Клуб как комплексный институт социально-культурной деятельности
Клуб (англ. club) - общественная организация, добровольно объединяющая группы людей в целях общения, связанного с политическими, научными, художественными, спортивными и др. интересами, а также для совместного отдыха и развлечений. Клубы впервые появились в Англии в XVI в. В начале XVII в. был основан один из старейших английских клубов — "Фрайди Стрит", среди членов которого был У. Шекспир. В России первый клуб («Английский клуб») был открыт в 1770 в Петербурге по инициативе иностранцев. Он был популярен среди высших слоев общества и в литературных кругах. В число его членов входили Н.М. Карамзин, А.С. Пушкин, И.А. Крылов. Позднее «Английский клуб» был организован также в Москве. Клуб, как объединение, действующее на основе согласования индивидуальных потребностей молодых людей, социального заказа государства (министерств, органов по работе с детьми и молодежью разных уровней) и локального сообщества (группы взрослых, населения), выполняет важную социальную функцию. В клубном пространстве удовлетворяются коммуникативные, социокультурные, образовательные, информационные запросы различных категорий детей и юношества. Главные методические принципы любительского творчества – свободное волеизъявление граждан, самоорганизация и самоуправление, равноправие, избирательность интересов и форм досуговой деятельности. В современной культурно-досуговой практике наработаны разные технологические подходы: 1. Неформальные общественно-добровольные формирования: волонтеры, культурно-просветительские общества, молодежные объединения. Они представляют собой открытую социально-культурную систему, взаимодействуя с другими, они, как правило, приглашают, нанимают специалиста – социально-культурного организатора. Неформальные объединения типа: клуб интересных встреч, клуб одиноких сердец, клуб друзей. Основные виды любительских объединений и клубов по интересам(официально зафиксированы в положении о любительских объединениях и клубах по интересам (1986 г.): 1. Общественно-политические клубы (политические клубы, клубы избирателей, клубы философов, клубы международников, воинов защитников). Работа по организации этих различных клубов ведется в парках, музеях, общежитиях, на предприятиях, зеленых площадках по месту жительства, в Домах культуры. 2. Производственно-технические клубы (клубы технического творчества - радио, моделирование, картинг и др.; дизайн; компьютерная техника; и др.). Привлекательным, но по-прежнему пока еще малодоступным, направлением является техническое творчество. Участие подростков и молодежи в техническом творчестве способствует не только формированию у них разносторонней технической культуры, навыков конструктивного мышления и деятельности, но и расширяет познания в других видах науки и техники. Формы участия культурно-досуговых и внешкольных учреждений в распространении технического творчества могут быть различны. Несомненно, что развитие этого вида творчества зависит от заинтересованности административных органов и наличия профессиональных кадров. Сегодня наибольшую популярность имеют компьютерные клубы, которые созданы во многих учебных заведениях, Домах культуры. Любители часами просиживают у компьютеров, которые привлекают подростков и молодежь игровыми программами, созданием новых образов - озвучивание инструментального оркестра, сочинение музыки на любые стихи, создание кино и мультипликации. 3. Клубы естественно-научной направленности. Среди них чаще встречаются клубы любителей природы, селекционеров, цветоводов и садов, клубы любителей астрономии, физики и многие другие. Разнообразие форм и методов поисковой и исследовательской работы привлекает большое количество ребят в библиотеки, музеи, клубные учреждения, где подростки могут встретиться с участниками краеведческих и экологических экспедиций, стать очевидцами различных событий, самостоятельно проводить краеведческие наблюдения, работать в фондах музеев. В последнее время среди школьников и студентов стало популярным участие в экспедициях научных институтов и общественных организаций. 4. К объединениям физкультурно-оздоровительной направленностиотносят: клубы закаливания, любителей бега, туризма, клубы «болельщиков», клубы народных спортивных развлечений и игр, дельтапланеризма и т.д. Всегда актуальной была проблема оздоровления разновозрастных групп населения, а особое внимание уделялось организационной работе с подрастающим поколением. На сегодняшний день - это главная цель всех учебных и внеучебных учреждений, различных объединений, так как медицинские исследования последних лет свидетельствуют о том, что каждый второй ребенок имеет достаточно серьезные проблемы со здоровьем. 5. Объединения коллекционеров-собирателейсуществуют сегодня повсеместно. Взрослые и дети собирают самые разнообразные вещи, начиная от конфетных оберток и спичечных этикеток до видеофильмов и картин. И если раньше клубы коллекционеров относились к объединениям художественной направленности, то с принятием нового положения о клубах по интересам и любительских объединений в 1986 году коллекционеры выделились в отдельную группу. Сегодня действуют клубы филателистов, филофонистов, филокартистов, нумизматов и многие другие. 6. Объединения художественной направленности(любителей музыки, театра, кино, изобразительного искусства, литературы, танца, песни, фотоискусства, декоративно-прикладного творчества, фольклорные клубы и т.п.). Диапазон жанров искусства в самодеятельных коллективах велик - кружки, студии, любительские объединения, клубы по интересам, которые способствуют развитию самодеятельности и инициативы масс. В них применяются и используются различные формы организованного досуга, которые способствуют приобщению неорганизованного населения к участию в социально-культурной деятельности в сфере свободного времени. Объединения художественной направленности чаще всего подразделяют на две группы: учебно-творческие и искусствоведческие. В свою очередь учебно-творческие делятся на авторские и исполнительские коллективы. Деятельность всех клубов по интересам и любительских объединений осуществляется по следующим основным видам: познавательная, пропагандистская, учебно-исследовательская, коллекционно-собирательская и организаторская, что закреплено в положении о клубах по интересам и любительских объединениях за 1986 год.
19. Семья как традиционный социально-культурный институт: типология современной семьи, микро и макро среды как социальные партнёры семьи. Семья играет важнейшую роль в обеспечении экономического и социального прогресса общества, укреплении здоровья и воспитания подрастающих поколений, в улучшении демографических процессов. Здесь формируются основы характера человека, его отношения к моральным и культурным ценностям. На основе рекомендаций ООН Госкомстатом России принято следующее определение семьи, использующееся при переписи населения: «Семья - это группа совместно проживающих лиц, связанных родством и общим бюджетом», однако оно отличается от определения, применяемого в семейном праве. Семья, таким образом, характеризуется по наличию трех основных видов семейных отношений: 1) супружества, 2) родительства, 3) родства. Семья является одним из основных социальных институтов, а социализация выступает как одна из его важнейших функций. «Семья - главный институт человеческого общества. В свою очередь, институт семьи включает множество более частных институтов, а именно институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт собственности, институт социальной защиты детства и т.д.». Функции семьи – это набор исторически обусловленных форм деятельности. Классификация функций семьи: репродуктивная функция, функция содержания детей, сексуальная функция, экономическая и хозяйственно-бытовая функции, воспитательная функция, коммуникативная функция, эмоциональная функция, досуговая и рекреативная функция. Семья осуществляет следующие функции: физического и эмоционального развития ребенка, умственного развития ребенка, формирования психологического пола ребенка, овладения социальными нормами, социальными ролями (прежде всего, семейными), формирования ценностных ориентации (в сферах семейных и межэтнических отношений, а также определяющих его стиль жизни, и др.), социально-психологической поддержки человека. По количеству членов в группе и структуре выделяется несколько типов групп: малая (микрогруппа), большая (макрогруппа); в некоторых случаях говорят также о средней группе. Основные направления работы с семьей выглядят следующим образом. · Содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе; · Выработка предложений по формированию и реализации эффективной семейной и демографической политики на федеральном, региональном и местном уровнях; · Объединение усилий общества и государства для возрождения и укрепления российской семьи, сохранения семейных традиций и духовно-нравственных ценностей; · Формирование общественного мнения и отношений, основанных на признании в качестве социальной нормы благополучия семьи, создающей все необходимые условия для жизни и развития детей в естественных условиях семейного воспитания; · Формирование и развитие просемейных установок у детей и молодежи. Эти цели подразделяются на важные задачи. · Необходимо проанализировать существующие сегодня проблемы российской семьи и привлечь к ним внимание руководителей законодательной и исполнительной ветвей власти федерального, регионального и местного уровней, широкой общественности; · Обобщить положительный опыт, представить наиболее интересные и эффективные программы и методики работы с семьей. Острота задач нарастает с каждым годом. Важно не только обратить внимание общественности на проблемы российских семей, но и искать пути решения этих проблем. В нашей стране и практически во всех развитых странах мира преобладают неполные, псевдосемейные и внесемейные формы существования семьи. При этом ступень общественного принятия и одобрения всех этих форм нарастает. Семья, как социальный институт, обеспечивает общество трудовыми ресурсами, исполнителями социальных ролей. Без этого продукта семейного производства социальная система не может функционировать. Семейная политика в гражданском обществе должна формироваться на принципе взаимодействия тех субъектов социальной жизни: семьи как малой группы, разнообразных социальных и территориальных общностей и объединений и государства.
20. Основные направления и институты социально-культурной деятельности по сохранению, освоению, распространению и развитию культурных ценностей. Культурные ценности - по определению Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г. "нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания,сооружения,предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты". Одним из ориентиров социально-культурной политики на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации являются технологии, направленные на сохранение, реставрацию и совершенствование учета объектов, входящих в культурное наследие. Охрана памятников представляет собой современное направление государственной политики – сохранение культурного наследия. Над ее решением трудятся люди самых разных профессий – философы, историки, архитекторы, реставраторы, искусствоведы, музейные работники, краеведы. Становится все более очевидной необходимость объединения усилий этих людей в целях сохранения культурного наследия и памяти о тех, кто оставил яркий след в истории и культуре России. Памятниковедение как наука уточняет понятийный аппарат, дает единые критерии оценки исторической, эстетической и научной значимости памятников и их классификацию. В слове «памятник» корень, основа и смысл его – память. Памятник является материальным выражением интеллектуальной памяти и представляет собой хранителя и передатчика информации. Только комплексное использование культуроохранных технологий с учетом социально-культурных и экономических факторов может дать положительные результаты по патриотическому воспитанию молодежи. Охрана ландшафтов Ландшафт – природно-территориальный комплекс, однородный по своему происхождению и истории развития, обычно на территории площадью не менее нескольких квадратных километров. Ландшафт культурный – целенаправленно созданный антропогенный ландшафт, обладающий целесообразными для человеческого общества структурой и функциональными свойствами. Под охраной ландшафтов понимают систему административно-правовых, экономических, технологических, биотехнических, просветительских мероприятий, направленных на сохранение возможности выполнения ландшафтом ресурсовоспроизводящих и средоформирующих функций. Охрана и использование культурно-исторического и природного наследия в туризме Культура является фундаментальной основой процесса развития, сохранения, укрепления независимости, суверенитета и самобытности народа. Идентичность путей исторической эволюции культуры и туризма предопределила общность новых методов подхода к их дальнейшему развитию. В большинстве стран мира происходит процесс демократизации культуры и туризма, которые составляют неотъемлемую часть жизни общества. Самосознание и познание окружающего мира, развитие личности и достижение поставленных целей немыслимы без приобретения знаний в области культуры. К социально-культурным институтам музейного типа относятся научно-просветительные учреждения, занимающиеся сбором, комплектованием, хранением, изучением и популяризацией документов и памятников истории, материальной и духовной культуры. Музеям присуще единство исследовательских и просветительных функций. Музейная сеть включает следующие социально-культурные институты музейного типа, которые находятся в ведении государства, ведомств либо создаются на общественных, кооперативных началах: музеи исторические, естественно-научные, научно-технические и отраслевые, мемориальные, художественные, прикладного искусства, литературные, краеведческие, деревянного зодчества и музейные комплексы под открытым небом. К краеведческим музеям близки памятники природы, старины и культуры, в первую очередь историко-культурные, художественные памятники историко-бытового характера, архитектурные, архитектурно-ландшафтные, военные и др. Большую группу составляют многочисленные частные и общественные музейные коллекции. Занятия декоративно-прикладным творчеством, изучение и возрождение народных ремесел и промыслов может стимулировать воспитание у молодежи духовных, нравственных, патриотических и эстетических ценностей. Законодательство Российской Федерации о культуре (ФЗ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 09 октября 2002 года; Федерально-целевая программа «Культура России 2006-2010»). Закон "Основы законодательства РФ о культуре" и финансирование учреждений культуры (VIII раздел). "Основы законодательства РФ о культуре" (1992 г.) и обязанности государства в области культуры. 1 финансирование государством учреждений в сфере культуры 2 организация широкого доступа к ценностям культуры. У каждого гражданина РФ есть право на обучение в сфере культуры, есть любительское творчество. 3 государство должно способствовать развитию государственных культурных учреждений (дотации, льготы).
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1994)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |