Тема 6. Психология и история
1. Взаимосвязь истории и психологии как наук. 2. Применение психологических методов в анализе исторических событий и личностей. 3. Использование исторических методов для изучения психологии и поведения людей. 4. Успехи психологической теории, достигнутые за счет применения исторических методов в ее разработке. 5. Исторический подход к изучению психологических явлений. .6. Психология и философия. 7. Традиционность связей между психологией и философией, причины их возникновения и сохранения. 8. Основные проблемы психологии, совместно разрабатываемые философами и психологами. 9. Достижения в философе ко-психологических исследованиях. 10. Значение философии для психологии. Т е м а7. Психологияи социология. 1. Истоки и характер связей между психологией и социологией. 2. Проблемы, общие для психологии и социологии. 3. Теория социального научения. 4. Понятие и механизмы социализации. Т е м а 8. Психология и педагогика. 1. История и современное состояние связей между педагогикой и психологией. 2. Объективные и субъективные трудности, возникающие на пути объединения усилий психологов и педагогов в решении проблем обучения и воспитания детей. 3. Главные проблемы, которые совместно должны решаться педагогами и психологами. ЛИТЕРАТУРА Андреева Г.М.Социальная психология. — М., 1988. (Общественные отношения и. межличностные отношения: 78—97. Социализация: 331—348.) Брунер Д.С.Психология познания: за пределами непосредственной информации. — М., 1977. (Культура и познавательное развитие: 320—355.) Леонтьев А.Н.Об историческом подходе в изучении психики человека // Психологическая наука в СССР. — Т. 1.— М.,1959. - С. 9—44. Леонтьев А.Н.Проблемы развития психики. — М., 1981. (Человек и культура: 410—435.) Лурия А.Р.Эволюционное введение в психологию. — М., 1975. (Сознательная деятельность человека и ее общественно-исторические корни: 77—92.) Гиппенрейтер Ю.Б.Введение в общую психологию. Курс лекций. — М., 1988. (Общественно-историческая природа психики человека: 190—213.) Клике Ф.Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. — М., 1983. (Развитие социальных отношений и познание: 167—189.) Коул М., Скибнер С.Культура и мышление. Психологический очерк. — М., 1977. (Познавательные процессы и культура: 22-53, 209-244.) Робер М.-А., Тильман Ф.Психология индивида игруппы. — М., 1988. (Философия, психология и наука: 15—20.) Ярошевский М.Г., Анциферова Л.И.Развитие исовременное состояние зарубежной психологии. — М., 1974. (Социальные факторы развития психологической мысли: 13—16. Теории социальной обусловленности психики: 258—267.) Божович Л.И.Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968. (Социализация личности: 108—113.) Грехнев B.C.Социально-психологический фактор в системе общественных отношений (социально-философские проблемы). - М., 1985. История зарубежной психологии. 30—60-е годы XX века. Тексты. — М., 1986. (Психология и культура: 293—311.) Психология личности. Тексты. — М., 1982. (Характер и социальный процесс (Э.Фромм): 48—54.) Те м а 9. Истоки психики живых существ. 1. Отличие психики от других явлений, существующих в мире. 1. Материалистическое и идеалистическое понимание сущности и происхождения психики. 3. Нервная система, ее возникновение, совершенствование и роль в развитии психики. 4. Материалистический и идеалистический подходы к решению вопроса об основном механизме развития психики. 5.Развитие высших психических функций у человека. 6. Понятие высшей психической функции. 7. Основные источники и условия развития высших психических функций. 8. Роль знаковых систем, предметов материальной и духовной культуры в развитии высших психических функций. 9. Речь и ее влияние на формирование познавательных процессов. 10. Общение и деятельность как факторы развития высших психических функций. ЛИТЕРАТУРА Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. — М., 1988. (Неосознаваемые процессы: 64—95. Происхождение и развитие психики в филогенезе: 162—189.), Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. — Т. I. — М., 1983. (Биологическое и социальное в психике человека: 76—95. Об историческом подходе в изучении психики человека: 96—141. Проблема возникновения ощущения: 143—183. Очерк развития психики: 184—222.) Линден Ю. Обезьяны, человек и язык. — М., 1981. (Обучение обезьян языку жестов. Сравнительный анализ с человеком: 14—39.) Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. — М., 1975. (Эволюция психики: 33—76.) Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. — М., 1976. (Развитие психики животных (онтогенез): 88—171. Эволюция психики от элементарных живых существ до человека: 172—283.) Вулдридж Д. Механизмы мозга. — М., 1965. (Фиксированные формы поведения у низших животных: 106—124.) Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. - Т. 2. — М., 1982. (Проблема развития в структурной психологии: 238—290.) Ладыгина-Коте Н.И. Развитие психики в процессе эволюции организмов. — М., 1958. (Особенности поведения беспозвоночных: 8—68. Особенности поведения позвоночных (до приматов): 69—140. Особенности поведения приматов: 141—227.) Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. — Т. II. — М., 1983. (О механизме чувственного отражения: 6—30.) Линден Ю. Обезьяны, человек и язык. — М., 1981. (Интеллект животных: 171—253.) Общая психология. — М.,' 1986. (Развитие психики и сознания: 63—91.) Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии: В 2 т. — Т. I. — М, 1989. (Развитие поведения и психики животных: 146—156.) Фабри К.Э. Игры животных и игры человека // Вопросы психологии. - 1982. - № 3. - С. 26-34. Зинченко В.П. Проблемы психологии развития (читая О.Ман-делыптама) // Вопросы психологии. — 1991. — № 4. — С. 126— 138. Клике Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. — М., 1983. (О биологической и социальной обусловленности человеческого интеллекта: 17—126. Инстинкты и научение в эволюции когнитивных процессов: 56— 75. Роль общения в регуляции поведения животных: 76—111.) Пьер Тейяр де Шарден.Феномен человека. Преджизнь. Жизнь. Мысль. Сверхжизнь. — М., 1987. Саган К.Драконы Эдема. Рассуждения об эволюции человеческого разума. — М., 1986. (Абстрагирование у животньсх: 113— 130.) Те м а10. Возникновениеи развитие сознания. 1. Предпосылки и условия возникновения сознания. 2. Основные направления фило- и онтогенетического развития сознания. 3. Перспективы развития человеческого сознания. 4. Понятие и виды бессознательного. 5. Проявление бессознательного в психических процессах, свойствах и состояниях человека. 6. Соотношение между сознанием и бессознательным. 7. Проявления сознания в поведении, психических процессах, свойствах и состояниях человека. 8. Проявления бессознательного в поведении, психических процессах, свойствах и состояниях человека. ЛИТЕРАТУРА I Брунер Д.С. Психология познания: за пределами непосредственной информации. — М., 1977. (Глаз, рука и сознание: 274— 286. Сознание и его развитие: 377—403.) Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. — Т. I. — М., 1982. (Сознание как проблема психологии поведения: 78—98. Психика, сознание и бессознательное: 132—148.) Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1982 (1975). (Теория сознания: 23—33. Активность психического отражения: 56—72. Деятельность и сознание: 124—158.) Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. — Т. I. — М., 1983. (Возникновение и развитие сознания человека: 222—279.) Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. — М., 1991. (Ошибочные действия: 7—48. Сновидения: 50—152.) Фрейд 3. Психология бессознательного. — М., 1989. (О сновидении: 310—343. По ту сторону принципа удовольствия: 382—424.) БассинФ.В. Проблема бессознательного (о неосознаваемых формах высшей нервной деятельности). — М., 1968. (Понятие бессознательного: 15—35. История исследований бессознательного: 52—66. Психология сознания: 123—160.) Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. — М., 1986. (Деятельность, психика и сознание: 21—37.) ЛеонтьевА.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. — Т. II. — М., 1983. (О механизме чувственного отражения: 6—30.) Общая психология. — М., 1986. (Развитие психики и сознания: 63—91.) Рубинштейн СЛ.Основы общей психологии: В 2 т. — Т. I. М., 1989. (Сознание человека: 156—190.) Столин В.В.Самосознание личности. — М., 1983. (Самосознание как психологическое явление: 6—123.) Ярошевский М.Г., Анциферова Л.И.Развитие и современное состояние зарубежной психологии. — М., 1974. (Психология сознания: 207—231.) Веккер Л.М.Психические процессы: В3 т. — Т.3. — Л., 1981. (Психика — речь — сознание: 285—325.) Келасьев В.Н.Структурная модель мышления и проблемы генезиса психики. — Л., 1984. Клике Ф.Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. — М., 1983. (О биологической и социальной обусловленности человеческого интеллекта: 17—126.) Мерлин B.C.Структура личности: характер, способности, самосознание. Учебное пособие к спецкурсу. — Пермь, 1990. (Самосознание: 81—108.) Никифоров Г.С.Самоконтроль человека. — Л., 1989. (Сознание, самосознание: 3—81.) Петренко В.Ф.Психосемантика сознания. — М., 1988. (Психологические аспекты проблемы сознания: 4—37.) Роговин М.С.Проблемы теории памяти. — М., 1977. (Эпифе-номенализм: 130—152.) Тихомиров O.K.Психология мышления. — М., 1984. (Мышление и сознание: 34—86.)
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (442)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |