и предотвратить более крупный конфликт. Вместе с тем существуют пути предупреждениясемейных конфликтов, которые зависят от характеристик потенциальных субъектов конфликтного взаимодействия (супруги, родители, дети, родственники). Остановимся на самых общих рекомендациях: 1. Формирование психолого-педагогической культуры семейных отношений, которые основываются на выяснении и согласовании взглядов супругов на значение семьи в жизненном пространстве личности. В таких взглядах обнаруживается значительное разнообразие – от гармоничного сочетания до противопоставления; 2. Воспитание детей с учетом их индивидуально-психологических и возрастных особенностей, а так же эмоциональных состояний; 3. Организация семьи и семейных отношений, включающая формирование семейных традиций, развитие взаимопомощи, ответственности, доверия и уважения; 4. Овладение культурой межличностного общения, которое включает освоение приемов и способ эффективной коммуникации, преодоления трудностей и барьеров. Разрешениесемейных конфликтов возможно в конструктивном (переговоры) и неконструктивном (развод) направлении. Конструктивный путь предполагает проведение переговоров с целью достижения согласия по спорным вопросам. Обычно в этом случае используется одна из пяти стратегий разрешения конфликта, изученных нами ранее (сотрудничество, соперничество, компромисс, уход, уступка). В результате изучения данной темы можно сформулировать следующий вывод:
Лекция 11 - Конфликты в организации
Понятие организации и конфликтов в ней, а также проявление конфликтных ситуаций в организации
Основные признаки организации, как социального института: 1. Объединение в своем составе не менее двух человек; 2. Наличие для всех членов организации общей цели, ради осуществления которой она создана; 3. Совместный труд (деятельность) в интересах общей цели; 4. Наличие четкой структуры с выделением органов управления и распределением прав, обязанностей и ролей между членами организации. Любая организация характеризуется внутренней и внешней средой. Внутренняя среда организации отражает ее функциональную структуру, цели и задачи, ресурсы, технологии и коммуникации. Внешняя среда организации включает в себя факторы и социальные условия окружающей среды.
В зависимости от выполняемых функций или целей организации делятся на четыре типа: 1. Производственные или экономические, занимающиеся созданием товаров, услуг, капиталов. Они обеспечивают материальное существование общества; 2. Поддерживающие, цель которых – социализация индивида для выполнения им соответствующих ролей в обществе (церковь, школа, здравоохранение, благотворительность); 3. Адаптивные, создающие знания, разрабатывающие и проверяющие теории. Они обеспечивают информационную интеграцию общества; 4. Политические, имеющие дело с общей регуляцией, координацией и контролем ресурсов, людей, отдельных подсистем в обществе (государство, общественные организации); Некоторые организации обладают смешанными функциями. Люди играют особую роль в развитии организации. С одной стороны, они являются создателями организации, определяют их цели, выбирают методы достижения этих целей. С другой стороны, люди – важнейший ресурс, используемый всеми без исключения организациями для реализации собственных целей. Развитие конфликтной ситуации в организациипроявляется в социальной напряженности, обострении противоречий, распространении неудовлетворенности, открытом выступлении социальных групп, коллективов, работников. Классификация организационных конфликтов по субъектам, источникам и типам функциональной системы. Для классификации конфликтов в организации выделим три основы – субъекты конфликта, источники конфликта и тип функциональной системы. 1. По субъектам конфликтав организации различают: 1.1. Межличностные конфликты, которые могут развиваться: а) по вертикали, т.е. между руководителем и подчиненным; б) по горизонтали, т.е. между субъектами одного иерархического уровня управления 1.2. Межгрупповые конфликты, которые могут развиваться: а) между структурными подразделениями; б) между группами сотрудников одного подразделения, в том числе и между микрогруппами; в) между руководством организации и персоналом; г) между администрацией и профсоюзами. Обычно причинами таких конфликтов могут быть: – распределение ресурсов; – неудовлетворительные коммуникации; – различия в целях; – неудовлетворительные условия труда; – нарушения договорных обязательств или трудового законодательства; 1.3. Конфликты типа «личность-группа»возникающие: а) между руководителем и коллективом организации или структурного подразделения; б) между рядовым сотрудником и коллективом организации или структурного подразделения; Их причины были изучены нами ранее. 2. По источникам конфликта в организации различают пять типов: 2.1. Структурные конфликты –возникающие между структурными подразделениями из-за противоречий в задачах, решаемых сторонами конфликта; 2.2. Инновационные конфликты, связанные с развитием организации, ее структурными изменениями. Здесь в качестве причины конфликта могут выступать различные изменения организационной структуры, а также несоответствие квалификации работников инновационным изменениям; 2.3. Позиционные конфликты, т.е. возникающие на основе вопроса о значимости тех или иных субъектов социального взаимодействия внутри организации. Как правило, причинами таких конфликтов становятся различия в задачах и целях, групповой эгоизм, неадекватность в понимании места и роли той или иной структурной единицы организации; 2.4. Ресурсные конфликты, т.е. возникающие в процессе распределения и использования ресурсов. Самой распространенной причиной конфликтов такого типа является нарушение принципа справедливости или целесообразности в распределении ресурсов; 2.5. Динамические конфликтыобусловлены социально-психологической динамикой организации. Их причины отражают становление и этапы развития коллективов внутри организации. 3. По типу функциональной системы конфликты в организации подразделяются на пять групп, а именно: 3.1. Организационно-технологические, вызванные рассогласованием организационных начал, несбалансированностью рабочих мест или нарушением технологических процессов; 3.2. Конфликты в социально-экономической системеорганизации обусловленные неудовлетворительной заработной платой; 3.3. Конфликты в административно-управленческой системе, вызванные невыполнением руководителями своих обязанностей или неполной информацией о реальном состоянии дел в организации; 3.4. Конфликты, связанные с функционированием неформальной организации обычно обусловлены несовпадением в системе формальных и неформальных отношений и интересов сотрудников; 3.5. Конфликты, связанные с функционированием социально-психологической системы отношений могут иметь различные причины (борьба за лидерство, нарушение групповых норм, столкновение групповых интересов).
Особое место в управлении организационными конфликтами занимает их прогнозирование и предупреждение на основе контроля уровня социальной напряженности. Существует методика оценки конфликтности организации на основе выявления интегрального показателя социальной напряженности. Признаки социальной напряженности в организации могут быть выявлены путем обычного наблюдения. К ним относятся: 1. Стихийные собрания или беседы нескольких человек; 2. Увеличение числа неявок на работу; 3. Снижение производительности труда; 4. Увеличение числа локальных конфликтов; 5. Массовые увольнения по собственному желанию; 6. Распространение слухов; 7. Коллективное невыполнение указаний руководителей; 8. Стихийные митинги и забастовки; 9. Рост эмоциональной напряженности. Важной особенностью управления конфликтами в организации является их регулирование и разрешение на правовой основе, которую представляют собой Трудовой Кодекс РФ и Федеральный Закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», а также Устав организации, нормы и правила трудового взаимодействия сотрудников. В результате изучения данной темы можно сформулировать следующий вывод:
· Лекция 12 - Конфликты в сфере управления
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (744)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |