МЕТОДИКА ПОЛЕВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ОБРАБОТКИ РЕЗУЛЬТАТОВ
При проведении ландшафтно-экологической практики наибольшее внимание уделяется полевым методам маршрутной ландшафтно-экологической съемки, сопряженной оценки антропогенной преобразованности и потенциальной природной устойчивости. Выбирается учебный полигон. В пределах полигона закладываются ландшафтно-экологические профиля, пересекающие основные природно-ландшафтные структуры: моренно-зандровые, аллювиально-террасированные и пойменные ПТК. По линии каждого ландшафтно-экологического профиля размещаются ключевые участки, на которых выполняются комплексные физико-географические исследования: 1) топографическая привязка участка; 2) изучение почвенного профиля; 3) геоботаническая съемка растительности; 4) оценка антропогенной нагрузки.
Полевая практика для каждого учащегося состоит из трёх видов работ:
1. Каждодневный маршрут с изучением различных биоценозов. 2. Работы, связанные с выполнением заданий по очистке природных объектов. 3. Самостоятельные исследовательские работы по темам, выбранным учащимися вместе с преподавателями. Все маршруты привязаны к местности посредством топографической съёмки. В первый день работы все ребята определяют, сколько у них пар шагов в 100 метрах. Для этого на земле отмеряется с помощью рулетки 100-метровый отрезок, и учащиеся три раза проходят это расстояние своим обычным шагом, подсчитывают пары шагов, средний результат записывают в тетрадь-дневник. Туда же они переписывают основные топографические знаки, которыми придётся пользоваться на маршрутах. К записи маршрутов предъявляются следующие требования: - наблюдения нужно записывать в блокнот с бумагой в клеточку и твёрдой обложкой; - карандаш должен быть простым, не химическим; - записи следует вести на одной стороне листа, начиная с указания номера маршрута, даты, направления (конечный пункт), времени начала маршрута, описания погодных условий. Расстояние на маршруте измеряется шагомерной съёмкой.
Описание почвенного покрова проводится по следующему плану: А0– подстилка, состоящая из отмирающих частей растений; А1– перегнойно-аккумулятивный горизонт, дерновый (большое содержание гумуса, максимальное количество корней); Ап– распаханные почвы; А2– подзолистый горизонт (цвет золы, беден элементами питания); В – иллювиальный (коричневый или буро-красный цвет, накапливаются вымываемые сверху вещества, имеются включения металлов); С – материнская порода; Вg– иллювиальный с процессами оглеения (серого цвета с голубыми включениями); G – глеевый (голубого цвета, развиты процессы оглеения в результате окисления железа); Т – торфяно-болотный.
Кроме того, описываются: мощность почвы; структура: кубовидная (ореховатая, комковатая, зернистая), плитовидная (листоватая, пластинчатая, плитчатая, чешуйчатая), призмовидная (столбчатая, призматическая); механический состав; влажность (сырая, влажная, свежая, сухая); плотность (очень плотная, плотная, уплотненная, рыхлая); включения (корни, ракушки) и новообразования (железистые конкреции); характер перехода между горизонтами (резкий 1-2 см, ясный 2-5см, заметный 5-10 см, постепенный от 10 и более см); характер границы (ровный, волнистый, языковатый). Название почвы дается следующим образом: дерново-подзолистая слабооподзоленная, супесчаная, развита на водно-ледниковых супесях. Описание растительности В каждом маршруте при прохождении определенного расстояния или при смене биоценозов делаются точки описания. На карте маршрута в этом месте ставится точка и указывается её номер, а в блокноте описывается биоценоз. Основные объекты описания - растительная ассоциация, её флористический состав, количественное соотношение видов, их фенологическое состояние, структура сообщества и другие характеристики. Флористический состав, то есть список видов в данной ассоциации, за одно посещение полностью выявлен быть не может, но какие-то основные виды определяются или сразу с преподавателем или в дальнейшем по определителю. После составления флористического списка выявляются количественные соотношения между видами, произрастающими на данном участке. Для этого применяется шкала оценок обилия Друде :
soc. (sociales) - растительность образует сплошной покров; cop. 3 - очень обильно; сор. 2 } (сopiosae) - обильно; сор. 1 - довольно обильно; sp. (sparsae) - рассеяно; sol. (solitariae) - единично; rr. (rarisime) - очень редко; un. (unicum) - единственный экземпляр.
Установлены соответствия между оценками Друде и расстоянием между растениями :
cop. 3 - от 0 до 20 см; сор. 2 - от 20 до 40 см; сор. 1 - от 40 до 100 см; sp. - от 100 до 150 см; sol. - более 150 см.
Используется также такая шкала обилия:
5 - вид покрывает более 3/4 пробной площади; 4 - покрывает от 1/2 до 3/4 пробной площади; 3 - покрывает от 1/4 до 1/2 пробной площади; 2 - от 5 до 25 % пробной площади; 1 - менее 5 % пробной площади.
Пример точки описания:
Хвойный лес. Древостой сложен елью с примесью сосны и берёзы (8Е+1С+1Б). Высота елей 24-25 м, диаметр 40-45 см, расстояние между деревьями 5-6 м, возраст около 60-70 лет. Сомкнутость кроны 7-8. Подлесок почти не развит, с единичными экземплярами сосны, ивы, рябины, можжевельника. В подросте - ель, сосна, берёза: древостой развит слабо, общее покрытие 12 -20% На маршруте обычно 4 -5 точек описания, так что учащиеся приобретают хороший навык описания растительных ассоциаций, быстро запоминают видовые названия растений. Учащиеся перечерчивают маршрут в общие тетради, переписывают описание точек, определяют принесённые растения, перерисовывают контуры вновь встреченных птиц, работают с атласами, определителями, заполняют таблицы и графики. Несколько раз в течении практики учащиеся должны описать площадки, заложенные в разных биотопах. Пробные площадки обычно размером 2 х 2 метра. Описывают два ученика. В описании они указывают дату, название ассоциации, общую характеристику рельефа, почву, размеры пробной площадки, ярусность древостоя. А так же описывают в таблице по специальному бланку. Размер пробной площади 100 м2. описывается географическое положение, рельеф, гидрологические условия, вертикальная структура и характеристика ярусов. Лесной фитоценоз включает в себя следующие ярусы: 1) древесный ярус, 2) ярус подлеска, 3) травяной ярус, 4) ярус мхов и лишайников.
В ходе описания составляются таблицы для характеристики каждого яруса:
Древесный ярус
Подлесок
Напочвенный ярус
Бланк для описания лесного фитоценоза
Оценка антропогенной нагрузки включает: · густоту тропиночной и дорожной сети; · выбитость растительного покрова; · поврежденность древостоя; · наличие признаков пирогенного воздействия; · подтопление, вырубка леса.
После написания и заполнения всех таблиц, проведения наблюдений проводят камеральную обработку результатов: · построение почвенных профилей с описанием горизонтов; · построение комплексных ландшафтно-экологических профилей; · выделение ландшафтных структур; · составление карты экологического состояния ПТК.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (738)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |