Тема 2. История менеджмента
Тема 1. Введение в менеджмент Менеджмент и его специфика Направления менеджмента Функции менеджмента Принципы управления Методы управление 1. Менеджмент и его специфика Как система научных знаний менеджмент – это совокупность моделей, стратегий, принципов, методов и стилей управления организацией, производством и персоналом в целях повышения ее эффективности и роста прибыли Цель менеджмента — достижение объектом управления некоего желаемого состояния, качественно или количественно отличающегося в лучшую сторону от существующего. Менеджмент занимается организационно-человеческим аспектом предприятий или учреждений. В центре внимания менеджмента – человек с его включенностью в систему организационных связей. Основная задача менеджмента – обеспечение прибыльной, эффективной работы всех подразделений предприятия в целом, достижение поставленных задач деятельности. Направления и сферы действия менеджмента Деятельность любой организации или предприятия имеет много направлений, каждым из которых необходимо руководить. В связи с этим на практике выделяется несколько видов менеджмента: 1. Управление производством (производственный менеджмент) способствует эффективному осуществлению процесса создания товаров и услуг. 2. Управление материально-техническим снабжением и сбытом готовой продукции (снабженческо-сбытовой менеджмент) состоит в организации заключения хозяйственных договоров, закупки, доставки и хранения сырья, материалов, комплектующих, а также произведенных товаров, отправки их покупателям, формировании каналов сбыта. 3. Управление инновациями, т.е. нововведениями (инновационный менеджмент), имеет своим объектом процесс научных исследований, прикладных разработок, создание опытных образцов и внедрение новинок в производство. 4. Управление маркетингом (маркетинг-менеджмент) занимается вопросами изучения рынка, существующего и перспективного спроса на продукцию, выработкой ценовой и рекламной политики и т. п. 5. Управление персоналом (персонал-менеджмент) в настоящее время включает управление кадрами и социальное управление. Решает задачи подбора, расстановки, обучения, повышения квалификации работников, выбора методов их вознаграждения и стимулирования; создания благоприятного морально-психологического климата и т.д. 6. Финансовый менеджмент. Суть финансового управления заключается в составлении бюджета и финансового плана организации, формировании и распределении денежных ресурсов, оценке текущего и перспективного финансового состояния и принятии необходимых мер по их укреплению. 7. Эккаунтинг менеджмент. Управление эккаунтингом связано с процессом сбора, обработки и анализа данных о работе организации, их сравнением с исходными и плановыми показателями, результатами деятельности других организаций с целью своевременного выявления проблем, вскрытия резервов более полного использования имеющегося потенциала.
Функции менеджмента Под функциями менеджмента понимаются основные задачи, которые необходимо решить, чтобы достичь цели организации. Управленческий цикл включает в себя 5 функций: 1) планирование – управленческая деятельность по разработке системы мер, направленных на достижение поставленных целей, включая ответы на вопросы: Что должно быть сделано? К какому сроку? Какие ресурсы предстоит задействовать? Что необходимо получить в результате? Кто за это отвечает? 2) организация – управленческая деятельность, обеспечивающая четкое упорядочение процесса управления в целом. Реализуется данная функция через создание организации, подразделений и рабочих мест, определение порядка функционирования, обеспечение деятельности необходимой документацией т.д. 3) координация – управленческая деятельность, заключающаяся в направлении совместной деятельности людей в нужную сторону, в обеспечении необходимого уровня взаимодействия между участниками. 4) мотивация – управленческая деятельность, осуществляющая целенаправленное воздействие на структуру мотивов участников процесса исполнительской и управленческой деятельности и с помощью адекватных мотивам стимулов побуждающих творчески решать поставленные задачи, достигать лучших конечных результатов; 5) контроль – управленческая деятельность, позволяющая выявлять, исправлять и предупреждать отклонения достигнутых результатов от намеченных параметров, целей. Связующие процессы реализации функций менеджмента – коммуникация и принятие решения. Коммуникация – управленческая деятельность по сбору и обработке информации, организующая обмен информацией и направленная на достижение эффективного информационного взаимодействия как внутри организации, так и между организацией и ее внешней средой. Принятие решений – управленческая деятельность по выбору субъектом управления для осуществления на практике того или иного варианта управляемых. Принципы управления 1. Научность в сочетании с элементами искусства. Научный подход необходим, поскольку сложным современным хозяйством практически невозможно управлять без глубоких знаний. В то же время ситуация может меняться столь стремительно и непредсказуемо, что на поиск научно обоснованного решения попросту не окажется времени, и тогда приходится импровизировать, использовать нетрадиционные подходы, позволяющие находить выход из безвыходных положений. 2. Целенаправленность, процесс управления всегда должен осуществляться с ориентацией на решение конкретных проблем, стоящих в данный момент перед организацией. 3. Специализация в сочетании с универсальностью. С одной стороны, для успеха управления необходим индивидуальный подход к каждому объекту или процессу с учетом его особенностей. Но с другой стороны во всех случаях проводятся одни и те же по сути действия, сводящиеся к руководству людьми, и поэтомуони должны иметь в основе своей нечто общее, универсальное. 4. Последовательность. Действия, из которых состоит процесс управления, располагаются в строго определенном порядке как в пространстве, так и во времени. 5. Непрерывность управления, контроля и координации деятельности персонала. Это позволяет своевременно обнаруживать и решать возникающие проблемы, следовательно, обеспечивать стабильное развитие и функционирование организации. 6. Оптимальное сочетание централизованного регулирования и самоуправления отдельных элементов организации. 7. Учет индивидуальных особенностей и психологии работников, закономерностей межличностных отношений и группового поведения. 8. Обеспечение единства прав и ответственности в каждом звене менеджмента. Избыток прав по сравнению с ответственностью приводит на практике к управленческому произволу; недостаток же парализует деловую активность и инициативу. 9. Состязательность участников управления. 10. Максимально широкое вовлечение исполнителей в процесс подготовки решений, причем уже на самых ранних его стадиях. Методы управление Функции управления реализуются посредством определенных методов, т. е. способов их осуществления. Методы бывают организационными, административными, экономическими и социально-психологическими и прочими. I. С помощью организационных методов создаются необходимые условия функционирования организации, поэтому они логически предшествуют всем остальным. II. Административные методы основываются либо на прямом принуждении людей к определенному поведению в интересах организации, либо на создании возможности такого принуждения. III. Экономические методы управления позволяют рядовым работникам, исходя из материальной заинтересованности, самим принимать большинство решений и отвечать за их результаты. IV. Социально-психологические методы предполагают два направления воздействия на поведение работника и повышение его трудовой активности. С одной стороны, речь идет о формировании благоприятного морально-психологического климата в коллективе, развитии благожелательных отношений между его членами, изменении роли руководителя; с другой стороны, раскрытии личных способностей каждого работника, помощи в их совершенствовании.
Тема 2. История менеджмента Менеджмент в той или иной форме существовал всегда там, где люди работали группами. В основном в трех сферах человеческого общества: 1) политической (необходимость установления и поддержания порядка в группах); 2) экономической (необходимость в производстве и распределении ресурсов); 3) оборонительной (защита от врагов и диких зверей). В периодизации менеджмента можно выделить 4 этапа: 1) древний (начальный) (с 9-7 тыс. до н.э. до 18 в.) – зарождение управленческой мысли (Хаммурапи, Сократ, Платон и др.). Зачаточные, самые простые формы упорядочения и организации совместного труда существовали на стадии первобытно-общинного строя. Управление осуществлялось сообща, всеми членами рода, племени или общины. Старейшины и вожди родов и племен олицетворяли руководящее начало всех видов деятельности. Ключевые положения этого этапа: - классификация форм государственного управления и попытка разграничить функции его органов; - накопление опыта управления государственным хозяйством; - характеристика управления как особой сферы деятельности. 2) индустриальный (1776-1885 гг.) Ключевые положения: - разделение труда и описание экономических преимуществ, получаемых в результате этого организациями и обществом; - идеи и практические навыки гуманизации управления производством; - признание необходимости обучения, улучшения условий труда и быта работников; - разработка проекта «аналитической машины» - прообраза современной цифровой вычислительной техники. 3) период систематизации (1885-1950 гг.) К данному этапу относятся создание нескольких школ менеджмента, заложивших фундамент его развития: А) школа научного менеджмента (Ф. Тейлор, супруги Гилбретты – Франк и Лилеан, Г. Форд и др.). Ключевые положения: - использование научного анализа для определения лучших способов решения задач; - отбор работников, наиболее подходящих для решения задач, и их обучение; - осознание необходимости стимулирования работников в целях создания заинтересованности в высоких результатах труда. Б) административная (классическая) школа (А. Файоль, М. Вебер и др.) Ключевые положения: - признание управления универсальным процессом, состоящим из нескольких взаимосвязанных функций; - выделение администрирования в отдельную функцию; - разработка универсальных принципов менеджмента для эффективного управления организацией. В) школа человеческих отношений (Э. Мейо, М.П. Фоллет и др.). Ключевые положения: - коллектив представляет особую социальную группу; - межличностные отношения выступают как фактор роста эффективности и потенциала каждого работника; - неформальные отношения в производстве являются весомой организационной силой; - персоналу необходимо давать более широкие возможности общения на работе. Г) поведенческая школа (использование науки о человеческом поведении) (А. Маслоу, Д.Мак-Грегор). Основные выводы: - необходимость создания психологического климата, содействующего раскрытию способностей работников организации; - правильность применения науки о поведении, что способствует повышению эффективности деятельности как отдельного работника, так и организации в целом. 4) информационный этап (с 1950 г. по наст. время). Этот этап характеризуется созданием следующих подходов к управлению: А) количественный подход (использование экономико-математических методов, вычислительной техники в управлении, разработка и применение моделей для принятия решений в сложных ситуациях и др.) Б) системный подход рассматривает организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, ориентированных на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды. В) процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций (планирования, организации, координации, мотивации и контроля), объединенных связующими процессами коммуникации и принятия решений. Процесс управления является общей суммой всех функций. Г) ситуационный подход увязывает конкретные концепции и методики с конкретными ситуациями.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (460)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |