Лекция №1 Тема: основы исторических знаний
План 1.Предмет и структура истории. 2..Функции и принципы истории. 3.Периодизация истории. 1. История- это гуманитарная наука, необходимая для общеобразовательной и мировоззренческой подготовки человека. Цицерон говорил об этой науке:- «история – учительница жизни». Гегель, великий немецкий философ говорил об истории:- « история учит лишь тому, что она никогда ни чему не учит». История – это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни. Содержанием истории является исторический процесс. Историю как науку можно разделить на отдельные отрасли знания:
Вспомогательные исторические дисциплины: 1.Этнография – изучает быт и культуру народов. 2.Археология – изучает историю по вещественным источникам древности. 3. Хронология – изучает разнообразные системы отсчета времени (летоисчисление). 4. Палеография - изучает древние рукописи и старинное письмо.
5. Нумизматика - изучает древние, старинные монеты, медали и ордена. 6.Топонимика - изучает происхождение географических названий. 7.Краеведение – история регионов, местного края.
Всемирная (всеобщая) История История отдельных история. континентов стран и народов.
2. Функции истории: 1. Познавательная (развивающая): способствует общему развитию человека как личности. 2. Практически – политическая функция: помогает выработать политические взгляды, убеждения человека, избегать субъективных решений. 3.Мировоззренческая функция – формирует взгляды человека на окружающий его мир и общество, создает объективную картину мира. 4. Воспитательная - история формирует такие гражданские качества, как патриотизм, гуманизм, нравственность, моральные качества. Принципы истории: 1.Принцип историзма – изучать исторические явления необходимо в соответствии с конткретно-исторической обстановкой, в их взаимосвязи с другими явлениями. 2.Принцип объективности – опора только на факты без их искажений и фальсификаций. 3.Принцип альтернативности – на любой исторический факт у каждого человека могут быть различные точки зрения, свой, индивидуальный взгляд на историю. 3. Существуют два основных подхода к периодизации истории: 1)Линейный подход- история человечества идет эволюционно: от простого общества к более сложному обществу. Основоположником данного подхода является немецкий учёный-философ К.Маркс. Маркс выделил следующие этапы истории (общественно- экономические формации). 1.Первобытно – общинный строй. 2. Рабовладельческий строй. 3.Феодальный строй. 4.Капиталистический строй. 5. Социалистический (коммунистический) строй. 2) Циклический подход – круговорот локальных, сменяющих друг друга цивилизаций (автор этой теории – английский историк А. Тойнби) Все цивилизации в своем развитии проходят три стадии: зарождение, расцвет и закат (гибель) цивилизации.
Периодизация «всемирной истории»: 1. Первобытная эпоха(1,5 миллионов лет назад - до III тысячелетия до н.э.). На протяжении этой эпохи происходит становление человека современного типа (homo sapiens-человек разумный), постепенно совершенствуются орудия труда, начинается переход от охоты, рыболовства и собирательства к земледелию и скотоводству. 2. Древний мир (III тысячелетие до н.э.-V век н.э.). Это было время раскола общества на управляющих и управляемых, имущих и неимущих, широкого распространения рабства. 3. Средние века(V-XVII века). Период, когда церковь контролировала и регулировала все сферы жизни общества. Это время расцвета феодальных отношений. 4. Новое время(XVII-XIX века). Эпоха становления и утверждения промышленной, капиталистической цивилизации. 5. Новейшее время (конец XIX века- до наших дней). Расцвет индустриальной цивилизации, начало перехода к информационному обществу. Проблема периодизации истории. С вопросами общего направления развития человечества тесно связана проблема периодизации истории. Пяти общественно-экономическим формациям соответствует привычное для нас деление истории на периоды: история Древнего мира, история Средних веков, история Нового времени и история Новейшего времени. (В последнее время от истории Древнего мира стали отделять эпоху первобытности — предысторию.) Данная периодизация отражает ряд объективных закономерностей, однако она построена в основном на материале западноевропейской истории. К другим регионам эта периодизация прикладывается во многом механически. В истории Азии, Африки, Америки существовали сходные в чем-то периоды, но они не совпадали по времени с европейскими. Для этих регионов можно выстроить свои периодизации, так же как можно разработать периодизацию истории каждой отдельной страны. Периодизация важна при исторических исследованиях. Но еще больше она важна при обращении к истории как учебному предмету. При изучении всемирной истории необходимо придерживаться единой периодизации, несмотря на ее недостатки для внеевропейской истории. По традиции историю всех стран делят на древнюю, средневековую, новую и новейшую. Этого деления будут придерживаться и авторы учебника. Определенные коррективы в эту схему вносит материал по истории России. Здесь применяется своя периодизация, но она синхронизирована с общей периодизацией всемирной истории.
Периодизация истории России: 1. Догосударственный период (5-9вв.). 2. Киевская Русь (9-13 вв.). 3. Монгольское иго (13-15вв.). 4. Русь Московская (15- начало 17 вв.). 5. Феодальный период (17в.- вторая половина19в.). 6. Становление и развитие капитализма (вторая половина 19века - начало 20века). 7. Советский период (1917-1991гг.). 8. Новейший период развития России, переход к капитализму. Вопросы и задания 1. В чем значение изучения истории? Каковы особенности истории как наук»? 2. Что такое исторические источники? Перечислите их. 3. Какие науки изучают исторические источники? 4. Что такое формационный и цивилизационный подходы к изучению истории? Какие стороны исторического процесса они помогают изучить? 5. Раскройте суть проблем периодизации исторического процесса.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1442)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |