Эффективность инновационного проекта
Эффективность инновационного проекта рассчитывается на основе методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования (утверждена Госстроем, Министерством экономики, Министерством финансов и Госкомпромом РФ № 7-12/47 от 31 марта 1994 г.). Эта методика предусматривает следующие основные показатели эффективности инновационных проектов: 1) коммерческая (финансовая) эффективность, учитывающая финансовые последствия реализации проекта для непосредственных участников; 2) бюджетная эффективность, отражающая последствия реализации проекта для федерального, регионального и местного бюджета; 3) народнохозяйственная экономическая эффективность, учитывающая затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников инвестиционного проекта и допускающие стоимостное измерение (рекомендуется для крупномасштабных проектов на уровне города, региона или России). 1. Коммерческая эффективность (финансовое обоснование) проекта определяется соотношением финансовых затрат и результатов, обеспечивающих требуемую норму доходности. Коммерческая эффективность может рассчитываться как для проекта в целом, так и для отдельных участников с учетом их вкладов по правилам. При этом в качестве эффекта на t-ом шаге (Эt) выступает поток реальных денег (поток наличности). В рамках каждого вида деятельности происходит приток Пi(t) и отток Оi(t) денежных средств. Разницу между ними обозначим через Фi(t): Фi(t)=Пi(t)-Оi(t), где i =1, 2, 3. Потоком реальных денег Ф(t) называется разность между притоком и оттоком денежных средств инвестиционной и операционной деятельности в каждом периоде осуществления проекта (на каждом шаге расчета): Ф(t) = [ П1(t)-О1(t)] + [П2(t)-О2(t)] = Ф1(t)+Ф2(t)
2. Показатели бюджетной эффективности отражают влияние результатов осуществления проекта на доходы и расходы соответствующего бюджета (федерального, регионального, местного). Основным показателем здесь является бюджетный эффект, который для t-го шага (этапа) осуществления проекта определяется как превышение доходов соответствующего бюджета Дt над расходами Рt в связи с осуществлением данного проекта: Вt = Дt – Рt. Интегральный бюджетный эффект Вt рассчитывается как сумма дисконтированных годовых бюджетных эффектов или как превышение интегральных доходов бюджета над интегральными бюджетными расходами. Эинт = ЧДД = , где ЧДД – чистый дисконтированный доход; В – доходы (результаты), достигаемые на t-ом шаге расчета; С – затраты, осуществляемые на том же шаге; Т – горизонт расчета (период времени). Если ЧДД > 0, то проект эффективен, если ЧДД < 0, то инвестор понесет убытки. 3. Показатель научно-хозяйственной эффективности отражает эффективность проекта с точки зрения интересов народного хозяйства в целом, а также для участвующих в проекте регионов (субъектов федерации), отраслей, организаций. При расчетах показателей экономической эффективности на уровне народного хозяйства в состав результатов проекта включаются (в стоимостном выражении): 1) конечные производственные результаты (выручка от реализации на внутреннем и внешнем рынках, выручка от продажи имущества и интеллектуальной собственности – лицензии, “ноу-хау”, программы для ЭВМ, создаваемые участниками в ходе осуществления проекта); 2) социальные и экологические результаты – влияние проекта на здоровье населения, социальную и экологическую обстановку в регионах; 3) прямые финансовые результаты; 4) кредиты и займы иностранных государств, банков и фирм, поступления от импортных пошлин и др. При расчетах показателей экономической эффективности на уровне организации в состав результатов проекта включаются: 1) производственные результаты; 2) выручка от реализации производственной продукции за вычетом израсходованной на собственные нужды; 3) социальные результаты в части; относящиеся к работникам организации и членам их семей. В состав затрат при этом включаются только единовременные и текущие затраты фирмы без повторного счета (в частности, не допускается одновременный учет единовременных затрат на создание основных средств и текущих затрат на их амортизацию). При оценке эффективности инвестиционного проекта соизмерение разновременных показателей осуществляется путем приведения (дисконтирования) их к ценности в начальном периоде. Для приведения единовременных затрат, результатов и эффектов используется норма дисконта (Е), равная приемлемой для инвестора норме дохода на капитал. Технически приведение к базисному моменту времени затрат, результатов и эффектов, имеющих место на t-ом шаге расчета реализации проекта, удобно производить путем их (то есть затрат, результатов, эффектов) умножения на коэффициент дисконтирования, определяемый для постоянной нормы дисконта Е как: Lt = l/(1+Е)t, где Lt – приведенный показатель; l – тот же показатель на t шаге проекта; Е – норма дисконта (норма дохода на капитал); t – номер шага расчета ( t=1,2,3,...T ); T – горизонт расчета, равный номеру шага расчета, на котором производится ликвидация объекта (продолжительность амортизационного срока, жизненный цикл товара) и т.д.
Для облегчения управления инновационными проектами руководителям следует придерживаться следующих принципов управления инновационными проектами: 1. Принцип селективного (выборочного) управления. Суть в выборе приоритетных направлений. Адресная поддержка инновационных фирм и новаторов. 2. Принцип целевой ориентации проектов на обеспечение конечных целей. Предполагает установление взаимосвязей между потребностями в создании инновации и возможностями их реализации. При этом конечные цели конкретных проектов ориентируются на потребности, а промежуточные цели на конечные цели этих проектов. 3. Принцип полноты цикла управления проекта. 4. Принцип этапности инновационных процессов и процессов управления проектами. 5. Принцип иерархичности организации инновационных процессов. Все уровни деятельности согласуются друг с другом. 6. Принцип многовариантности при выборе управленческих решений. 7. Принцип системности. Разрабатывается совокупность мер, необходимых для организации проекта (организационных, административных и др.). 8. Принцип обеспеченности или сбалансированности. Все мероприятия должны быть обеспечены необходимыми ресурсами. Этап формирования предложений по приоритетным направлениям: 1. Фиксируется перечень наиболее существенных критериев достижения цели. 2. Для каждого проекта, реализующего приоритетное направление, делается оценка уровня улучшения каждого показателя по сравнению с существующим положением по шкале «низкий», «ниже среднего», «выше среднего», «высокий». 3. Технологии, которые не имеют оценок «выше среднего» или «высокий», из дальнейшего рассмотрения исключаются. Остальные включаются в предварительные предложения по приоритетным направлениям и критически важным технологиям. 4. Технологии, имеющие не ниже одной оценки «высокий» или не менее двух «выше среднего», предварительно считаются кандидатами в группу приоритетных; если более двух «высокий» или трех «выше среднего» - кандидатами в группу особо приоритетных. Степень приоритетности определяется так: 1. Каждый проект (программа) нижнего уровня оценивается по двум показателям:
2. Рассчитывается значение показателя эффективности, характеризующего степень приоритетности: результат делится на затраты. 3. Все проекты упорядочиваются по степени приоритетности в соответствии с уровнем эффективности (результат (эффект)/затраты). В мировой практике анализ «затраты - результат» является обязательной процедурой любых механизмов распределения финансов. Это объясняется тем, что при всей простоте для практического применения этого решающего правила обеспечивает выбор такого портфеля проектов, который дает:
Стратегическое управление инновациями — это значительно более широкое понятие, чем перспективное планирование крупномасштабных новшеств. Оно включает: ситуационньий анализ и прогноз влияния всего диапазона производственных и предпринимательских факторов успеха, в том числе внешних (продукты, рынки, поставщики, патенты и лицензии) и внутренних (новые технологии, финансирование, мощности, сотрудники, технический уровень); потенциал сферы исследований и разработок; систему управления; ее организационные формы; этику и культуру предпринимательства (философия и предпринимательская политика). Роль инновационных стратегий в современных условиях резко повысилась, так как нововведения определяют основные направления развития фирмы. Стратегия нововведений предполагает объединение целей технической политики и политики капиталовложений и направлена на внедрение новых технологий и видов продукции. Она предусматривает выбор определенных объектов исследований, с помощью которых предприятие стремится содействовать в первую очередь систематическим поискам новых технологических возможностей. В этом смысле стратегическое управление инновациями ориентируется на достижение будущих результатов непосредственно через инновационный процесс (стадия исследований, ввод нововведений в производственное использование, ввод нового продукта в рыночную среду). Стратегическое управление инновациями затрагивает как концептуально-предпринимательские, так и организационно-процедурные аспекты стратегического развития фирмы и, следовательно, реализует свою функцию через подсистемы общего и функционального менеджмента. Общий менеджмент определяет генеральную линию стратегического развития. Он включает виды менеджмента: нормативный — разработку философии, предпринимательской политики, определенные позиции предприятия в конкретной нише рынка, формулирование общих стратегических намерений; стратегический — выработку набора стратегий, их реализацию во времени, фиксирование изменений, переформулирование стратегий, стратегический контроль и контроллинг, управление стратегическими решениями в целом; оперативный — разработку и реализацию оперативных (тактических) мер, связанных с практическим осуществлением мероприятий по внедрению стратегий в действие. В стратегическом управлении инновациями на переднем плане стоят реальные факты и потенциальные возможности, которые предприятие должно учитывать, чтобы обеспечить себе успешное развитие в будущем. Стратегические инновационные цели формируются в виде деклараций о намерениях, на основе которых определяются предпринимательская концепция, базовые и функциональные стратегии, реализующие эту концепцию, а также разрабатывается система оперативных планов, обеспечивающих реализацию стратегий. Единой модели инновационной стратегии, как и единого стратегического управления для всех предприятий, не существует по од-нор простой причине — каждая фирма по своим характеристикам уникальна. Отсюда следует, что содержание стратегического управления инновационным процессом также уникально и для каждой фирмы существует своя специфическая форма. Выбор инновационной стратегии зависит от многих факторов: рыночной позиции фирмы и динамики ее изменения, производственного и технологического потенциала предприятия, вида производимого на фирме товара, а также внешних факторов. Но существуют некоторые основополагающие подходы или принципы выработки инновационных стратегий и осуществления стратегического управления инновациями (рис. 8.1). Стратегическое управление — это такое управление инновационной фирмой (организацией), которое, опираясь на научный потенциал как основу, ориентирует ее инновационную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит современные изыскания,отвечающие требованиям конкуренции и позволяющие добиться преимуществ, что в совокупности дает возможность фирме выжить в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей. В стратегическом управлении оперируют сложными целями, которые призваны решать следующие задачи: · ознакомление с проблемой путем сопоставления существуют6" го состояния с желаемым — функция инициативы; · выработка руководящих требований к действиям — инструмент управления; · определение критериев оценки информации и выбора альтернатив — принятие решений; · обеспечение бесконфликтного сосуществования лиц, принимающих решения, — инструмент координирования; · создание предпосылок для последующего контроля — инструмент контроля. Различают такие виды целей: по охватываемой сфере (общая, частная); по значению (главная, второстепенная); по денежному выражению (денежные, безденежные); по количеству переменных в цели (одно- и многопеременные); по предмету цели (на общий результат и на производственный результат); по месту в иерархии целей (высшие, промежуточные и низшие); по взаимному соотношению целей (комплиментарные, индифферентные и конкурирующие цели по уровню стратегических целей фирмы). Цели предприятия в целом — ожидаемое состояние совокупности стратегических хозяйственных единиц (продуктово-рыночных комбинаций) и соответствующие качественные и количественные показатели. Цели стратегических хозяйственных единиц (СХЕ) — целевые установки для отдельных СХЕ, на которые распределены предприятия. Цели функциональных сфер деятельности — директивные задания для функциональных подразделений предприятия, которые закладываются в основу разработки стратегий, планов мероприятий и программ в этих сферах и подразделениях. Стратегические цели фирмы характеризуют количественную или качественную сторону ожидаемого результата. К количественным относятся цели: рыночные (оборот, рост, доля рынка), экономические (прибыль, рентабельность), финансовые (структура капитала, ликвидность). К качественным — стандарт качества продукции, независимость фирмы, стратегический облик фирмы (миссия), инновационное поведение, постановка сервисного обслуживания, клиентов, уровень управления фирмой, политическое и общественное влияние.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1667)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |