Развитие системы социальных служб в субъектах Российской Федерации
Социальная служба и ее организационная структура. Система социальных служб в Российской Федерации: государственные, муниципальные и негосударственные службы. Кадровое обеспечение социальных служб. Законодательное и нормативно-правовое регулирование организации и деятельности социальных служб. Виды учреждений социального обслуживания населения. Формы социального обслуживания населения. Региональный и муниципальный опыт государственной социальной службы. Развитие негосударственной социальной службы в регионе. Источники финансирования и эффективность деятельности социальных служб. Проблемы и перспективы развития социальных служб в регионе. Ответ: ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» 1995 года вводит в правовое поле понятие социальная служба. Социальная служба – это система государственной и негосударственной структуры, оказывающая соц. помощь и соц. поддержку и имеющая в своем составе учреждения соц. обслуживания и органы управления ими. Государственная социальная служба включает: 1) Государственные службы: - органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ, в компетенцию которых входит организация и осуществление соц. обслуживания (Министерство здравоохранения и соц. структура РФ - федеральный уровень, Министерство СЗ Свердловской области – региональный уровень); - учреждения соц. обслуживания, находящиеся в государственной собственности; - в гос. соц. службу входят учреждения соц. обслуживания субъектов РФ. 2) Муниципальные соц. службы: - органы местного самоуправления, ответственные за соц. обслуживание; - учреждения соц. обслуживания муниципального подчинения (финансируется за счет местного бюджета); - негосударственные соц. службы. 3) Негосударственные соц. службы: - учреждения соц. обслуживания общественно-благотворительные, религиозные и др. Негосударственные организации (Хосписная служба при Свято-Троицком монастыре под Первоуральском, телефон доверия при Екатеринбургской Епархии). Такая система соц. служб развивалась с 1995 по 2004 год. С 2005 года муниципальная соц. служба переходит в государственную. Источники финансирования: 1) Бюджет (местный и др.) 2) Источники, предусмотренные уставами учреждений. 3) Дополнительные источники (средства из гос. внебюджетных фондов, ОМС), доходы от предпринимательской деятельности учреждений, средства поступающие в качестве оплаты за соц. услуги. 4) Благотворительные взносы и пожертвования. Для всех учреждений соц. обслуживания установлено льготное налогообложение или разрешена предпринимательская деятельность. Социальное обслуживание – это деятельность соц. служб по удовлетворению потребностей, указанных граждан (пожилых и инвалидов) в соц. услугах и включая совокупность соц. услуг, которые предоставляются на дому или в учреждениях соц. обслуживания. Виды соц. обслуживания: 1.Материальная помощь. 2.Соц. обслуживание на дому. 3.Соц. обслуживание в стационаре. 4.Предоставление временного приюта. 5.Организация дневного пребывания. 6.Консультационная помощь. 7.Соц. патронаж семьи. Виды учреждений соц. обслуживания: В РФ соц. услуги предоставляют более 12 тыс. учреждений – стационарные, полу стационарные и нестационарные. Активно развивается сеть учреждений соц. обслуживания семьи, женщин, детей, пожилых и инвалидов. Сегодня значительная часть центров соц. обслуживания – это многопрофильные учреждения, способные предоставить семье, детям, престарелым и инвалидам разнообразные по видам и формам услуги: соц.-медицинские, соц.-педагогические, психолого-педагогические, соц.-бытовые и торговые. В настоящее время действует более 1000 стационарных учреждений соц. обслуживания различных типов (дома-интернаты для ветеранов войны и труда, психоневрологические интернаты, специальные дома-интернаты и отделения для лиц с асоциальным поведением, реабилитационные центры, дома-интернаты для умственно отсталых детей). В некоторых областях получает развитие сеть домов малой вместимости для ветеранов (8-15 человек). Для лиц бомж создана сеть соц. учреждений - специальных домов-интернатов, домов ночного пребывания. Быстрыми темпами развивается сеть учреждений соц. обслуживания семьи и детей. Определенное развитие получили учреждения соц. обслуживания молодежи по организации досуга и культурно-спортивной работы до консультирования психологом, наркологической помощи, планирования семьи. Развивается сеть СО детей в системе образования. Формируется служба практической психологии в образовательном учреждении. Одновременно создаются и разрабатываются службы: психолого-педагогической помощи, соц.-психологической, психолого - медицинской- социальной, профориентационные, соц.-досуговые, реабилитационные. Учреждения СО для семьи и детей:
Сегодня становится очевидным, что концентрация усилия в области становления сети учреждений соц. обслуживания, становится действительно актуальной и эффективной и необходимой населению системы СЗ Формы СО: 1. Например, СО на дому – осуществляется с целью максимально возможного продления пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной соц. среде. 2. Соц.-медицинское обслуживание – предусмотрено для пожилых и инвалидов, страдающих психическими заболеваниями, туберкулезом, онкологическими заболеваниями в поздних стадиях. Цель – достойный уход из жизни. Предоставляют специальные отделения соц.-мед. обслуживания на дому. 3. Полустационарные – сохранение способности к самообслуживанию, активному передвижению. Цель – поддерживать активный образ жизни пожилых людей. 4. Стационарное обслуживание предоставляется гражданам частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и передвижению и нуждающимся в постоянном уходе. 5. Срочное СО – осуществляется в целях оказания неотложной помощи разового характера пожилым и инвалидам, остро нуждающимся в соц. поддержке (горячее питание, обувь, материальная помощь и др.). 6. Соц.-консультативная помощь – направлена на адаптацию в обществе. Она ориентирована на психологическую поддержку и развитие субъективности клиента. СЗ в Свердловской области осуществляется на областном, районном и сельском уровне: Областная: Администрация области организует разработку концепций и программ соц. помощи и их исполнение. Органы областной защиты – это комитеты по вопросам женщин, семей и детей. Отдел соц. защиты. Городская – разработка программ соц. защиты и их исполнение. Распоряжение средствами СЗ на территории города. Организует СЗ города – фонд управления СЗ, комитет по вопросам женщин, семьи и детей, адресная помощь. Местная – администрации районов разрабатывают соц. программы на уровне сельских поселков. Развитию соц. служб препятствуют следующие факторы: - слабая правовая база системы СО. - ограниченность финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении у правительственных органов на федеральном и региональном уровнях, дефицит средств у органов местного самоуправления. - отсутствие координации деятельности министерства и ведомств в сфере СО. - дефицит персонала, обладающего проф. подготовкой в области СР. - низкий соц. статус и неадекватная зарплата работников соц. служб. - недостаточное использование финансовых, экономических и интеллектуальных возможностей неправительственных учреждений. Совершенно ясно, что уже сегодня необходимо создавать в субъектах РФ службы лицензионной деятельности в области СО, обеспечение контроля за соблюдением учреждениями государственных стандартов. Важным направлением деятельности в области СЗН должна стать государственная поддержка на федеральном уровне субъектов РФ в области развития системы СО: развитие нормативно-правовых основ организации и функционирования учреждений; разработка научно-методических основ функционирования сети учреждений СО; государственная поддержка развития материально-технической базы учреждений СО; разработка проектной документации для строительства учреждений нового типа; развитие межрегионального и международного сотрудничества; поддержка кадрового обеспечения сети учреждений. Направления деятельности федеральных, региональных и местных органов СЗ совпадают, они лишь могут отличаться особенностью контингента нуждающихся в соц. помощи. Направления:
Негосударственные службы СЗН в регионе. Деятельность общественных и благотворительных организаций – это проявление инициативы различных слоев, групп населения, отдельных граждан в ответ на реалии соц.-экономической ситуации в стране. Негосударственная система соц. помощи и поддержки населения имеет свои соц. программы, свои источники финансирования, формы и методы работы. Комплексно подходит к решению соц. проблем населения, оказывая соц. помощь по многим направлениям - от материальной до психолого-педагогической. Например, Московский Дом Милосердия, различные благотворительные фонды. В связи с законом от 2006 года, муниципальные соц. службы передают в ведение государственных органов власти и субъектов РФ (Министерство СЗН). Сегодня в Свердловской области бюджет полностью содержат соц. службы. Религиозные организации (Свято-Троицкий монастырь-хоспис для раковых больных) Благотворительная помощь (Ковпак), студенты, частные (Арина Радиовна, клининговые компании). Основные функции органов социальной защиты населения на федеральном уровне:
Функции органов социальной защиты населения на региональном (местном) уровне регламентируются вышестоящими органами при определенной самостоятельности и включают:
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1445)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |