Схема психологического анализа урока 1
Класс, урок (по счёту), учебный предмет, тема, задачи, учитель, дата. 2. Готовность к занятию: а) подготовленность учителя к уроку; б) подготовленность классного помещения и учащихся. Внимание учащихся на уроке. 3.1.Приёмы организации внимания: непосредственное внимание; подчёркивание значимости информации и т.д. 3.2.Организация внимания по этапам урока: вхождение учителя в класс, приветствие; начало занятия и т.д. 3.3.Поддержание активного внимания: во время опроса; во время подачи нового материала; при повторении, закреплении и т.д. 3.4.Сосредоточенность внимания. 3.5.Случаи рассеянности, отвлечений. 3.6.Виды проявляющегося внимания: непроизвольного; произвольного; послепроизвольного, их смена. 3.8.Переключение внимания: от опроса к объяснению нового материала; от выполнения самостоятельных работ к повторению, закреплению и т.д.; как переключались «быстрые» и медлительные ученики; приемы переключения внимания; название новой темы – запись ее на доске; подчеркивание значимости материала; пауза, разрядка и т.д. Восприятие учебного материала. 4.1.Подготовка учащихся к восприятию материала урока: мотивация; постановка цели; установка; интерес, любопытство, удивление и т.д. 4.2.Особенности наглядных иллюстраций, их применение: схемы, чертежи, графики и др., их соответствие психологии восприятия; моделирование содержания материала и способов действий учащихся; иллюстрации того, что описывает учитель словами; функции наглядности. 4.3.Осмысленность восприятия: по возникновению у учащихся вопросов; по высказываниям и дополнениям учащихся; пояснение учителем словом наглядного материала 4.4.Формирование наблюдательности учащихся фиксирование общего, существенного; постановка цели наблюдения; выделение этапов наблюдения; подведение итогов. 4.5. Избирательность восприятия: отсутствие лишней детализации; структура объекта (расчленение на части и др.); выделение объекта восприятия цветом, штриховкой, голосом и др. Мышление учащихся на уроке. 5.1. Применяемые методы на уроке: рассказ, беседа, лекция; программированное, проблемное изложение; учебные ситуации. 5.2. Мотивация мыслительной деятельности учащихся. 5.3. Формирование понятий. 5.4. Общение в процессе обучения: позиция учителя и учащегося в группах. 5.5. Использование приёмов активизации мышления учащихся. проблемные учебные ситуации; обсуждения, дискуссии; «мозговой штурм» и др. 5.6. Характер вопросов, формулируемых учителем: требующих простого воспроизведения знаний; направляющих процесс анализа и др.; побуждающих рассуждать, сравнивать, противопоставлять и т.д. вскрывающих причинно-следственные связи 5.7. Степень самостоятельности мышления учащихся при решении мыслительных задач: умение рассуждать (суждения и умозаключения); умение сопоставлять, обобщать, делать выводы; выделять существенные признаки понятий; связывать понятия с практикой. 5.8. Проявление мыслительных операций при изложении учителем учебного материала: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация, систематизация. 5.9. Речь учащихся. Характер ошибок в речи. Отношение учителя к речи учащихся. Память в познавательной деятельности учащихся. 6.1. Приёмы, используемые учителем для осмысленного и прочного запоминания учебного материала: цель и план урока, запись их на доске; установка и запоминание: прочность, осмысленность, точность, принять к сведению, общий смысл и др. запись определений, трудных слов, дат, составление графиков, таблиц ООД (основа ориентировочной деятельности) и т.д. 6.2. Виды памяти, используемые на уроке: наглядно-образная; словесно-логическая; эмоциональная; двигательная. 6.3. Обучение учащихся методам продуктивного запоминания информации для работы в классе и дома: смысловая группировка материала; установление ассоциаций по сходству, контрасту, смежности и др.; составление плана, тезисов, конспекта; свертывание материала в логические модели содержания и способов действия 6.4. Актуализация памяти учащихся. Поведение учителя. 7.1. Встреча учителя с классом. 7.2. Внешний вид. Одежда. Причёска. 7.3. Психическое состояние учителя положительное: спокойствие, уверенность, энергичность, доброжелательность и др. отрицательное: скованность, нерешительность, раздражительность, апатия и др. 7.4. Манера обращения к учащимся: доброжелательное, уважительное; требовательное, строгое; оскорбительное (насмешки, прозвища и др.); способность проникнуть во внутренний мир ученика; «эмоциональный климат» в классе. 7.5. Речь учителя: громкость, темп, дикция, паузы; выразительность, эмоциональность; мимика и пантомимика. 7.6. Организация учебной работы: руководство самостоятельной работой учащихся; взаимный контроль, соревнование; комментирование выполняемой работы и т.д. 7.7. Замечания учителя: по культуре речи, логике изложения; по дисциплине, манере поведения; по отношению к товарищам. Результаты урока. 8.1. Достигнута ли цель урока: по организации учебной деятельности учащихся; по наличию интереса; по организации внимания; по развитию психических процессов; по уровню усвоения учебного материала; по воспитанию учащихся и др. 8.2. Значение материала урока для учащихся: познавательное, научное; эстетическое (нравственное); эстетическое (художественное); практическое (деловое); социальное (общественное); воспитательное (педагогическое); личностно-значимое 8.3. Общие выводы по уроку. Оценка. Пожелания.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (558)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |