Тема: Структура и динамика научного познания
1. Ключевые черты процесса научного познания в их отношении к обыденному, художественному и религиозному. 2. Эмпирический и теоретический уровни научного освоения мира. 3. Метод научного наблюдения, эксперимент, операции научного измерения, сравнения и описания исследуемых объектов как базовые общенаучные методы получения эмпирического знания. 4. Анализ и синтез, дедукция и индукция, систематизация и классификация как общенаучные методы обработки и систематизации знания эмпирического уровня. 5. Идеализированный объект: понятие и способы построения. 6. Гипотетико-дедуктивный метод построения научного знания. 7. Конструктивно-генетический метод научного познания. 8. Исторический и логический методы научно-теоретического анализа.
Вопросы для самостоятельного изучения 1. Рациональная организация как основополагающий признак научности знания. 2. Основные формы существования научного знания. 3. Абстрагирование, идеализация, выделение, различение, аналогия, экстраполяция, идентификация, структурный и логический, редукционизм как аналитические методы теоретического научного исследования 4. Индукция, дедукция, методы систематизации классификации и типологии; системно-синтезирующий, комплексный, аксиологический, диалектический методы выстраивания теории. 5. Ассоциация, казуальный (причинный), функциональный, исторический, генеалогический, герменевтический, диахронический, синхронический, телеологический, реконструктивный, прогностический, предсказание, синергетический методы истолкования полученных результатов.
Литература: 1. История и философия науки (Философия науки): Учебное пособие / Е.Ю.Бельская [и др.]; под ред. проф. Ю.В.Крянева, проф. Л.Е.Моториной. – 2-е изд., перер. и доп. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2011. гл.4, 5. 2. Пивоев В.М. Философия и методология науки. Учебное пособие для магистров и аспирантов [Электронный ресурс]/ В.М.Пивоев. – Электрон. текстовые данные. – Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2013. – 320 с. – Режим доступа: http://www.pivoev/download/w059.pdf гл.4-5. 3. Степин В.С. История и философия науки [Электронный ресурс]: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук/ Степин В.С. – Электрон. текстовые данные. – М.: Академический Проект, 2014. – 424 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36347. гл. 3, 4, 6. 4. Торосян В.Г. История и философия науки [Электронный ресурс]: учебник/ Торосян В.Г. – Электрон. текстовые данные. – М.: Владос, 2012. – 368 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18483. гл.1-16.
Дополнительная литература: 1. Багаутдинов А.А. Основы логики и культуры мышления. Учеб. пособие для студентов всех специальностей и всех форм обучения АГНИ/ А.А.Багаутдинов – Альметьевск. АГНИ, 2009. – 108 с. 2. Ильин А.Н. Философия и методология науки. Курс лекций. Учеб. пособие по дисциплине «Философия и методология науки» для магистров всех направлений и всех форм обучения/ А.Н.Ильин. – Альметьевск: АГНИ, 2015. – 206 с. Лекция 2, 4, 5. 3. Корепанов К.И. История и методология наук о земле с древности до начала XX века. Учеб. пособие по дисциплине «История и философия науки» для аспирантов и соискателей аспирантуры/ К.И.Корепанов – Альметьевск: АГНИ, 2010. – 84 с. гл.1-5 4. Корепанов К.И., Смолькина Л.И. История и философия науки. Учеб. пособие для аспирантов и соискателей по подготовке к сдаче кандидатского минимума по философии науки/ К.И.Корепанов, Л.И.Смолькина. – Альметьевск: АГНИ, 2010. – 288 с. Тема 4, 5. 5. Радугин А.А., Радугина О.А.Философия науки: Учебное пособие для высших учебных заведений/ А.А.Радугин, О.А.Радугина. – М.: Библионика, 2006. – 320 с. Тема 6, 10, 11, 12.
Практическое занятие №4. Тема: Проблема истинности научного знания 1. Обыденное, философское, религиозное и научное понимания истинности знания. 2. Объективная, абсолютная, относительная, конкретная и частичная истины. 3. Априоризм, адекватность, соответствие здравому смыслу, ясность и очевидность, конвенционализм, сенсуализм, полезность и выгода, инструментальное применение результатов познания, опытно-экспериментальное подтверждение и опровержение, практика как критерии истины. 4. Вероятностная истинность знания. 5. Основания достоверности истинности знания.
Вопросы для самостоятельного изучения 1.Истина, ложь, правда и заблуждение. 2. Корреспондентская концепция истины и ее «доработка» марксизмом. 3. Когерентная и семантическая концепция истины. 4. Догматизм и релятивизм в познании. 5.Критерии истинности научного знания.
Литература: 1. История и философия науки (Философия науки): Учебное пособие / Е.Ю.Бельская [и др.]; под ред. проф. Ю.В.Крянева, проф. Л.Е.Моториной. – 2-е изд., перер. и доп. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2011. гл. 2, 4, 5. 2. Пивоев В.М. Философия и методология науки. Учебное пособие для магистров и аспирантов [Электронный ресурс]/ В.М.Пивоев. – Электрон. текстовые данные. – Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2013. – 320 с. – Режим доступа: http://www.pivoev/download/w059.pdf гл.3. 3. Степин В.С. История и философия науки [Электронный ресурс]: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук/ Степин В.С. – Электрон. текстовые данные. – М.: Академический Проект, 2014. – 424 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36347. гл. 2, 3, 4. 4. Торосян В.Г. История и философия науки [Электронный ресурс]: учебник/ Торосян В.Г. – Электрон. текстовые данные. – М.: Владос, 2012. – 368 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18483. гл.3.
Дополнительная литература: 1. Багаутдинов А.А. Основы логики и культуры мышления. Учеб. пособие для студентов всех специальностей и всех форм обучения АГНИ/ А.А.Багаутдинов – Альметьевск: АГНИ, 2009. – 108 с. 2. Ильин А.Н. Философия и методология науки. Курс лекций. Учеб. пособие по дисциплине «Философия и методология науки» для магистров всех направлений и всех форм обучения/ А.Н.Ильин. – Альметьевск: АГНИ, 2015. – 206 с. Лекция 3. 3. Корепанов К.И. История и методология наук о земле с древности до начала XX века. Учеб. пособие по дисциплине «История и философия науки» для аспирантов и соискателей аспирантуры/ К.И.Корепанов – Альметьевск: АГНИ, 2010. – 84 с. гл.1-5 4. Корепанов К.И., Смолькина Л.И. История и философия науки. Учеб. пособие для аспирантов и соискателей по подготовке к сдаче кандидатского минимума по философии науки/ К.И.Корепанов, Л.И.Смолькина. – Альметьевск: АГНИ, 2010. – 288 с. Тема 1, 2, 4, 5. 5. Радугин А.А., Радугина О.А.Философия науки: Учебное пособие для высших учебных заведений/ А.А.Радугин, О.А.Радугина. – М.: Библионика, 2006. – 320 с. Тема 7.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (415)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |