Выступление Пономаренко Елены Владимировны
(слайд 1 – название работы) Уважаемые председатель и члены аттестационной комиссии! К защите представлена выпускная квалификационная работа по одной из наиболее актуальных и недостаточно исследованных проблем в специальной психологии. Психологическое сопровождение детско-родительских отношений позволяет оптимизировать проблемы личностного и межличностного характера, возникшие вследствие рождения в семье ребёнка с детским церебральным параличом. Нацеливает родителей на использование гармоничных моделей воспитания, а в перспективе обеспечит оптимальную социальную адаптацию ребёнка. (слайд 2 - цель, объект и предмет исследования) Анализ современных исследований показал, что существует взаимосвязь влияния как родителей на ребёнка, так и ребёнка на родителей. Проблемы, связанные с воспитанием ребёнка с детским церебральным параличом влекут за собой нарушения эмоциональной и социальной сферы родителей и семьи в целом, что ведёт к искажению родительского отношения к детям. (слайд 3 - гипотеза) Представленная работа включает две главы. В первой главе содержится анализ научно-методической литературы по исследуемой проблеме. Во второй главе описаны организация, содержание и результаты психологического эксперимента. В исследовании приняли участие семь семей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом. На констатирующем и контрольном этапах эксперимента использовались диагностические задания, авторами которых являются: В.В. Ткачёва, А. Варга и В. Столин. По результатам обследования детско-родительских отношений на констатирующем этапе эксперимента был сделан следующий вывод.
(слайд 4 - гистограммы)
Практически во всех семьях существуют проблемы в детско-родительских отношениях. Были выявлены следующие проблемы: инфантилизация ребёнка, отвержение, отсутствие тёплых взаимоотношений, низкий уровень эмоциональных контактов, неадекватные формы взаимодействия с ребёнком. На формирующем этапе исследования было организовано психологическое сопровождение, направленное на оптимизацию детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих старших дошкольников с детским церебральным параличом. Психологическое сопровождение проводилось по трём направлениям. (слайд 5 - направления экспериментальной работы)
В первом направлении проводилась работа с родителями. Работа во втором направлении велась в подсистемах: "мать - ребёнок"; "отец - ребёнок". Во втором направлении было проведено по 5 занятий с каждой подсистемой. Продолжительность одного занятия составляла 30 минут. Каждое занятие включало по три упражнения. В третьем направлении были организованы тренинги в подсистеме "родители - ребёнок". В данном направлении было проведено 5 занятий, которые были рассчитаны на 30 минут каждое, с периодичностью 2 раза в неделю. Занятия с детьми и родителями проводились во второй половине дня, так как родители имели возможность и время присутствовать на занятиях только после работы. (слайд 6 - первое направление работы, задания)
В ходе I направления проводилась консультирование родителей. Оказывалась психологическая поддержка в разрешении личностных проблем, накладывающих отрицательный отпечаток на характер семейного воспитания. Велась работа по повышению уровня компетентности родителей в области психологических знаний о закономерностях развития старшего дошкольника с ДЦП. Проводились беседы с целью формирования единой родительской позиции в отношении помощи ребёнка. В беседе с родителями доводилось до их понимания психологическая структура отклонений в развитии ребёнка. Доступным для них языком рассказывалось об его особенностях, указывались положительные качества. Объяснялись, какие специальные занятия необходимы их ребёнку, к каким специалистам нужно обратиться дополнительно, на что следует обратить особое внимание. (слайд 7 - второе направление работы)
В игровые занятия второго направления включались упражнения, развивающие эмоциональную отзывчивость, навыки конструктивного сотрудничества между родителем и ребёнком. Так же в каждое занятие включалось совместное рисование родителями и детьми, направленное на развитие творческих форм сотрудничества и постоянный совместный контакт. Исходя из ограниченных возможностей детей, мы применяли только совместное рисование руками ребёнка и родителя (рука в руке). (слайд 8 - третье направление работы) Третье направление заключалось в организации тренингов для родителей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста в подсистеме "родители - ребёнок". Родители учились понимать состояние ребенка, рефлексировать свое поведение, а также закрепляли эффективные навыки взаимодействия с ребенком. (слайд 9 - гистограммы ) На контрольном этапе исследования в семьях отмечалась положительная динамика оптимизации детско-родительских отношений. Важным результатом оптимизации детско-родительских отношений в семье воспитывающей ребёнка с детским церебральным параличом явилось то, что родители готовы вместе с ребёнком создавать новые отношения. В целом проведенная нами экспериментальная работа явилась эффективной. (слайд 9 - спасибо за внимание) Поставленная цель была достигнута, задачи решены, выдвинутая гипотеза получила подтверждение. Спасибо за внимание!
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (254)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |