Г. Справочники и словари
План №1 Основные этапы развития русского литературного языка Вопросы (презентация реферативных сообщений на 5 минут).
а) старославянский язык; б) литературный язык древнерусской народности (XI-XIV вв.); в) литературный язык Московского государства (XIV-XVII вв.); г) литературный язык периода формирования русской нации (XVII – первая половина XIX в.): ╴ русский язык в Петровскую эпоху, реформы Петра I, ╴ деятельность М.В. Ломоносова в сфере становления системы норм литературного языка, ╴ спор карамзинистов и шишковистов; ╴ А.С. Пушкин – основоположник современного русского литературного языка. д) русский язык в советскую эпоху.
Литература 1. Русский язык и культура речи / Под ред. С.Р. Омельченко. Волгоград, 2011. С. 35-58. 2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи : учеб. пособие для вузов. Ростов н/Д, 2003 (и более поздние издания). 3. Супрун А.Е. Введение в славянскую филологию. – Минск, 1989. 4. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростов н/Д, 1995. С. 81-86, 107-122. 5. Виноградов В.В. Литературный язык // Избранные труды. История русского литературного языка / В.В. Виноградов. – М.: Наука, 1978. – С. 288-297. 6. Энциклопедия «Русский язык». – Изд. 2-е / Гл. ред. Караулов. – М.: Научное издание «Большая российская энциклопедия», Издательский дом «Дрофа», 1997.
Практическое занятие № 2 Русский язык и культура речи Вопросы для подготовки 1. Культура речи как учебная дисциплина, ее цели и задачи. 2. Язык и речь. Различия между понятиями «культура языка» и «культура речи». 3. Нормативный, коммуникативный и этический аспекты речевой культуры. 4. Взаимосвязь культуры речи и культуры языка. 5. Речевая деятельность. Формы и типы речевой коммуникации. 6. Виды речевой деятельности. 7. Модель речевой коммуникации.
Литература 1. Русский язык и культура речи / Под ред. С.Р. Омельченко. Волгоград. 2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие для вузов, - Ростов н/Д: Феникс, 2001., Гл. 2, 3. 4. 3. Головин Б. Л. Основы культуры речи. - М: Высшая школа, 1988. 4. Культура русской речи. Учебник для вузов / Под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н.Ширяева - М.: НОРМА-ИНФРА-М., 1998. § 2,3, 6-9. 5. Львов М.Р. Основы теории речи: Учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2000. Гл. 1 – 3, 17, 18. 6. Казарцева О.М. Культура речевого общения: Теория и практика обучения: учебное пособие. – М.: Флинта, Наука, 1998. С. 7 – 80. 7. Львов М.Р. Основы теории речи: Учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2000. Гл. 6 – 15, 19. 8. Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учеб. пособие для студентов гуманитарных факультетов вузов. – М.: Академия, 2002. § 40 – 45. 9. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А. Русский язык для студентов-нефилологов: Учебное пособие. – М.: Флинта: Наука, 1999. §§7 – 10. 9. Любые другие учебники и пособия по русскому зыку и культуре речи.
Практическое занятие № 3 Общенародный русский язык и его разновидности А. Теоретическая часть 1. Понятие об общенародном языке. 2. Признаки литературного языка и его разновидности. Литературный язык и язык художественной литературы. 3. Устная и письменная формы русского литературного языка. 4. Территориальные диалекты русского языка. 5. Просторечие. 6. Социальные и профессиональные жаргоны. Арго.
Б. Практическая часть Задание 1. С помощью словарей распределите приведенные ниже слова на группы в соответствие со сферой употребления. Рыбарь, пимы, деяние, арбитраж, грядущий, мимикрия, шкот, гузка, зерцало, пужнуть, грымза, дармоед, депозит, баз, деревенщина, дерзание, задворок, ортодокс, закосить. Задание 2. Найдите в примерах слова ограниченного употребления. Укажите, каково их значение, а также где (в авторской речи, в диалогах героев) и как (с пояснением, без пояснений) они использованы. 1. – Скоро ли станция, ямщик? – Не скоро еще, – до метели вряд ли доехать, – вишь закуржавело как, сивера идет. ...К вечеру становится все холоднее. Слышно, как снег под полозьями поскрипывает, зимний ветер – сивера – гудит в темном бору... (Кор.). 2. Мне случалось раза два в лето приезжать в Грязнуху со специальной целью поохотиться на гусей, укрывающихся по «ситникам» и «лавадам» озера Вежая. Ситник – высокая и жесткая трава, похожая на камыш; ею зарастают озерные берега на большое пространство, иногда в несколько верст. Из ситника же образовались живые плавучие острова – это и есть лавады (М.-С). 3. Сотник рванулся, в воздухе повис стонущий крик: «Сполох! Изме...» (Шол.). 4. – Нет, нет, – поспешно ответила Нина. – Мне очень хорошо. Неужели мы с тобой в Тригорском?... Они прошли в столовую. Там две деревенские девушки кормили лыжников обедом. Девушки говорили по-местному: «Цорный хлеб», «Цай», «Опоцка». Этот цокающий говор казался необыкновенно милым (Пауст.). 5. – Дай сказать-то! Кончу я молоть, тогда ты засыпешь, а зараз слухай! (Шол.). 6. Над болотом – лава. Шириною в три доски, она уходит вдаль... (Сол.). 7. Токсическое (отравляющее) действие пенициллина еще не было полностью изучено в те годы, и ни один человек на земле не имел никакого представления, убьют ли эти дозы Володю или вернут ему жизнь (Кас.). 8. Ее завораживали их таинственные названия – морена, гнейсы, аркозовые песчаники, карбоны (Кетл.). 9. – Любил я больно работу, – говорил он, – у меня эдак завсегда. Да не для себя одного робил. Я боевой был. Для общества радел. Я больно людей-то жалел (И. Смольников). В. Литература 1. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи: курс лекций. – М., 2008. – С. 58 – 72; 265 - 272 2. Лопушанская С.П. Общенародный язык // Вестник ВолГУ. – Серия 2. – Вып. 1. – 2001. – С. 7 – 19. 3. Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону, 2008. – С. 15 – 20. 4. Русский язык / Под ред Л.Л. Касаткина. – М., 2005. – С. 111 - 128. 5. Русский язык и культура речи / Под ред. О.Я. Гойхмана. – М., 2008. – С. 17 - 18. 6. Сиротинина О.Б., Гольдин В.Е., Куликова Г.С., Ягубова М.А. Русский язык и культура общения для нефилологов. – Саратов, 1998. – С. 31 - 37. 7. Шмелев Д.Н. Литературный язык и язык художественной литературы // Шмелев Д.Н. Избранные труды по русскому языку. – М., 2002. – С. 653 – 672. Г. Справочники и словари 1. Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Караулов Ю.Н. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1997. 2. Словарь русского языка: В 4-х т./ Под ред. А.П. Евгеньевой. М., 1999. 3. Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. Ярцева В.Н. – М., 1998. 4. Словарь русского языка: В 4-х т./ Под ред. А.П. Евгеньевой. – М., 1999.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1359)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |