Средства обучения, их классификац. Роль компьютера в обучении
Средство обучения(СО) – это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний. СО можно классифицировать по различным основаниям: по их свойствам, субъектам деятельности, влиянию на качество знаний, на развитие различных способностей, их эффективности в учебном процессе. 1. По составу объектов средства обучения разделяются на материальные и идеальные.К материальным средствамотносятся: учебники и пособия, таблицы, модели, макеты, средства наглядности. Идеальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний. Играют ведущую роль в умственном развитии учащихся. Они могут быть даны учителем или же изучены сомостоятельно. Современные средства обучения часто предполагают использование новых методов обучения. Обучение на базе персональных компьютеров – это новый вид учебного процесса, в котором используются новые методы и средства преподавания и учения, используются различного вида знаковые и графические модели, в том числе средства мультипли- кации. 2. По субъекту деятельности средства обучения можно разделить на средства преподавания и средства учения. Средствами преподавания пользуются в основном учителя для объяснения и закрепления учебного материала, а средствами учения – учащиеся для усвоения новых знаний.
№22 Форма организации обучения Форма(лат. внешний вид). Понятие форма обучения употребляется в 2 значениях: 1 знач.- форма обучения; 2 знач- ФОО (форма организации обучения). 1)ФО- дидактическая категория означает внешнюю сторону. Организац учебн процес хар-р взаимосвязанной деятельности участников пед процесса: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная, коллективная, аудиторные, классные, внеклассные, школьные, внешкольные. 2)ФОО- конструкция отдельного звена процесса обучения: урок, лекция, семинар, экзамен, зачет.Классификация ФОО осуществляется по разному: 1)Онищук по дидактическим целям различал по разному (теоритич знания, практичзнан, комбинированные, трудовые). 2) В.А Хуторской различал (индивидуальные занятия, коллективно-групповые, индивидуально - коллективные занятия). По индивид. структуре обучен процесс учитывал индивид особенности учащ, т.е темы, объём, методы осущ. Строго индивидуализировались. №24Классно-урочная сист обучен Средние века .. В практике монастырских школ Западной Украины и Белар сложилась индивид-групповая форма, когда педагог работает с группой учащихся. Каждый учащийся индивидуально взаимодействует с учителем выполняя работу и отвечает за результат (разный возраст), Это низко-эффективная форма. К 16 веку был накоплен определ опыт индивид-групповой формы(Каменский). Им был теоритически обоснована классно -урочная сист. Его идеи: 1) группы учащихся составляют дети с постоянным составом одного возраста, и одного уровня подготовки -класс; 2)занятия проводились строго по расписанию в течении одного урока; 3)структура урока имелачеткие элементы, проверка домашнего задания, объяснен, закрепление, оценка; 4) ведущая роль отводилась педагогу в процесссе оценивания и домашн задание не задавалось; 5) строго определялось время начала и завершения начального года, учебного дня. Достоинство: четкая организация, массовая школа, учебные планы, школьный режим, высокая управляемость со стороны государства. Сохран и в наст время. Недостатки: Фронтальная организация обучения, ориентация на среднего ученика, выпадают при этом слабые и недостаток сотрудничества и взаимопомощи , жесткая структура и ограниченность во времени. Недостаток классно- урочной системы пытались приодалеть в разных странах (Германия-Мангейская система, США- Батовскаясист(учителя делились на 2 группы)). В начале 20 века возникла система индулизирования обучения(США). 20-е годы дальтон – план в россии – бригадно-лабораторнясист, применялся метод проектировки.
№25 Структура урока Урок- основная форма организации учебного процесса, котор имеет след признаки: точно устанавливает время проведения организации познавательной деятельности учащихся; постоянная група учащегося класса, имеющие разные интересы и способности, сходные интересы; целенаправленность урока, его соответствующие нормативно-заданным документам (стандарт, учебному плану и программе).Урок- форма организации учебного процесса при котором педагог в течение точно установлен времени организует познавательную деятельность учащегося класса используя разные виды, средства и методы работы в зависимости от индивид особенностей и склонностей учащихся с целью овладения ими, содержанием изучаемого предмета, а также для воспитания и развития познават-ых, творческих, духовных способностей обучения. В каждом уроке можно выделить отдельные структурные компоненты: объеденение нового материала, закрепление, повторение, контроль и оценивание знаний, умений и навыков данного задания.В дидактике имеются разные подходы классификации уроков. Наиболее часто классиф по основным образовательным целям (изучение нового материала, закрепление раннее изученного, контроль и оценивание результата процесса обучения). Харламов выделил 5 типов уроков на основе дидактической цели: комбинированный (традиц ), урок усвоения новыми знаниями учащегося, урок закрепления изученного материала, урок повторения, систематизации, проверки и оценки знаний.
№26 Диагностика. Тесты учебных достижений учащихся. Диагностика-это проявление всех обстоятельств протекания дидактического процесса, точное определение его результатов. Без диагностики невозможно эффективное управление дидактическим процессом. Целью дидактического диагностирования является своевременное выявление, оценивание и анализ течения учебного процесса в связи с его продуктивностью. Диагностирование рассматривает результаты в связи с путями, способами их достижения, выявляет тенденции, динамику формирования продуктов обучения. Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление данных, анализ, прогнозирования дальнейшего развития событий. Диагностирование обученности–это контроль и оценка знаний и умений обучаемых. Дидактический контроль как своеобразный метод обучения должен иметь ярко выраженную обучающую, развивающую направленность, соединяться с самоконтролем, быть необходимым и полезным прежде всего самому обучаемому.Результаты диагностирования, где могут использоваться баллы, способствуют самоопределению личности, что является важным побуждающим фактором. Тест(проверка) Тест обученности- это совокупность заданий, ориентированных на определение уровня усвоения определенных аспектов содержания обучения. Они должны удовлетворять требованиям: краткосрочными (мало времени); однозначными, правильными (искл возможность формулирования многозначных ответов), краткими, требующими сжатых ответов, информационными. Различаюттесты: общих умственных способностей; специальных способностей; тесты обученности, успеваемости; для определения отдельных качеств личности (памяти, мышления и т.д); определения уровня воспитания. №27 Контроль результатов учебной деятельности. Контроль-означ явление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых. Выявление и измерение- проверка. Проверка- составнойкомпонент контроля, функц которого является обеспечение обратной связи между учителем и учащимися, получение педагогом объективной инфо о степени освоения учебного материала, выявление недостатков и пробелов в знаниях. Контролирующая функция заключается в выявлении состояния знаний, умений и навыков учащихся для определения возможности дальнейшего продвижения в изучении программного материала и в то же время служит средством контроля эффективности методов и приемов обучения, применяемых самим учителем.Проверка имеет целью определение уровня и качества обученности учащегося, объема учебного труда. Кроме проверки контроль содержит в себе оценивание и оценку.Основные виды контроля: •По месту в процессе обучения: 1)поурочный контроль -процесс усвоения каждой изучаемой темы и позволяет определять степень продвижения учащихся в освоении учебного материала; 2)тематический контроль позволяет осуществить проверку результативности усвоения учащимися содержания определённой темы или раздела учебной программы; •контроль по результату осуществляется после выполнения учебного действия;•По субъектам контрольно-оценочной деятельности: 1)внешний контроль осуществляется педагогом или учащимися; 2)внутренний, или рефлексивный, контроль осуществляется учащимся (самоконтроль и самооценка).Методы и формы контроля: Различаются между собой способами получения и обработки данных. С учётом содержания и специфики учебных предметов осуществляется устный (учебный диалог, фронтальный и индивидуальный опросы), письменный (различные виды письменных заданий, самостоятельных, проверочных и контрольных работ, включая различные виды и типы тестов) и практический контроль (практические работы по трудовому обучению, изобразительному искусству и др.). В отдельных случаях используется программированный контроль (с применением компьютерных программ).
№28 Система оценок Вжурналах успеваемость учащихся фиксируется в виде отметок. Функция оценки- показывает уровень обученности; Уровни: первый уровень (низкий) —оценки «неудовлетворительно», «незачтено»; баллы 1 балл —отсутствие знаний и компетенций в рамках образовательного стандарта или отказ от ответа. 3 балла —недостаточно полный объем знаний в рамках образовательного стандарта; некомпетентность в решении стандартных (типовых) задач; 2 балла -фрагментарные знания в рамках образовательного стандарта; знания отдельных литературных источников, рекомендованных учебной программой второй уровень (минимально достаточный) — репродуктивная несамостоятельная учебная деятельность, выполняемая с помощью преподавателя; оценка — «удовлетворительно», «зачтено»; балл — «4»- достаточный объем знаний в рамках образовательного стандарта; усвоение основной литературы, использование научной терминологии, умение его использовать в решении стандартных (типовых) задач третий уровень (средний) —баллы — «5» достаточные знания в объеме учебной программы; использование научной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать выводы; и «6» достаточно полные и систематизированные знания в объеме учебной программы; использование необходимой научной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы; четвертый уровень (высокий) — продуктивная самостоятельная деятельность, выполняемая по созданному или типовому алгоритму; оценки — «очень хорошо» и «почти отлично»; баллы — «7» и «8»; пятый уровень (высший) — творческая деятельность, в результате которой создается объективно новая учебная продукция (информация, знания); оценки — «отлично» и «превосходно»; баллы — «9» и «10». 10 баллов — систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы, а также по основным вопросам, выходящим за ее пределы;
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (394)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |