Развитие воспитания ,образования и педагогической мысли в культуре Западной Европы и США до 90-х годов 19 века
План : 1. Научная педагогика Я.А Коменского. 2. Педагогические идеи Дж.Локка. 3. Педагогическая теория Ж.-Ж. Руссо. 4. Педагогическая система И.Г. Песталоция. 5. Педагогическая теория И.Ф. Гербарта. 6. Педагогические идеи Ф.А.В Дистервега. 7. Формирование массовой школы за рбежом. Научная педагогика Я.А Коменского. Начиная с конца 16в.наметились предпосылки для выделения педагогики в самостоятельную науку. Именно в этот период появляется целая бригада блестящих мыслителей, которые заложили на столетия вперед фундамент развития педагогики как отрасли знания. Самый яркий представитель педагогической мысли 16 в. Я.А Коменский (1592-1670), чешский мыслитель – гуманист, педагог, писатель, общественный деятель. Принято считать, что именно с него современная педагогика берет отсчет, т.к. он первым попытался отыскать и привести в систему закономерности обучения и воспитания. Считал, что воспитание юношества должно быть поручено «мужчинам мудрым благочестивым и почетным». Выделяют три составные части воспитания: - научное образование (умственное воспитание); - нравственное воспитание (управление собой); - религиозное воспитание (стремление к Богу). Воспитание лучше начинать в детстве. Система образования, предложенная Я.А.Коменским.
Я.А. Коменский внес крупный вклад в развитие дидактики, теоретически обосновал и подробно раскрыл принципы обучения. Им сформулировано «золотое правило дидактики. Все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно : видимое для восприятия зрение, слышимое - слухом, запахи – обонянием, подлежащие вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания…Если какие – либо предметы можно воспринимать несколькими чувствами». Коменский дает ясные толкования принципам сознательности, последовательности и систематичности обучения, натаивает на том, что ничего не следует заставлять заучивать наизусть, кроме того что, хорошо понятно рассудком. Заслугой Я.А. Коменского является теоретическое обоснование классно – урочной системы. Он предложил производить прием в школу один раз в году, учебный год разделить на четверти и ввести каникулы, определил продолжительность учебного дня: 4 ч. В начальной школе и 6ч. В средней. Основная форма обучения –урок. Уроки проводятся по твердому расписанию. Часть урока должна посвящаться опросу, часть объяснению нового. Каждый урок должен иметь цель и тему. Учитель ведет уроки и следит за порядком и дисциплиной. В 1632г. написал «великая дидактика». 1658г. учебник энциклопедия «мир чувственных вещей в картинках». Своеобразный итог философских и педагогических взглядов –«всеобщий совет об исправлении дел человеческих». Также им были подготовлены ряд учебников по физики, геометрии, географии, астрономии. 2.Педагогические идеи Дж. Локка. Джон Локк (1632-1704) – известный английский философ и педагог ,оставил заметный след в развитии идей воспитания и образования. Автор идеи о решающей роли воспитания в формировании личности человека и о значении среды в процессе воспитания. По мнению Локка, душа человека – белая бумага, без всяких знаков и идей, заполнить которую надлежит воспитанием. Педагогическая система Локка изложена в двух трактатах : «некоторые мысли о воспитании (1693)», «о пользовании разумом (1706)». Локк предложил программу воспитания « джентельмена»и « делового человека» буржуазного общества. Данная программа сочетает несколько аспектов : физическое воспитание; воспитание души. Дилемму где должен получить образование воспитанник, Локк решал в пользу семьи. Истинный джентельмен должен воспитываться дома под присмотром добропорядочных и хорошо подобранных воспитателей. Семейное воспитание исключало возможность дурного влияния среды, случайных товарищей, плохих учителей. Семейное воспитание, по мнению Локка, позволяет сформировать таких индивидов, которые в сумме составляют идеальное общество. 3.Педагогическа теория Ж.-Ж. Руссо. Одним из ярких представителей французкого просвещения был Ж.-Ж. Руссо(1712-1778). Не получивший систематического образования, благодаря труду и постоянному самообразованию, Руссо стал одним из самых просвещенных людей своего времени. Выделяют три основные философско – педагогические работы:«рассуждения о начале и основаниях неравенства между людьми»(1755), «рассуждение о науках и искусствах»(1762), «эмиль, или о воспитании»(1762). По Руссо, воспитание является опорой любой формы правления. От верного воспитания зависит благополучия государства и отдельного индивида. По убеждению Руссо, «необходимо воспитывать прежде всего человека, а не чиновника, не солдата, не судью, не ученого». По утверждению Руссо, человек получает воспитание под воздействием трех сил: природы, вещей и людей. Система воспитания по Руссо заключалось в следующем содержании: физическое; воспитание органов чувств; познание окружающего мира; умственное, нравственное, религиозное. Педагогическая теория Руссо оказало огромное влияние на системы воспитания конца 18 – начало 19 в. 4.Педагогическая система И.Г. Песталоция. Яркий след в истории образования оставил известный швейцарский педагог И.Г. Песталоций (1746-1827). Песталоций не только теоретик, автор многочисленных трудов, получивших мировую известность, -«лингард и гертруда (1778г)», «как гертруда учит своих детей (1801)», «лебединая песня », но и практик, создавший приюты для сипрот, интернаты в Бургдорфе(1800-1804) и Ивердоне (1805-1825). Всю свою жизнь он посвятил делу народного образования. Избавление от социального неравенства педагог видел не в революционном изменении общественных отношений, а в правильной организации общественного воспитания. Воспитание должно дать детям из народа трудовую подготовку, развить духовные и физические силы, что в дальнейшем избавить их от нужды. В связи с этом он разработал теорию элементарного образования, которая представляла собой систему физического, трудового, нравственного и умственного воспитания. 5.Педагогическая теория И.Ф. Гербарта. Крупный вклад в развитие педагогики нового времени немецкие педагоги – один из которых И.Г. Гербарт, который считал педагогику самостоятельной наукой, которая с помощью философии определяет педагогические цели, а при содействии психологии – пути их осуществления. Основные работы: «общая педагогика, выведенная из целей воспитания» (1806), «первые лекции по педагогике» (1835). Внес значительный вклад в развитие дидактики – разработал учение о ступенях обучения; выделил универсальную схему процесса обучения. Был сторонником классического образования, пологая, что изучение классических языков, математики, античной истории лучше всего развивает мышление. Эта идея Гербарта была положена в основу обучения в классических учебных заведениях Европы в 19 веке. Активно разрабатывал теорию воспитывающего обучения: ввел данный термин в педагогику. По мысли педагога, «обучение без нравственного воспитания есть средство без цели, а нравственное образование…без обучения есть цель, лишенная средств». Предложил систему нравственного воспитания, которая строится на пяти нравственных идеях : внутренней свободы; совершенства; благорасположения; права; справедливости. Важная роль в нравственном воспитании принадлежит религии. Религия необходима человеку, поскольку является сдерживающем началом. К нравственному воспитанию тесно примыкает задача приучения детей к порядку и дисциплине. Основные средства управления: угроза, надзор, приказ, запрет, наказание, включение детей в деятельность. Им разработаны рекомендации по нравственному воспитанию, где он указывает необходимость опоры на положительное в ребенке, учета индивидуальных способностей в процессе воспитания. 6.Педагогическая система Ф.А.В. Дистервега (1790-1866). Дистервег занимался вопросами обучения и воспитания в начальной школе. В течении длительного времени был директором учительских семинаров в Мёрсе и Берлине, всю жизнь стремился к объединению немецкого учительства. В 1827- 1866г издавал педагогический журнал «рейнские листки…», создал 4 учительских общества, в 1848 был избран председателем Всеобщего немецкого учительского союза. Основной труд- «руководство к образованию немецких учителей» (1835). Главная задача народной школы – в разностороннем развитии каждого ребенка, независимо от социального положения и религиозных взглядов его родителей. Особый интерес представляет формулировка ведущих принципов воспитания и обучения: - природосообразности; - культуросообразности; - самодеятельности. Педагогические идеи Дистервега были популярны за пределами Германии. Его труды печатались в европейских журналах высоко оценивались педагогической общественностью.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (654)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |