Контроль за развитием детей первого года жизни
Контроль за динамикой психического развития в группах детей первого года жизни проводит воспитатель под руководством старшего воспитателя. Близко к дате рождения каждый месяц (± 5 дней) воспитатель проверяет развитие ребенка по следующим линиям: с конца периода новорожденности и до 2,5—3 месяцев — это развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций и положительных эмоциональных реакций, подготовительные этапы развития активной речи, движения общие. От 2,5—3 до 5—6 месяцев — это также развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций, движений руки, подготовительных этапов активной речи (гуления) и умений в процессе кормления, общих движений. От 5—6 до 9—10 месяцев — это развитие общих движений, действий с предметами, подготовительных этапов понимания речи, навыков и умений в процессах. От 9—10 месяцев до 12 месяцев — это развитие общих движений, действий с предметами, понимание речи и активная речь, развитие навыков и умений в процессах. Данная схема является сокращенным вариантом методики Э. Фрухт, опубликованной в работе: Дети — сироты. Консультирование и диагностика. М., 1998. Она не направлена на постановку диагноза, а лишь позволяет распознать общую картину развития и обратить внимание на некоторые тревожные симптомы. Дней 1.Зрительные ориентировочные реакции: удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение): фиксирует взглядом игрушку (следит) в течение 10с. Движения глаз скачкообразные. Может следить за игрушкой в одну сторону. 2.Слуховые ориентировочные реакции: вздрагивает и моргает при резком Дней 1. Зрительные ориентировочные реакции', удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого); движения заторможены, фиксирует взглядом предмет или лицо взрослого в течение 5—10 с. 2. Слуховые ориентировочные реакции: через 5—10 с. успокаивается; движения заторможены. Слуховое сосредоточение в течение 10—15 с. Месяц 1. Зрительные ориентировочные реакции: плавное прослеживание движущегося предмета; сосредоточивает взгляд на игрушке, плавно следит за ней (до 30 см), не выпускает ее из поля зрения, поворачивает голову вправо и влево. Разрешается следить за игрушкой в одну сторону не менее 2 раз. 2. Слуховые ориентировочные реакции: прислушивается во время и после 3.Эмоции и социальное поведение, первая улыбка в ответ на разговор 4. Движения обилие, лежа на животе, пытается поднимать и удерживать 5.Подготовительные этапы развития активной речи: издает отдельные Месяца 1. Зрительные ориентировочные реакции: а) длительное зрительное сосредоточение: смотрит на привлекший б) длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым: следит не 2. Слуховые ориентировочные реакции: а) ищущие повороты головы при длительном звуке: слушает в течение б) поворачивает голову в сторону голоса взрослого: сосредоточенно 3. Эмоции и социальное поведение: а) быстро отвечает улыбкой на разговор с ним: широко и длительно б) длительное зрительное сосредоточение на другом ребенке: случайно 4. Движения общие: лежа на животе, поднимает, и некоторое время удерживает голову; поднимает невысоко и удерживает голову не менее 5 с. 5. Подготовительные этапы развития активной речи: повторно произносит отдельные звуки. Месяца 1.Зрительные ориентировочные реакции: зрительное сосредоточение в вертикальном положении (на лице разговаривающего с ним взрослого, игрушке); после двух-трех обращений смотрит на лицо говорящего взрослого или игрушку в течение 10с. 2.Эмоции и социальное поведение: а) проявляет комплекс оживления в ответ на эмоциональное общение с б) ищет глазами ребенка, издающего звуки: услышав звуки, издаваемые 3.Движения руки: случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью; оживляясь, выпрямляет руки и наталкивается на игрушку (одну или обе) 2-3 раза. Разжимая пальцы, пытается захватить ее и прослеживает глазами движения рук. 4.Движения общие. а) лежит на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову (в б) удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взросло в) при поддержке под мышки крепко упирается в твердую опору нога Месяца 1.Зрительные ориентировочные реакции: узнает мать или близкого человека (радуется); на знакомого человека смотрит выжидающе, радостно улыбается. При повторном появлении оживляется, внимательно смотрит, иногда гулит и тянется. Недоволен, когда взрослый отходит, и не сразу переводит взгляд на незнакомого; смотрит на него спокойно, отвлекается. В доме 2.Слуховые ориентировочные реакции: а) поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его глазами: слушает в течение 2—3 с и четко поворачивает голову в б) по-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодии: спокойно 3. Эмоции и социальное поведение-. а) во время бодрствования часто и легко возникает комплекс оживления: рассматривает игрушки, захватывает их, следит за окружающим, приходит в оживленное состояние, которое может длиться 3 мин и более; б) ищет взглядом другого ребенка, рассматривает, радуется, тянется к 4. Движения руки и действия с предметами: рассматривает, ощупывает и 5.Движения общие, то же, что и в 3 месяца, но более ярко выражено. 6.Подготовительные этапы развития активной речи: гулит; гулит сам или 7.Навыки и умения в процессах, во время кормления придерживает рука Месяцев 1. Зрительные ориентировочные реакции: отличает близких людей от 2. Слуховые ориентировочные реакции: а) узнает голос матери или близкого человека; к незнакомому голосу б) различает строгую и ласковую интонации обращенной к нему речи, 3.Эмоции и социальное поведение, радуется ребенку, берет у него из рук 4.Движения руки и действия с предметами: а) берет игрушку из рук взрослого: смотрит на игрушку, поднимает и б) удерживает в руке игрушку: взяв игрушку, не роняет и удерживает ее 5. Движения общие. а) долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук: сразу после того, как положили на живот, или при виде игрушки, или после дополнительного воздействия выпрямляет руки, поднимает голову и верхнюю часть корпуса, лежит, опираясь на ладони выпрямленных рук; б) переворачивается со спины на живот: следит за игрушкой, поворачивает голову, корпус, ложится на бок и сразу переворачивается на живот, 6.Подготовительные этапы развития активней речи: подолгу певуче 7.Навыки и умения в процессах: ест с ложки полугустую и густую пищу — Месяцев 1.Зрительные ориентировочные реакции: по-разному реагирует на свое и 2.Движения руки и действия с предметами: уверенно берет игрушки, находясь в любом положении, и подолгу занимается ими, перекладывает из 3.Движения общие. а) переворачивается с живота на спину: следит за игрушкой, поворачивает голову и быстро переворачивается на спину сам или при помощи б) передвигается, переставляя руки или немного подползая: в течение 4.Подготовительные этапы развития активной, речи: произносит отдельные слоги: однократно или редко произносит какой-либо один слог («ба», 5.Навыки и умения в процессах: а) хорошо ест с ложки, снимая пищу губами: раскрывает рот раньше, б) пьет из блюдца или чашки небольшое количество жидкой пищи: прикасается губами к чашке и начинает пить. Выпивает всю порцию. 7 месяцев 1. Движения руки и действия с предметами: игрушкой стучит, размахивает, перекладывает, бросает и пр.; многократно перекладывает игрушку из руки в руку, извлекает звук, стучит по подстилке, бросает вниз (1 мин). 2. Движение общие, хорошо ползает (много, быстро, в разных направлениях); сразу или после рассматривания игрушки и помощи ползет вперед к ней, делает четкие движения руками и ногами, энергично, быстро любым способом меняет направление. 3. Подготовительные этапы развития понимания речи: на вопрос: 4. Подготовительные этапы развития активной речи: подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги; лепечет сам или, молча слушая, 5. Навыки и умения в процессах: пьет из чашки, которую держит взрослый - прикасается губами к краю чашки, пьет быстро. Месяцев 1.Эмоции и эмоциональное поведение: смотрит на действия другого ребенка и смеется или лепечет; смотрит внимательно, с интересом на ребенка, 2.Движения и действия с предметами: а) игрушками занимается долго и разнообразно действует с ними в зависимости от их свойств: толкает мяч один раз, еще раз, сбрасывает крышку с бидончика, действует сразу или после помощи взрослого. Выполняет б) подражает действиям взрослого с игрушками (катает, стучит, вынимает и т.п.); смотрит на действия взрослого и подражает: толкает мяч, сбрасывает крышку, вынимает и пр. Действует повторно - и однократно. Может 3. Движения общие. а) сам садится, сидит и ложится; поворачивает голову, чтобы увидеть б) держась руками за барьер, сам встает, стоит и опускается; цепляясь в) переступает, держась за барьер; идет за игрушкой, переставляя руки, 4. Подготовительные этапы развития понимания речи: а) на вопрос: «Где ... ?» — находит несколько (два-три) предметной на постоянных местах; на вопрос: «Где ... ?» — поворачивает голову и смотрит на б) по слову взрослого выполняет разученные ранее действия (без пока 5.Подготовительные этапы развития активной речи: громко, четко и повторно произносит различные слоги; произносит повторно слоги, имеющиеся в его лепете (несколько слогов). 6.Навыки и умения в процессах, ест корочку хлеба, которую сам держит в Месяцев 1. Слуховые ориентировочные реакции: плясовые движения под плясовую 2. Эмоции и социальное поведение: догоняет ребенка, ползет к нему на 3.Действия с предметами: с предметами действует по-разному, в зависимости от их свойств (катает, вынимает, открывает, гремит, нажимает 4.Движения общие: переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками: смотрит на взрослого и направляется к нему, 5.Подготовительные этапы развития понимания речи: а) на вопрос: «Где ... ?» — находит взглядом несколько знакомых предметов в разных местах независимо от их постоянного местоположения; находит взглядом игрушку на постоянных местах, ищет и находит их на других б) знает свое имя: на зов приближается к взрослому или оборачивается, 6.Подготовительные этапы развития активной речи: подражает взрослому, повторяя за ним слоги, имеющиеся в лепете, слушает, следит за движением губ взрослого и сразу или через 1—2 мин повторяет слоги. 7.Навыки и умения в процессах: а) хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками, четко направляет руки к чашке и берет ее двумя руками, наклоняется к ней и пьет. б) формируется навык опрятности (спокойно относится к процессу высаживания на горшок): ребенок спокойно и адекватно реагирует на предложение взрослого идти на горшок. Сидя на горшке, иногда лепечет, улыбается, не пытается встать. Результат положительный. Месяцев 1.Эмоции и социальное поведение: действует рядом с ребенком или одной 2.Действия с предметами: самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет различные действия с игрушками (вынимает и вкладывает, открывает и закрывает, катает). Действия с предметами принимают устойчивый характер: при виде игрушек выполняет отдельные разученные действия, по предложению взрослого выполняет требуемые действия. Может выполнять действия не до конца (не все игрушки вложил, не все вынул). 3.Движения общие: а) встает около горки, берется руками за перила с одной стороны и б) идет вперед с поддержкой за обе руки: шагает за взрослым, опираясь 4.Понимание речи: по просьбе: «Дай ...» — находит знакомые предметы 5.Подготовительные этапы развития активной речи: подражая взрослому, 6.Навыки и умения в процессах: закрепляются умения, приобретенные в Месяцев 1. Эмоции и социальное поведение: а) радуется приходу детей; радуется детям, смотрит на них; ждет, пока б) избирательное отношение к детям — радуется появлению определенного ребенка, подходит к нему, заигрывает. Если этого ребенка забирают из манежа, проявляет недовольство. Если наблюдаемого ребенка помещают к детям, он осматривается и сразу направляется к определенному ребенку, подходит, наблюдает, начинает действовать с ним или рядом. Бывает иначе: приближается к определенному ребенку, дергает его, разбрасывает его игрушки, отходит и спокойно играет в другом месте. 2.Действия с предметами: овладевает новыми действиями с предметами и начинает выполнять их по слову взрослого (накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень); сам или по инструкции выполняет два действия (не менее) — накладывает кирпичик, снимает и надевает кольца и др. 3.Движения общие: а) стоит самостоятельно; отрывается от опоры и стоит на расставленных ногах 5 с или, оставленный без опоры, не падает в течение 5с., ноги расставлены, руки балансируют; б) делает первые самостоятельные шаги; отпускает опору, делает два- 4. Понимание речи: а) по словесной инструкции выполняет разученные действия, не под б) появляются первые обобщения в понимаемой речи: по словесной 5. Активная речь: произносит первые слова-обозначения, например, Месяцев 1. Зри тельные ориентировочные реакции: а) различает предметы по форме (отличает кирпичик от кубика по просьбе взрослого); в ответ на вопрос смотрит на кубик, на кирпичик, берет рукой и протягивает взрослому, находит взглядом кубик и кирпичик; б) узнает на фотографии знакомого взрослого, мать; в ответ на вопрос смотрит на фотографию, узнав, смеется, трогает ее, оборачивается к взрослому. Если ребенок разговаривает, то называет взрослого, изображенного на фотографии. 2. Эмоции и социальное поведение: а) протягивает другому ребенку и отдает игрушку, сопровождая это смехом и лепетом; действует игрушкой, сосед смотрит на него, наблюдаемый ребенок протягивает соседу игрушку, может смеяться, лепетать, сказать: «На», может действовать молча; б) ищет игрушку, спрятанную другим ребенком; один берет игрушку из рук другого и прячет ее за спину или под пеленку. Другой ищет, просит: «Дай», смеется. 3. Действия с предметами: а) самостоятельно выполняет разученные действия с игрушками (катает, водит, кормит и др.); самостоятельно или по речевой инструкции воспроизводит разученные действия (кормит куклу, катает машину, водит мишку) повторно или однократно. Выполняет три любых разных действия с тремя игрушками или одно действие с тремя игрушками; б) переносит действия, разученные с одним предметом, на другой 4.Движения общие: ходит самостоятельно (без опоры); идет чередующимся шагом, может повернуться, изменить направление. Проходит, не присаживаясь, до 3 м. 5.Понимание речи: а) понимает (без показа) названия нескольких предметов, действия, б) понимает слово «нельзя»; при слове «нельзя» сразу или после двух- в) некоторые слова в речи взрослых принимают обобщенный характер; четко выполняет инструкцию взрослого сразу или после двух-трех повторений; г) по слову взрослого выполняет разученные ранее действия с игрушками: берет куклу и укачивает ее (вверх и вниз), кормит собачку, кладет кирпичик на кирпичик и др. 6. Активная речь: а) легко подражает новым слогам; повторяет за проверяющим слоги. Допустима отсроченная реакция; б) произносит пять — десять облегченных слов; повторяет за проверяющим слова «дай, так, топ-топ» и др.; при показе игрушек называет их облегченными словами сам или повторяет названия за взрослым. Допустима отсроченная реакция. 7. Навыки и умения в процессах: самостоятельно пьет из чашки (держит ее руками и пьет) — протягивает руки к чашке, берет, подносит к губам и пьет. Чашку не выпускает, может сам поставить ее на стол. Разрешается держать чашку, которую дал взрослый, и пить из нее.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1170)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |