Вашингтонская конвенция о единообразном законе о форме меж-
дународного завещания от 26 октября 1973 г.Конвенция направлена на создание единообразных материально-правовых норм, устанав- ливающих форму завещания. Она содержит две группы требований для государств-участников. Во-первых, такое государство вноситв свое законодательство правила составления международного заве- щания, предусмотренные текстом Конвенции 1973 г. (Приложение 1), либо оно пользуется их переводом на официальный язык данной страны. Вашингтонская конвенция 1973 г. допускает внесение ис- правлений в правовые документы, чтобы обеспечить вступление в силу Приложения к Конвенции. Во-вторых, договаривающиеся государства обязаны создать институт уполномоченных лиц, кото- рые будут действовать в отношении международного завещания. За пределами государства функциями таких лиц облечены кон- сульские и дипломатические представители. Согласно Вашингтонской конвенции 1973 г. завещание долж- но быть собственноручно выполнено наследодателем и им же подписано. Наследодателю вменяется в обязанность сделать об этом заявление в присутствии двух свидетелей и уполномоченно- го лица. Свидетелям и уполномоченному лицу не обязательно что-либо знать о содержании завещания. В случае, если наследо- датель не в состоянии подписать завещание, он оповещает об этом уполномоченное лицо (о чем делается запись в завещании) и указывает, кто подпишет документ от его имени. При этом на- следодатель руководствуется правовыми предписаниями того госу- дарства, на территории которого действует это уполномоченное лицо (ст. 3—5)1. Приведенное многостороннее соглашение является серьезной гарантией принципа свободы завещания. Оно создает условия для справедливой отмены или изменения уже совершенного завеща- ния. Однако Вашингтонская конвенция зачастую не в состоянии разрешить те проблемы, которые возникают уже после вступле- ния завещания в силу. Поэтому ее следует рассматривать в сово- купности с другим документом — Гаагской конвенцией относитель- но международного управления имуществом умерших лиц от 2 ок- тября 1973 г. Гаагская конвенция 1973 г. предусматривает учреждение меж- дународного сертификата по установлению круга лиц, допущен- ных к управлению имуществом умершего. Такой сертификат со- ставляется компетентным органом, как правило, судебной или административной инстанцией в государстве — месте обычного проживания умершего в соответствии со своим правом. Допуска- ется также применение права той страны, гражданством которой умерший обладал. Для этого государство его гражданства и страна его проживания должны сделать совместное заявление. ≪Закон гражданства≫ применяется также в том случае, если индивид про- живал в стране, выдавшей ему сертификат, не менее пяти лет не- посредственно до кончины. Признание сертификата производится__путем простого оглашения. Возможна, правда, и иная форма при- знания, когда решение об этом принимает компетентный орган. Акт признания сертификата предоставляет его владельцу право при простом предъявлении принимать (равно как и добиваться принятия) любые защитные и срочные меры в отношении насле- дуемого имущества со дня вступления сертификата в силу и в те- чение всей процедуры его признания (ст. 10— И)1. Как и в ситуации с Конвенций 1961 г., само наименование Гаагской конвенции 1973 г. указывает на те случаи, которые вхо- дят в сферу ее применения. Так, международный сертификат по- зволяет собирать информацию о составе наследственной массы, выявлять объем имущества, которым предстоит управлять, и спо- собствует определению наиболее приемлемых цен при продаже имущества с целью ликвидации долгов наследодателя, установле- нию разумных ставок арендных платежей (если потребность в по- крытии долга привела к необходимости сдачи имущества в арен- ду). Конвенция 1973 г. предоставляет владельцу сертификата пра- во предъявлять иски, встречные требования в стране —месте выдачи сертификата о международном управлении. Гаагская конвенция о праве, применимом к имуществу, распоря- жение которым осуществляется на началах доверительной собст- венности, и о его признании от 1 июля 1985 г. предлагает несколь- ко иной порядок установления права. Она обладает, пожалуй, наибольшим числом различных специфических деталей. Так, лицу, передающему наследуемое имущество (учредитель —settlor), рекомендуется самостоятельно избрать право и сформулировать мотивы своего выбора в специально подготовленном акте (ст. 6). Если выбор права не состоялся, то действуют предписания той правовой системы, с которой наследование доверительной собст- венности наиболее тесно связано. Для установления такой право- вой связи Конвенция предлагает прибегнуть либо к законодатель- ству той страны, на территории которой действует доверительный собственник наследуемого имущества (или группа таких собствен- ников, объединенных в некое корпоративное образование), либо к законодательству государства, в пределах которого находится центр управления трастом, фондом и т. п. (ст. 7). Перечень универсальных многосторонних соглашений, дейст- вующих в сфере наследования, завершает Конвенция о праве, подле- жащем применению к наследованию недвижимого имущества (совер- шена в Гааге 1 августа 1989 г.). Этот документ мало отличается от Конвенции 1961 г. Он также предоставляет возможность выбора права наиболее тесной связи для регламентации правоотношений в сфере наследования недвижимого имущества. Юридическое__оформление подобного выбора осуществляется посредством соот- ветствующего заявления. Форма заявления и его содержание опре- деляются по законам той страны, где оно составляется (ст. 3, 4, 5 Конвенции). Данная Конвенция разрешает и применение права другой страны, с которой у лица имеется наиболее тесная связь (ст. 5). Вместе с тем Конвенция от 1 августа 1989 г. предполагает, что применение законов государства, с которым лицо — участник правоотношений поддерживает реальную связь, возможно лишь тогда, когда право этого государства не указывает, какими именно нормативными актами следует руководствоваться1. Конвенция 1989 г. обладает и специфическими свойствами. В частности, в ней утверждено, что представленные коллизион- ные принципы призваны устанавливать действительность согла- шения по наследованию как документа особого рода, который определяет, когда возникают права на наследство, как они изме- няются или прекращаются (ст. 9—12). По Гаагской конвенции 1989 г. недопустимо возникновение наследственных притязаний друг к другу у индивидов, находя- щихся под юрисдикцией различных государств, если неясна оче- редность, в которой осуществляется призыв к наследованию (ст. 13). Примечательна и другая особенность этой Конвенции. Она провозглашает очевидную взаимосвязь между правом госу- дарства, которому индивид хотел бы подчинить режим наследова- ния своего недвижимого имущества, и объемом этого имущества. Заслуживает внимания также то, что Гаагская конвенция 1989 г. препятствует возникновению негативных последствий влияния экономических, социальных или политических мотивов. Россия пока не участвует ни в одной из приведенных конвен- ций. Поэтому опыт Российской Федерации в сфере международ- но-правовой регламентации отношений по наследованию можно изучать на примере региональных и двусторонних соглашений об оказании правовой помощи и консульских конвенций. Вместе с тем целесообразно обобщить те подходы к регулированию на- следования, что сложились в практике отечественного законода- тельства.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1384)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |