Новые принципы воспитания в системе НПО
На современном этапе развития общества вновь приходит понимание неразрывности обучения и воспитания как общей цели образовательного процесса. По результатам исследования, проведенного Е. В. Ткаченко и И. П. Смирновым по вопросам социального состава учащихся учреждений НПО, их идеологической и жизненной направленности, был отмечен целый ряд проблем в сфере деятельности молодежи и подростков. Это проблемы отношения учащихся системы НПО к государству (низкий уровень гражданского самосознания, утрата патриотических ориентиров, агрессивность и экстремистские тенденции), к образовательному учреждению (потеря интереса к учебе, к знаниям, ослабление общественной активности молодежи и подростков), к коллективу. Анализируя ведущие жизненные ценности Не отвергая значительного положительного опыта работы прошедшего десятилетия, авторы исследования предлагают считать главным принципом планирования и построения воспитательной работы в новых условиях ее организацию с ориентацией на зону ближайших интересов молодежи. Для удобства реализации этого принципа в воспитательной практике Е. В. Ткаченко и И. П. Смирнов считают целесообразным условно представить его в виде трех групп принципов: 1. Принципы воспитания: · Принцип гуманизации, провозглашенный в Законе РФ «Об образовании» (1992) идо сих пор не нашедший повсеместной реализации в системе НПО. · Принцип толерантности, провозглашенный ЮНЕСКО как необходимый компонент взаимопонимания, уважения, терпимости молодежи разных стран, религий, профессий. На его основе может быть сформировано уважение к культуре, традициям всех народов. Этот принцип чрезвычайно важен в борьбе с нарастающей агрессивностью подростков. · Принцип самореализации, проявляющийся в стремлении получить высокую квалификацию, стать материально, духовно, профессионально независимым. 2. Принципы организации воспитательной работы: · Принцип коллективизма, группового воспитания, вытекающий из приоритетного стремления молодежи иметь друзей как в широком социуме, так и в учебном заведении. · Принцип универсализации воспитания, его осуществления не только в образовательном учреждении, но и в семье, в социуме. Реализация данного принципа возможна через социальное партнерство. · Принцип сопряженной возрастной идеологии воспитания, включающий формирование раннего правосознания, ведущего к законопослушанию. · Принцип совместной творческой работы учащихся, педагогических работников, родителей. · Принцип вариативности воспитания, предполагающий ситуацию свободного выбора. Свободный выбор дает возможность стимулировать внутреннюю активность подростка, его способность к самоопределению, к самореализации, позволяет проявить индивидуальность. В процессе творческой созидательной деятельности по выбору происходит активное развитие духовного опыта молодого человека. Это является предпосылкой для раскрытия его индивидуальных возможностей и активизации его жизненных сил. · Принцип умеренного традиционализма, предполагающий использование в воспитательной работе опыта прошлых лет. Это и исторический опыт системы НПО XX в., и лучший опыт патриотического, нравственного воспитания, освобожденный от стандартов и штампов, вызывающих естественное неприятие со стороны молодежи. · Принцип исторической преемственности, обеспечивающий трансляцию базовых, социально значимых ценностей от предыдущих поколений к последующим. 3. Принципы опережающей воспитательной работы: · Принцип организации воспитательной работы с ориентацией на зону ближайших интересов, жизненных ценностей и приоритетов современной молодежи. · Принцип организации воспитательной работы на базе предварительной социопедагогической диагностики и социологических исследований субъектов воспитательного процесса. · Принцип организации воспитательной работы на основе не · Принцип создания дифференцированных моделей и механизмов · Принцип организации воздействия на человека всей системы общественных связей в совокупности с разнообразным субъект-субъектным взаимодействием, с преимущественным воздействием на учащихся со стороны воспитателей-педагогов. · Принцип преемственности и взаимосвязи лучших традиций воспитательной работы с целями и задачами воспитания в современных условиях. В заключение, отмечая, что предложенный принцип воспитания с ориентацией на зону ближайших интересов молодежи является ведущим, рассмотрим сущность понятия «зона ближайших интересов». Зона ближайших интересов – это совокупность характеристик представителей молодого поколения (качеств, увлечений, социальных устремлений, ценностных мотивов и ориентаций), лежащих в основе их мотивированного отношения к окружающей действительности. Принцип ориентации на зону ближайших интересов молодежи
Вопросы для самопроверки 4. В чем заключаются современные проблемы воспитания? 5. Охарактеризуйте новые направления социально-профессиональной мотивации молодежи. 6. Расскажите об особенностях социального состава учащихся 7. Как вы относитесь к идеологическим ориентациям современной молодежи? 6. В чем заключается сущность нового принципа воспитания «ориентация на интересы молодежи» и как его можно реализовать
Заключение Настоящее пособие не исчерпывает всего содержания курса «Общая и профессиональная педагогика», однако те проблемы, которые в нем рассматриваются, являются ключевыми для становления педагога профессионального обучения. Хотелось бы пожелать будущим специалистам в области профессионального образования творческого подхода к организации педагогического процесса. Воспитание и обучение подчиняются законам диалектики. Меняются условия жизни, ценностные ориентации человека, изменяются сами воспитанники. При этом любое педагогическое явление каждым педагогом рассматривается по-своему. Это означает, что логика развития, совершенствования мастерства у каждого своя. Она всегда связана с формированием собственной педагогической позиции, которая опирается на глубокое знание педагогической науки и личный опыт профессионально-педагогической деятельности. Хочется надеяться, что данное учебное пособие будет способствовать приобретению педагогического знания, столь важного в самоактуализации личности педагога профессионального обучения.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (797)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |