Этапы урока
| Деятельность
учащихся
| Деятельность
учителя
| Планируемые результаты
|
Предметные
| УУД
|
I.Самоопределение к деятельности.
Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне.
Поиск и формулировка темы урока.(2 мин)
|
Включаются в урок во взаимодействии с учителем.
Пытаются решить проблему. Формулируют тему урока.
|
Создание эмоционального настроя через постановку проблемного вопроса.
Постановка проблемного вопроса: как устроен внутренний мир живых существ, где зимуют наши птицы, почему растения называют «детьми Солнца» на эти и многие вопросы в настоящее время могут ответить вам ученые – биологи. Какие методы использует человек для изучения природы? Для чего нам необходимо изучать природу? Чему будет посвящен наш урок?
(слайды презентации №2-4)
|
|
Личностные: соотносить поступок с моральной нормой; оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; мотивировать свои действия.
|
II. Актуализация знаний и затруднений в деятельности.
Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действиипо усвоению данной темы(5 мин)
|
Рассказ учащихся о живых организмах и условиях их обитания, основных процессах жизнедеятельности живого организма - обмене веществ, питании, дыхании, выделении, размножении, росте и развитии живых организмов.
(ЭОР «Наблюдение за процессами происходящими в растительной клетке»
|
Вступительное слово учителя: «Прежде чем стать настоящими учеными мы с вами должны проверить - насколько вы готовы к нашему путешествию в страну исследователей. Билетом в исследовательскую лабораторию будут служить ответы на вопросы, которые мы рассматривали на предыдущем уроке: какие объекты являются частью живой природы? Как вы думаете, каковы основные процессы жизнедеятельности, происходящие живых организмах?»
Учитель знакомит с основными методами исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение.
|
Обобщают знания о живой природе, перечисляют основные процессы жизнедеятельности живых организмов, их роль в жизни живых организмов. Воспроизводят и фиксируют в РК определения методов исследования, сравнивают и обобщают полученные знания.
|
Познавательные: Структурируют свои знания; устанавливают причинно-следственные связи
Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи. Составляют устно небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу.
|
III.. Построение проекта выхода из затруднений и реализация построенного проекта
Цель:анализ учащимися возникшей ситуации, построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять(5 мин).
| Учащиеся с опорой на слайды презентации № 5-7 или используя ЭОР, проговаривают новые понятия, устно классифицируют оборудование по целевому назначению: для измерения объема жидкости, для приготовления раствора, микропрепарата, измерения длины тела. Делают заключение о значимости данной темы в курсе изучения биологии.
(ЭОР «Методы изучения живой природы»
ЭОР «Измерительные приборы»№130845
| Рассказывает об использовании увеличительных приборов для проведения наблюдений за живыми объектами; условиях активного воздействия на изучаемый объект при проведении эксперимента. Демонстрирует образцы лабораторного оборудования, рассказывает о назначении (слайды № 9,10)
|
Умеют планировать свои действия.
Сравнивают и обобщают полученные знания.
|
Личностные: действие смыслообразования – мотивация учебной деятельности.
Познавательные:самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.
|
IV. Открытие новых знаний
Цели: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного усвоения знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения (10 мин).
Релаксация
|
Просматривают ЭОР, высказывают свои предположения по поводу увиденного. Отвечают на вопросы и делают выводы.
|
Организует и направляет деятельность обучающихся на работу с ЭОР: какой метод изучения живой природы представлен в ЭОР?
(ЭОР № 130526 «Наблюдение за прорастанием фасоли»
|
Самостоятельность обучающихся в добывании знаний и овладении способами действий.
Знание
основных методы изучения живой природы.
Умение различать методы изучения живой природы и приводить примеры;
давать определения биологическим терминам.
|
Коммуникативные:
умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; формирование;
составлять устно небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу
Познавательные:поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; анализ компонентов с целью выделения особенностей; выбор оснований и критериев для сравнивания и классификации объектов.
|
V. Самостоятельная работа и самопроверка.
Цель:коллективное достижение цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях. Проверить умение учащихся анализировать полученную информацию и использовать ее в измененной ситуации, проверить умение учащихся различать методы изучения живой природы и приводить примеры (8 мин).
| Распределение учащихся по группам. Работа в группах под руководством модераторов по заданиям (Приложение №1)
| Помогает модераторам (руководителям групп) в распределении учащихся по группам на основе принципа добровольности и ответственности.
Вместе с модераторами направляет работу участников группы.
| Самостоятельность обучающихся в добывании знаний и овладении способами действий.
Взаимодействие в группе.
Знание методов изучения природы.
Умение
различать методы изучения живой природы и приводить примеры;
оперировать определенными биологическими терминами.
| Коммуникативные: умения работать в группе, с текстом; ставить и отвечать на поставленные вопросы; умение выражать свои мысли, умение планировать учебное сотрудничество.
Личностные: мотивировать свои действия.
|
VI.Включение в систему знаний и повторения.
Цель:повторение и закрепление изученного, подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания (10 мин).
|
Решают проблемно – познавательные задачи. Воспроизводят знания, выполняя задание в РК (заполняют предложенную таблицу, используя текст учебника п.2)
Методы изучения природы:
| Примеры
| 1.
2.
3.
| 1.
2.
3.
|
|
Постановка проблемных вопросов к познавательным задачам: определить биологические методы исследования. 1. За 1 час муравьи берут в плен 2 тыс. гусениц на 0, 4 га леса вокруг муравейника? 2. Цветки льна раскрыты только до 12 ч. 3.Самое крупное соцветие у одной из индийских пальм. Оно достигает в высоту 14 м, его диаметр 12. м.
Направляет деятельность учащихся на самостоятельный поиск информации (п.2).
|
Самостоятельно выполнять задания, требующие применения знаний в знакомой, но измененной ситуации.
Знают методы изучения природы
Умеют различать методы изучения живой природы и приводить примеры; работать с предложенными таблицами и схемами.
|
Познавательные:
заполнять предложенные схемы с опорой на прочитанный текст;
классифицировать методы изучения живой природы.
Регулятивные:прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.
Коммуникативные:умения работать с текстом; ставить и отвечать на вопросы
Личностные: мотивировать свои действия.
|
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)
Цели: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотиваций, способов деятельности). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.
| .
Высказываются по поводу изученного материала – что понятно, а что следует разобрать повторно. Вместе с модераторами проводят самооценку своей деятельности на уроке.
Подводят итоги формирования УУД, используя прием «Дерево успеха».
|
Анализ и оценка успешности достижения цели.
Что нового и интересного вы сегодня узнали, понравился ли вам урок?
Достигли вы цели поставленной в начале урока?
|
Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.
Осознают уровень качества сформированных знаний.
|
Коммуникативные:
понимать возможность существования различных точек зрения, возможно, не совпадающих с собственной.
Регулятивные:
Выделять моменты своей и групповой деятельности как единого целого.
Личностные:
умение рассуждать, анализировать и делать выводы.
|
VIII. Домашнее задание
(2 мин)
|
Фиксируют домашнее задание.
|
Консультирует и объясняет д/з: параграф 2 учебника;
выполнить задание к параграфу;
|
|
|