Педагогический уровень механизма воспитания
А.В. Мудрик рассматривает в своих работах по этнопедагогикенесколько сторон механизма воспитания (относительно управляемой социализации). • Традиционный механизм – неосознанное и некритичное восприятие и усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, характерных для семьи, соседей, друзей и т.д., которые не всегда соответствует общественным одобренным. • Институциональный механизм функционируетв процессе взаимодействия человека с институтами общества и государства (школа, клуб по месту жительства, церковь и т.д.) который способствует накоплению человеком знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта его имитаций. • Стилизованный механизм действует в рамках определенной субкультуры, которая влияет на человека в той мере, в какой группы сверстников, коллеги по профессии др., являющиеся ее носителями, референтны для него. • Межличностный механизм реализуется в процессе общения человека с субъективно значимыми для него лицами (родители, учителя, взрослые, друзья и т.д.) [10]. Практические задания 1. Установите правильное соотношение понятий (I – 4,…)
2. Заполнить таблицу «Виды целей при целеполагании и их характеристика в педагогическом процессе»
3. Установите правильное соотношение понятий (I – 4,…)
4. Определить объективную цель воспитания с точки зрения универсальной теории самоуправления и управления? 5. Как соотносятся концепции социализации и концепции развития индивидуальности с точкой зрения универсальной теории самоуправления и управления (Д. Меховцева)? • Что понимается под механизмом воспитания? • Что такое функциональный орган нервной системы (психики)? 8. Заполнить таблицу «Уровни механизма воспитания и их характеристика »
9. Заполнить таблицу «Эмоции успеха-неуспеха и их характеристика »
Литература 1. Безрукова В.С. Педагогика. Екатеринбург: Издательство «Деловая книга»,1996. 344с. 2. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во МГУ, 288с 3.Гребенюк О.С., Рожков М.И. Общие основы педагогики: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС,2004.160 с. 4. Краевский В.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 352 с. 5. Лившин Л.А. Логика педагогического процесса. М.: Знание, 1980. 96с. 6. Макаренко А.С. Сочинения в семи томах т.V. М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1958. 558с. 7. Мехонцева Д. Объективная цель воспитания – формирование самоуправляемой и управляемой личности // Народное образование 2001. №8. С.16. 8. Мудрик А.В. Воспитание в системе образования: характеристика понятия//Воспитать человека: сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания. – М.: Вентана-Графф, 2002. 382с. 9. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед.вузов и системы повыш. квалиф. пед.кадров; под ред. Е. С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 272с. 10. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания и обучения. Опыт популярной монографии. М.: Новая школа, 2003. 304с. 11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т. II. М.: Педагогика, 1989. 328с. 12. Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность. М.: Наука, 1984. 160 с. 13. Слободчиков В.П. Исаев Е.И. Основы педагогической антропологии. Психология человека. М.: Школа-Пресс, 1995. 384 с. 14. Соловейчик С. Агу и Бука.//Новый мир. 1985, № 3, С. 190-198 15. Соловьев Г.М. Генезис становления современного целеполагания по физической культуре в системе образования.//Теория и практика физической культуры. 2003.№8. С.10-14. 16. Теория и методика физической культуры: учебник; под ред. проф. Ю. Ф. Курамшина. М.: Советский спорт, 2003. 464 с.
Содержание педагогического процесса • 3.3.1 Теоретические аспекты обоснования содержания • педагогического процесса • • Под содержанием образованияпонимают ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения. Содержание в первую очередь связано с целью педагогического процесса. • Таблица 4. • Уровни построения содержания образования •
• • В. В. Краевский и А. В. Хуторский [2] считают, что содержание образования выступает как педагогически адаптивный социальный опыт,точнее человеческая культура, взятая в аспекте социального опыта, во всей его структурной полноте. В этом случае содержание оказывается изоморфным, т. е. аналогичным по структуре, социальному опыту, и включает в себя все элементы, присущие человеку, приобщённому ко всему богатству современной культуры. • Такое содержание включает, помимо «готовых» знаний и опыта осуществления известных способов деятельности: опыт творческой деятельностии эмоционально-ценностных отношений. • Таблица 5. • Содержание образования
• • Содержание педагогического процесса в сфере Физической культуры Содержание предмета «Физическая культура» Основные факторы, определяющие содержание образования предмета «Физическая культура»: – социальный заказ государства национальным системам образования и физического воспитания; – состояние физического развития, здоровья и двигательной подготовленности населения; – потребности личности в физическом самосовершенствовании, саморазвитии; – идеал формируемой личности; – потребности экономики и обороны страны; – возможности государства для реализации формируемого содержания образования и др. В Российской Федерации по закону «Об образовании» (1992 г.) введеныобразовательные стандарты. Образовательные стандарты – это цели обучения и воспитания, обязательные требования к образованию, закрепленные в особых нормативных документах. Согласно Закону, устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты. Стандарты определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. Образовательные программы – документы, определяющие содержание образования всех уровней и направленности. Основные задачи образовательных программ: формирование общей культуры личности, адаптация личности к жизни в обществе, создание основ для осознанного выбора профессии и освоения профессиональных образовательных программ. Образовательные программы бывают двух типов: 1) общеобразовательные - программы дошкольного образования, начального, основного и среднего (полного) общего образования; 2) профессиональные - программы начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования. На основе образовательных стандартов разрабатываются учебно-методические документы, ориентированные на различные технологии обучения. Содержание образования отражено в ряде документов, учебниках, учебных и методических пособиях. Учебная программа - документ, характеризующий отдельный учебный предмет. Она включает перечень тем изучаемого материала, рекомендации по количеству времени на каждую тему и весь курс; перечень знаний, умений и навыков, формируемых при изучении предмета, методические рекомендации о средствах обучения и контроля. Это документ для учителя школы.
Государственный образовательный стандарт (ГОС) по предмету «Физическая культура». В ГОСе физическая культура переведена из статуса учебного предмета в статус области образования с закреплением за ней позиции инвариантной составляющей федерального компонента (базовой части) образовательного стандарта. Область образования, в свою очередь, регламентируется своим Гостом, который также предусматривает два компонента: 1) федеральный (базовый) и 2) региональный (вариативный). Первый отражает ту часть области образования «Физическая культура», которая ориентирована на удовлетворение конкретно-исторических потребностей общества (государства) в сфере физического совершенствования учащихся учреждений общего образования в целом. Базовая и вариативные части ГОСа по физической культуре соотносятся друг с другом: 70–80 и 20–30 % (начальная школа), 60–70 и 30–40 % (основная школа), 50–60 и 40–50 % (полная средняя школа). Федеральный компонент ГОСа по физической культуре составляет основу для достижения исторически обусловленного уровня двигательной подготовленности подрастающего поколения, адекватного потребностям социального заказа государства, национальным системам образования и физического воспитания, который в совокупности с духовно-нравственными качествами представляет идеал, формируемый в процессе образования личности. Федеральный компонент ГОСа по физической культуре дифференцируется на такие разделы, как: • основы знаний о физкультурной деятельности - физическая культура человека и общества; социально-психологические основы физического развития и воспитания личности; основы развития психофизических способностей человека и формирования здорового образа жизни; • способы физкультурной деятельности различной направленности - общеразвивающие (начальная школа), общеприкладные, спортивно-рекреационные (основная школа) и спортивно-прикладные (полная средняя школа). Подразделы: практические умения, двигательные действия и навыки (по видам физкультурно-спортивной деятельности – гимнастике, акробатике, легкой атлетике, лыжной подготовке, плаванию, спортивным играм, единоборствам); физические упражнения (общеразвивающие, специально-развивающие по видам спорта) и двигательные качества; • требования к уровню подготовленности обучающихся - что надо знать, уметь и демонстрировать.
Вариативный компонент ГОСа направлен на удовлетворение индивидуально-дифференцированных потребностей субъектов образовательного процесса (педагогов, учащихся, родителей учащихся, общественности). Вариативная часть выражает особенности культурно-исторического развития, климато-географического и социально-экономического своеобразия мест функционирования учреждений общего образования. Вариативная часть ГОСа содержит в себе элемент этнического наследия субъектов Федерации в сфере физической культуры и спорта, может соответствовать направленности физкультурных и спортивных интересов школьников, этническим традициям конкретных населенных пунктов, способностям и уровню профессионально-педагогической подготовленности учителя, сезонным колебаниям осадков, температуры, особенностям рельефа местности и другим факторам. Документами, регламентирующими содержание образования по предмету «Физическая культура», выступают: базисный учебный план, обязательный минимум содержания образования по дисциплине, примерная учебная программа, рабочая учебная программа, учебник по физической культуре [3]. Примерная (или типовая) учебная программа по предмету «Физическая культура» – это документ, который детально раскрывает обязательный (федеральный, или базовый) компонент содержания образования и параметры качества усвоения учебного материала по данной дисциплине. Примерные программы служат ориентиром для составления авторских программ, разработки документов перспективного, оперативного и текущего программирования учебного процесса на уроках физической культуры. Такие программы создают условия для развития творческого потенциала учителя, свободы выбора им форм организации и методов реализации учебной деятельности школьников на уроках. Учебная, или авторская, программа – это нормативный документ, раскрывающий содержание и логику изучения учебного предмета. Рабочая учебная программа – это документ, который определяет особенности обучения по предмету «Физическая культура» в конкретном образовательном учреждении. Данная программа разрабатывается учителем физической культуры на базе примерных (типовых) учебных программ, утвержденных Министерством образования и науки РФ.
Содержание педагогического (учебно-тренировочного) процесса в спортивных школах.
На основе методических рекомендаций по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации от 12 декабря 2006 года N СК-02-10/3685 спортивные школы можно подразделить на: • детско-юношеские спортивные школы общей физической подготовки (ДЮСШ ОФП); • детско-юношеские спортивные школы с отделениями по видам спорта (ДЮСШ); • специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва (СДЮШОР); • школы высшего спортивного мастерства (ШВСМ); • училища олимпийского резерва (УОР); • физкультурно-спортивные клубы по месту жительства [1,4,6]. Различают ДЮСШ комплексные (по нескольким видам спорта) или специализированные (по одному виду спорта), кроме того ДЮСШ могут быть районными, городскими, областными, центральными и республиканскими. Спортивная школа создается в целях реализации программ физического воспитания детей и организации физкультурно-спортивной работы по программам дополнительного образования детей. Спортивные школы призваны: а) вовлекать максимально возможное число детей в систематическое занятие спортом, выявлять их склонность и пригодность для дальнейших занятий спортом, воспитывать устойчивый интерес к ним; б) формировать у детей потребность в здоровом образе жизни, осуществлять гармоничное развитие личности, воспитание ответственности и профессионального самоопределения в соответствии с индивидуальными способностями обучающихся; в) обеспечить повышение уровня общей и специальной физической подготовленности в соответствии с требованиями программ по видам спорта. В соответствии с законом «Об образовании дополнительные образовательные программы реализуются за пределами определяющих его статус образовательных программ, т.е. данные программы необходимы для удовлетворения интересов и потребностей общества к тому или иному виду деятельности. Из вышесказанного следует, что разработка федеральных государственных образовательных стандартов по различным направленностям дополнительных образовательных программ законодательством РФ не предусмотрена. Прежде всего это связано с тем, что рассматриваемые программы дополняют основные образовательные программы (разрабатываемые на основе федеральных государственных образовательных стандартов). В России реализуются дополнительные образовательные программы следующих направленностей: научно-техническая, спортивно-техническая, физкультурно-спортивная, художественно-эстетическая, туристско-крае-ведческая и др. Приказом Госкомспорта России от 28.06.2001 № 390 утвержден Типовой план-проспект учебной программы для спортивных школ (ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ И УОР), во вводной части которого указано, что эффективность работы спортивных школ во многом зависит от учебных программ, поэтому постоянно существует необходимость в их совершенствовании. Для этого был разработан типовой план - проспект, отвечающий современным требованиям подготовки спортивного резерва, учебных программ по видам спорта для учащихся ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ и УОР [5]. В основу типового плана - проспекта учебной программы были положены нормативно - правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ, и основополагающие принципы спортивной подготовки юных спортсменов, результаты научных исследований и передовой спортивной практики. Принципы комплексности предусматривают тесную взаимосвязь всех сторон учебно - тренировочного процесса (физической, технико - тактической, психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы и восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля). Принцип преемственности определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения (спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный, спортивного совершенствования, высшего спортивного мастерства.) и соответствие его требованиям высшего спортивного мастерства, чтобы обеспечить в многолетнем учебно - тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей физической и технико - тактической подготовленности. Принцип вариативности предусматривает в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей юного спортсмена вариативность программного материала для практических занятий, характеризующегося разнообразием тренировочных средств и нагрузок, направленных на решение определенной педагогической задачи. На основании нормативно-правовых документов функционирования спортивных школ, основополагающих принципов построения спортивной тренировки и анализа ранее изданных программ, были определены следующие разделы учебной программы: • объяснительная записка; • организационно-методические указания; • учебный план; • план-схема годичного цикла; • контрольно-нормативные требования; программный материал для практических и теоретических занятий; • воспитательная работа; психологическая подготовка; • восстановительные мероприятия; врачебный контроль; • инструкторская и судейская практика и др. Содержание учебно-тренировочного процесса в школе независимо от формы собственности или ведомственной принадлежности определяется дополнительной образовательной программой, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Для качественной подготовки дополнительной образовательной программы по виду спорта должны учитываться примерные требования к дополнительным образовательным программам. Содержание программы должно разрабатываться на основе требований Типового плана-проспекта учебной программы для спортивных школ, учитывая материал допущенных к использованию учебно-тренировочных программ по видам спорта. При написании программы многолетнюю подготовку рекомендуется рассматривать как единый педагогический процесс, который осуществляется на основе следующих методических положений: 1) строгая преемственность задач, средств и методов тренировки детей, подростков, юниоров и взрослых спортсменов; 2) неуклонное возрастание объема средств общей и специальной физической подготовки, соотношение между которыми постепенно изменяется: из года в год увеличивается удельный вес объема СФП (по отношению к общему объему тренировочных нагрузок) и соответственно уменьшается удельный вес ОФП; 3) непрерывное совершенствование спортивной техники; 4) неуклонное соблюдение принципа постепенности применения тренировочных и соревновательных нагрузок в процессе многолетней тренировки юных спортсменов; 5) правильное планирование тренировочных и соревновательных нагрузок, принимая во внимание периоды полового созревания; 6) осуществление как одновременного развития физических качеств спортсменов на всех этапах многолетней подготовки, так и преимущественного развития отдельных физических качеств в наиболее благоприятные возрастные периоды.
Практические задания 1. Что понимается под термином «содержание образования»? 2. Восстановить текст в таблице «Уровни содержания образования»
3. Перечислите компоненты содержания образования и заполните схему.
4. Постройте логическую схему «Содержание образования»
Принципы отбора содержания
… … … … … … … …
5. Что такое Государственный образовательный стандарт и какова его структура? 6. Заполнить таблицу «Содержание ГОС по физической культуре »
7. Выстроить в логической последовательности документы, регламентирующие содержание образования по предмету «Физическая культура» (Учебная авторская программа – Примерная (или типовая) учебная программа по предмету «Физическая культура - Государственный образовательный стандарт (ГОС) по предмету «Физическая культура - Рабочая учебная программа). 8. Что такоеТиповой план-проспект учебной программы для спортивных школ? 9. Заполнить таблицу «Содержание принципов построения учебных программ для спортивных школ »
Литература • Аттестация и государственная аккредитация учреждений физкультурно-спортивной направленности системы дополнительного образования детей: методические рекомендации; под реакцией И.И. Столова. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Советский спорт, 2007. 100 с. • Краевский В.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 352 с. • Сборник нормативных документов. Физическая культура; сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2004. 75 с. • Столов, И.И. Спортивная школа: начальный этап: учебное пособие. М.: Советский спорт, 2007. 140 с. • Типовой план-проспект учебной программы для ДЮСШ и СДЮШОР// Сб. офиц. документов и материалов Госкомспорта РФ по физ. культуре, спорту и туризму. 2001, № 5, С. 27-42. • Физическая культура и спорт в Российской Федерации: нормативное, правовое, организационно-управленческое, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение: документы и материалы (2002 – 2008 годы). М.: Советский спорт, 2008. 1104 с.
Содержание воспитания в едином педагогическом
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1361)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |