Полномочия субъектов финансового контроля в области привлечения к ответственности за нарушение финансового законодательства
В зависимости от полномочий по привлечению к ответственности за нарушение финансового законодательства государственные органы подразделяются на контролирующие и правоохра-нительные. К первой группе в области финансового контроля относятся Счетная палата РФ, Счетная палата РФ. Для принятия мер по устранению выявленных нарушений в хозяйственной, финансовой и иной деятельности, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации и бесхозяйственности, Счетная палата направляет представление органам государственной власти Российской Федерации, руководителям проверяемых предприятий, учреждений и организаций. Это представление должно быть рассмотрено в указанный в нем срок, а если он не указан, то в течение 20 дней со дня получения предписания. Счетная палата имеет право давать администрации проверяемых предприятий, учреждений и организаций предписания, обязательные для исполнения, в случаях выявления нарушений в финансовой, хозяйственной, коммерческой и иной деятельности предприятия, учреждения и органи-зации, наносящих государству прямой непосредственный ущерб и требующих безотлагательного пресечения. Те же меры применяются в случаях умышленного или систематического несоблю-дения порядка и сроков рассмотрения представлений Счетной палаты, создания препятствий для проведения ее контрольных мероприятий. При неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний Коллегия Счетной палаты может по согласованию с Государственной Думой РФ принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по банковским счетам проверяемых предприятий, учреждений и организаций. Данное предписание может быть обжаловано в судебном порядке. За нарушение банковского законодательства Банк России может применить следующие меры: взыскать денежный штраф; повысить нормы обязательных резервов для банков, нарушающих установленные экономические нормативы; отозвать лицензию на совершение банковских опера-ций; потребовать от кредитной организации осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры активов; замены руководителей кредитной организации; реорганизации кредитной организации; изменить для кредитной организации обязательные нормативы на срок до шести месяцев; ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до одного года, а также на открытие филиалов на срок до одного года; назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до шести месяцев. Банк России полномочен взыскать в бесспорном порядке с кредитной организации сумму недовнесенных средств, а также штраф в установленном им размере, но не более двойной ставки рефинансирования при нарушении нормативов обязательных резервов. Министерство финансов РФдля выполнения своих задач и функций имеет необходимые права, в том числе по применению мер принудительного воздействия в случаях нарушений установленного порядка (ограничивать, а при необходимости приостанавливать финансирование предприятий, учреждений и организаций, взыскивать в установленном порядке с предприятий, учреждений и организаций средства, выделенные из федерального бюджета или федеральных внебюджетных фондов, используемые не по целевому назначению, с наложением штрафа в размере учетной ставки Центрального банка РФ; запрещать либо приостанавливать выпуск ценных бумаг акционерными обществами (при нарушении законодательства). Федеральное казначейство РФ имеет право применять следующие финансовые санкции: – приостанавливать операции по счетам предприятий, включая банки, использующих средства федерального бюджета, государственных федеральных внебюджетных фондов и федеральные внебюджетные средства, в случаях непредставления или отказа предъявить органам Казначейства и их должностным лицам бухгалтерских и финансовых документов, связанных с использованием этих средств; – изымать у предприятий, учреждений и организаций документы, свидетельствующие о нарушениях порядка исполнения бюджета Российской Федерации, государственных внебюд-жетных фондов и совершения операций с внебюджетными средствами; – выдавать обязательные для исполнения предписания о взыскании с предприятий в бесспор-ном порядке средств, выделенных из федерального бюджета, средств этого бюджета, направленных в государственные федеральные внебюджетные фонды или федеральных внебюджетных средств, используемых не по целевому назначению, с наложением на предприятие штрафа в размере ставки рефинансирования Центрального банка РФ; – налагать на кредитные организации штраф при несвоевременном исполнении ими платеж-ных документов на перечисление и зачисление средств в доход федерального бюджета, в государственные федеральные внебюджетные фонды либо средств из федерального бюджета и этих фондов на счета получателей в соответствующих кредитных организациях в размере действующей в банке, допустившем нарушение, процентной ставки при краткосрочном кредитовании, увеличенной на 10 пунктов; вносить в ЦБ РФ представление о лишении кредитных организаций лицензий на совершение банковских операций. Суммы санкций зачисляются в доход бюджета Российской Федерации или в государственные внебюджетные фонды. Взыскание сумм санкций производится налоговыми органами в 3-дневный срок. Кроме того, в соответствии с Положением «О Федеральном казначействе Российской Федерации», органам Федерального казначейства предоставлено право применять штрафные санкции к юридическим лицам, допустившим нецелевое использование средств федерального бюджета. Штрафные санкции применяются также к финансируемым из федерального бюджета хозрасчетным предприятиям и организациям, а также учреждениям, допустившим нецелевое использование бюджетных средств. Суммы штрафных санкций за нецелевое использование средств федерального бюджета подлежат зачислению в доход федерального бюджета. При нецелевом использовании бюджетными учреждениями средств орган Федерального казначейства засчитывает эти средства в счет последующего финансирования с уведомлением об этом соответствующего департамента Министерства финансов РФ и отраслевых министерств, ведомств Российской Федерации. При нецелевом использовании средств федерального бюджета хозрасчетными предприятиями и организациями эти средства следует восстановить в федеральный бюджет или зачесть в счет последующего финансирования с уведомлением соответствующего департамента Министерства финансов РФ и соответствующих отраслевых министерств и ведомств Российской Федерации об изменении финансирования. Руководители предприятий, организаций и учреждений, допустившие нецелевое использо-вание средств федерального бюджета, могут быть привлечены к материальной ответственности в гражданско-правовом и административном порядке. МНС РФ может привлекать нарушителей к налоговой ответственности. Для налогоплатель-щиков, нарушивших установленные законом требования о постановке на учет в налоговом органе, представлении сведений об открытии и закрытии счета в банке, представления налоговой декларации влечет взыскание штрафа. Штраф также предусмотрен за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, неуплату или неполную уплату сумм налога. К налоговой ответственности налоговыми органами могут также привлекаться налоговые агенты за: невыполнение обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов; незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа, таможенного органа, органа государственного внебюджетного фонда, проводящего налоговую проверку, на территорию или в помещение налогоплательщика или налогового агента; несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест; непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений; непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоста-вить имеющиеся у нее документы со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями предусмотрено взыскание штрафа. Ответственность, которую несут свидетели в случае неявки либо уклонения от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, неправомерного отказа свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний, налагается в виде штрафа. Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода влечет взыскание штрафа в размере от 500 до одной тысячи рублей. Неправомерное несообщение сведений налоговому органу влечет взыскание штрафа в размере от 1000 до 5000 рублей. Кроме того, Министерство Российской Федерации по налогам и сборамналагает штрафы на организации и физических лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, а также штрафы за несоблюдение условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации организациями и физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. За совершение различных нарушений банком обязанностей, предусмотренных законода-тельством о налогах и сборах, предусмотрена ответственность. Так, нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику и неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента влечет взыскание штрафа. А нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора и неисполнение банком решения о взыскании налога и сбора, а также пени влечет взыскание пени. Совершение банком действий по созданию ситуации отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, в отношении которых в соответствии со статьей 46 НК РФ в банке находится инкассовое поручение налогового органа и непредставление налоговым органам сведений о финансово – хозяйственной деятельности налогоплательщиков – клиентов банка – влечет взыскание штрафа. ФСНП РФзаконодательством предоставлены право: приостановления операций налогопла-тельщиков по счетам в банках и других кредитных учреждениях на срок до одного месяца в случае непредставления документов, связанных с исчислением и уплатой налогов; пользоваться при исполнении служебных обязанностей правами, предоставленными законодательством должностным лицам налоговых органов и агентам валютного контроля; выносить в качестве предупредительной меры письменные предостережения руководителям, главным бухгалтерам и другим должностным лицам банков и других организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также гражданам (физическим лицам) с требованиями устранения нарушений законодательства, своевременной и полной уплаты налогов и других обязательных платежей, предоставления отчетной и иной документации в установленные сроки, ведения бухгалтерского учета в соответствии с законодательством, а при необходимости – восстановления бухгалтерского учета за счет собственных средств налогоплательщика, контроли-ровать выполнение этих требований; наложения административного ареста на имущество юридических и физических лиц с последующей реализацией этого имущества в случае невыполнения обязательств по уплате налогов и другие права. ГТК РФ в соответствии с Таможенным Кодексом РФ за совершение нарушений таможенных правил налагаются следующие виды взысканий: 1) предупреждение; 2) штраф (за действия, направленные на неправомерное освобождение от таможенных пла-тежей или их занижение, нарушение сроков уплаты таможенных платежей, неисполнение банками и иными кредитными учреждениями решений таможенных органов Российской Федерации); 3) отзыв лицензии или квалификационного аттестата, выданных таможенным органом Рос-сийской Федерации на осуществление определенных видов деятельности, предусмотренных настоящим Кодексом; 4) конфискация товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, товаров и транспортных средств со специально изготовленными тайниками, использованными для перемещения через таможенную границу Российской Федера-ции с сокрытием предметов, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил; 5) взыскание стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, товаров и транспортных средств со специально изготовленными тайниками, использованными для перемещения через таможенную границу Российской Федерации с сокрытием предметов, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил; 6) конфискация транспортных средств, на которых перевозились товары, являющиеся непосредственными объектами нарушения таможенных правил. Помимо перечисленного, МВД РФкак правоохранительный орган обладает специальными полномочиями по взаимодействию с контролирующими органами с целью реализации матери-алов, содержащих признаки нарушений, а также принимает меры по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений, совершаемых в ходе осуществления финансовой деятельности различными субъектами. При получении материалов по результатам проведенных ревизий (проверок) обязан в установленные сроки рассматривать их и при наличии оснований осуществляет действия, предусмотренные ст. 145 УПК РФ, а также информирует контрольно-ревизионный орган о принятых мерах. Переданные в правоохранительные органы материалы ревизий (проверок), проводимых по инициативе контрольно-ревизионного органа, не содержащие основания для принятия мер, должны быть возвращены (переданы) в контрольно-ревизионный орган в 10-дневный срок после соответствующего решения по результатам их рассмотрения. Сотрудники подразделений по борьбе с экономическими преступлениями, входящих в структуру органов внутренних дел РФ, проводят оперативно-розыскные мероприятия по выявлению лиц, занимающихся приготовлением к преступлению и покушением на преступление в сфере экономики, принимают к ним меры в соответствии с законодательством Российской Федерации. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Указ Президента Российской Федерации от 25 июля 1996 г. № 1095 Указ Президента Российской Федерации от 25 июля 1996 г. № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации»
В целях обеспечения надлежащего контроля за формированием государственных доходов и рациональным их использованием, а также улучшения взаимодействия и координации деятельности контрольных органов в Российской Федерации постановляю: 1. Установить, что в Российской Федерации государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ. 2. Государственный финансовый контроль в соответствии с установленным законода-тельством Российской Федерации разграничением функций и полномочий возлагается на Счетную палату Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации (Главное управление федерального казначейства и Контрольно-ревизионное управление), Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет Российской Федерации, Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, а также иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов. (в ред. Указа Президента РФ от 25.07.2000 № 1358). 3. Определить в качестве главных приоритетов государственного финансового контроля на 1996 год: – контроль за полным и своевременным поступлением всех видов государственных доходов, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и иные федеральные внебюджетные фонды, а также кредитных и заемных средств, направляемых на финансирование дефицита федерального бюджета; – контроль за своевременным финансированием расходов на социальную сферу по объемам, структуре и целевому назначению, в том числе на оплату труда (денежное довольствие), выплату пенсий, стипендий, пособий и другие социальные выплаты. 4. Признать необходимым проведение не реже одного раза в год соответствующими контрольными финансовыми органами комплексных ревизий и тематических проверок поступ-лений и расходования бюджетных средств в федеральных органах исполнительной власти, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях, использующих средства федерального бюджета. Средства, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления указанных нарушений. 5. Утратил силу. – Указ Президента РФ от 18.07.2001 № 872.
Президент Российской Федерации Б. Ельцин
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2889)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |